реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методика журналистского творчества

реферат
p align="left">· Информационные бюллетени (о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами) и т. д.

Интересно мнение Сокова об этой информационной сети, он говорит, что «эти каналы, как и информационные агентства, распространяют сообщения «общего пользования», без учёта специфики изданий. Конечно, такая помощь полезна, но не снимает проблемы получения сведений непосредственно из жизни, а, следовательно, и проблемы источников информации». Поэтому, соглашаясь с его мнением, мы делаем вывод, что большее внимание необходимо уделять трём основным источникам: человеку, документам и предметно-вещественной среде.

1.3 Способы получения информации

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, т. к. именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения.

Изучая те или иные социальные явления, профессионал пользуется набором определённых методов, которые позволяют ему проникнуть в суть изучаемых объектов. Данный арсенал постоянно пополняется за счёт смежных с журналистикой наук. Например, в последние годы журналисты охотно стали использовать социологические методы сбора информации, как правило, они не являются основными, но органично дополняют традиционные способы получения информации в журналистике. К наиболее используемым заимствованным методам относятся:

· Массовое интервьюирование;

· Анкетирование;

· Систематическое наблюдение;

· Эксперимент.

Но мы более подробно рассмотрим традиционные способы получения информации: наблюдение, документ, интервью (беседа).

Наблюдение

Известно, что кочевники (киргизы, казахи), чтобы скоротать дальнюю дорогу, поют нескончаемую песню обо всём, что видят в пути. Порой и журналистские материалы напоминают такую песню. При этом авторы ссылаются на тезис о том, что наблюдение - важнейший способ сбора информации. Как правило, оно используется для планомерного, целенаправленного восприятия, изучения действительности. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нём создаётся атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортёра (особенно свойственно телевидению и радио).

Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация из такого рода наблюдений всегда отличается живостью и достоверностью. В- третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независимо от чьего-либо мнения.

Наблюдение имеет ряд модификаций.

1. Неподготовленное наблюдение. Журналист имеет возможность увидеть окружающую действительность в живых, непосредственных деталях, в движении. Конкретный объект наблюдения отсутствует. Важно только суметь за фактом увидеть явление, в череде привычных для большинства людей событий разглядеть необычное.

2. Подготовленное наблюдение. У него всегда есть конкретный объект, адрес и время действия. Журналист заранее знает, что предстоит наблюдать, какова последовательность события, когда оно произойдет, и кто в нём будет участвовать. Он имеет возможность предварительно побывать на объекте, выбрать точку наблюдения, собрать заранее полезную информацию.

3. Разовое наблюдение. Используется для наблюдения за одноимённым событием, все стадии которого происходят на глазах журналиста. Данное событие ограничено во времени и пространстве. При этом хорошо различимы детали, подробности, характерные признаки.

4. Длительное наблюдение. Позволяет изучить объект исследования, увидеть явление или событие в динамике. Такие явления могут иметь значительную протяжённость во времени и пространстве. Журналист имеет возможность неоднократно к ним возвращаться, исследуя всё новые грани проблемы.

5. Открытое наблюдение. Журналист при встрече с источником информации не скрывает свою профессиональную принадлежность, издание, которое представляет, а также тему и цель беседы.

6. Скрытое наблюдение. Используется обычно в конфликтной ситуации, ибо не вызывает «возмущения» объекта. Журналист остаётся в тени, не указывая свою профессию, не раскрывая истинную цель контакта с источником. Оно позволяет увидеть факты и события в неискажённом виде, лучше понять истоки конфликта.

Вы можете использовать любой вид наблюдения, но важно помнить одно. Успех наблюдения зависит от умения установить значение, новизну и возможный эффект, происходящего события, чтобы не сработать на корзину, а наполнить вашу «песню» смыслом, сделать её «хитом» пусть не сезона, так номера.

Работа с документами

Если с помощью наблюдения мы получаем сведения, что называется, из первоисточника, то документы дают возможность использовать и опосредованные данные. Такие сведения могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий. Все эти данные могут потребоваться журналисту для использования в тексте, могут и не потребоваться, выступив только как материал, подлежащий переработке в ходе творческого процесса. В условиях «информационного взрыва» от журналиста требуется высокий уровень документоведческой, библиографической грамотности, широкое представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. Г.В. Лазутина делит их следующим образом:

По типу деятельности:

1) Государственно-административные

2) Производственно-административные

3) Общественно-политические

4) Научные

5) Нормативно-технические

6) Справочно-информационные

По сферам обращения:

1) Производственные

2) Документы общественных организаций

3) Бытовые

Освоение любых документов складывается из трёх этапов: извлечение данных, их фиксация и интерпретация. Каждый из них требует тщательности и скрупулёзности в работе. Особую сложность представляет проверка документа. Журналист обязан не только установить его подлинность. Необходимо убедиться в достоверности заключённых в нём сведений, в том, что они соответствуют действительности. И, наконец, получить ответ на вопрос: насколько надёжны или репрезентативны эти сведения, могут ли они служить основой для серьёзных выводов и обобщений. Для проверки данных документа на надёжность, т. е. на то, в какой мере они основательны, представительны, чтобы служить базой для серьёзных выводов и обобщений, журналистам не мешает почаще консультироваться со специалистами, способными выступить в качестве экспертов по той или иной проблеме.

Интервью

Самый распространённый способ получения информации - интервью. У некоторых авторов он звучит как беседа. Журналистов этот способ привлекает потому, что даёт широкий спектр сведений: фактические данные, мнения, предположения и прогнозы, речевую характеристику собеседника. Одна из задач при этом - постижение личности партнёра. Решению такой задачи способствует характер вопросов и их чередование, реплики и замечания журналиста, интонация и ритм разговора, стимулы, помогающие собеседнику одолеть скованность. Главное, журналист должен владеть достаточным количество приёмов, стимулирующих общение. Анатолий Аграновский даёт хорошие советы на этот счёт: не молчать при разговоре, не стыдиться незнания, втягивать собеседника в процесс обдумывания, «заострять» предмет возможного спора и т. п.

А Анатолий Иванович Соков выводит целый ряд правил ведения беседы, соблюдение которых, по его мнению, позволит получить от источника максимально возможную информацию.

1) Основное правило общения состоит в том, что информация успешно передаётся только в условиях двустороннего контакта, взаимного желания изложить свою позицию.

2) Побудить собеседника к разговору может лишь частичная неосведомлённость журналиста. Если у вас нулевые знания по теме беседы, лучше к ней не приступать: результат будет равен познаниям.

3) Журналист не только должен знать предмет разговора, но и способен правильно понять собеседника, мотивы его поведения, профессиональные и человеческие качества.

4) Как правило, время и место встречи назначает интервьюируемый, иногда при этом согласовываются основные направления разговора. Журналист должен позаботиться, чтобы обстановка при проведении встречи была психологически благоприятной, удобной. Обычно профессиональные журналисты стремятся устроить встречу наедине, чтобы собеседник в присутствии других людей не был сдержан в своих суждениях.

5) Разговор должен идти на тему, наиболее значимую для собеседника. Беседа вызовет больший интерес, если вам удастся сочетать единство позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем. Вопросы желательно использовать разного типа (открытые и закрытые, основные и неосновные, нейтральные и подсказывающие). За многообразием вопросов - многообразие отношений участников беседы.

Важно чтобы журналист понял, что при ведении беседы ему нужно установить взаимопонимание с собеседником и сделать общение не мучительным для него, а приятным.

1.4 Методы познания действительности

И вот подготовительная работа позади. Продуманы источники и способы получения информации. Пора на объект, который решили исследовать. Наступает ещё более ответственный момент - практического изучения, освоения действительности. Наука предлагает целый ряд методов познания окружающего мира (путей исследования), которыми журналисты успешно пользуются.

Наблюдение. «Метод маски». Наблюдение - не только способ получения информации, но и важная составляющая журналистского исследования темы. Чем больше видов наблюдения использует автор при сборе фактического материала, тем богаче его творческая палитра, ярче факты, убедительнее оценки, глубже выводы.

Вот всех перечисленных ранее видах наблюдения автор выступает чаще всего в качестве свидетеля события. Но иногда журналисту удаётся стать и непосредственным участником. Такое скрытое наблюдение называется включённым, методом перемены профессии или «методом маски». По моему мнению, к данному методу очень хорошо подходят слова А. Сент-Экзюпери: «Узнать… - это увидеть. Но чтобы видеть, необходимо сначала участвовать. Это суровая школа. Кто я такой, если не участвую?..»

Применение включённого наблюдения помогает обрести новые ценности для всех участников этого активного взаимодействия. Различные по характеру и масштабу обретения получает не только аудитория, не только та профессиональная среда, в которую он внедряется для её познания, но и сам автор.

Общение с людьми разных профессий, овладение их навыками, способность видеть мир их глазами развивает у журналиста как социальную, так и обычную зоркость, наблюдательность. Жизнь в новой профессиональной среде, длительное общение со своими героями помогает журналисту приобрести ещё и такое важное качество, как единство нравственных ориентиров с аудиторией.

А что же обретёт при этом аудитория, оценив с помощью журналиста реальные условия, глубже проникнув в открытую проблему, получив совершенно иную чёткость изображения? Огромная значимость такого подлинного знания в том, что читатели видят в других, малознакомых сферах жизни, похожие, очень близкие проблемы, хотя и появившиеся в иных профессиональных условиях. А это усиливает ощущение духовной целостности, социальной близости вроде бы далёких по интересам людей.

И ещё один важный плюс метода «маски» в том, что он позволяет обеспечить высокую достоверность и подлинность отображаемой действительности.

Анализ. Анализ является, как отмечает А.И. Соков, важнейшим методом познания действительности. В переводе с греческого означает «разложение», «расчленение» (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним исследования. Чтобы глубже разобраться в структуре явления, журналист мысленно расчленяет его на составные части. Отдельные элементы, как известно, лучше поддаются изучению, нежели целое. Для того чтобы, например, изучить устройство часов, надо, как минимум, снять с них крышку. Чтобы понять, почему отстаёт хозяйство, необходимо проанализировать работу всех его служб и найти в итоге «слабое звено».

При анализе автор решает в первую очередь следующие вопросы: «Что выделить?», «В каком количестве?», «В какой последовательности?». Анализ даёт возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета.

Разделив предмет на части, мы должны затем вернуть его в первоначальное состояние. Для этого существует следующий метод, тесно связанный с анализом.

Синтез. Если анализ - это разложение, то синтез - соединение различных элементов объекта в единое целое. Иными словами - восхождение от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Своего рода «сбор часового механизма».

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.