реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Литературно-библиографическая информация в СМИ

реферат
p align="left">В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное пространство.

Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала.

На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора.

Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени?

Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения.

Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями.

У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д.

Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль».

Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской).

Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики.

При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге.

Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни.

На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана.

Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения.

Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов.

Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге.

2.3 Литературно-библиографическая информация на радио

Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым распространённым и легко доступным источником информации.

Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения, оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним.

Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны. Это:

- рекламные сообщения;

- интервью с авторами книг;

- авторские передачи, посвящённые художественной литературе;

- специальные литературно-информационные передачи, которые знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться к специальной литературоведческой справочной литературе;

- литературные игры: викторины, конкурсы, казино;

- литературные чтения и радиоспектакли.

Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые отдалённые) России.

Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это «Российская газета».

Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями.

Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых, любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2 раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы.

Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в 11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и молодые артисты московских и петербургских театров.

Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10. Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и подростков.

Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России» представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется «Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей.

Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих классиках, прозе и поэзии XVIII - XIX веков, даёт анализ этих произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30.

Во вторник и среду на «Радио России» в 09.10. выходит «Радиосериал». «Радиосериал» даёт возможность слушателям с самыми разными литературными интересами «встретиться» со своими любимыми произведениями в форме радиоспекталя.

«Детский остров» - уже само название говорит о том, что эта передача предназначена для подрастающего поколения. Литературные игры, путешествия в страну литературных героев, выступление детских писателей и поэтов, детские радиотеатры - всё это привлекает юных читателей уже к любимым и ещё незнакомым книгам. Передача выходит в эфир во вторник, среду, четверг и пятницу в 09.30. утра, а в субботу и в воскресенье в 10.30. утра.

Один раз в месяц, в среду в 14.30. выходит театральная программа «Карету мне, карету». Передача рассказывает о новых театральных постановках, где и когда их можно увидеть.

Литературная радиовикторина для старшеклассников «Я - детектив» выходит 2 раза в месяц, в среду и четверг в 16.30. Викторина проходит по законам детективного жанра и по произведениям этого жанра. Ответы на вопросы побуждают слушателей ещё и ещё раз обращаться к текстам самих произведений.

Программа «Причалы» является исторической передачей, но и здесь рассказывается о художественных произведениях, посвящённых нашей истории. Программа выходит в эфир по пятницам в 09.10.

На «Радио России» существует и такая передача, как «Из фондов радио Украины» (аналогично из фондов других стран СНГ), где передаются радиоспектакли различных театров Украины (других стран). Радует то, что с «развалом» СССР, наше радио не перестаёт сотрудничать с «бывшими» республиками СССР в литературном плане. Передача в эфире по субботам в 13.10.

В выходные дни на волнах «Радио России» авторская программа А. Дементьева, где он говорит о литературе сегодняшнего дня. Эфир в субботу в 14.10., в воскресенье в 16.10.

В 17.40. в субботу выходит очень интересная передача, посвящённая «возвращённой литературе» и поэтам русского зарубежья. Она называется «Мы жили тогда на планете другой».

Субботним днём в 13.30. транслируется программа «Театр у вас дома». Передача - радиоспектакль.

«Классика с полчасика» - посвящена классическим произведениям. Суббота, 15.30., один раз в месяц.

Субботний вечер, 20.10. - «Взгляните на портрет», передача рассказывает о творчестве поэтов-классиков, поэтов «серебряного века» и наших современников.

Воскресенье, 19.30. - аналог газеты «Книжное обозрение» - радиогазета «Книжное обозрение». На волнах этой радиопередачи дебютируют молодые авторы и уже признанные; даётся материал о произведениях печати; публицистика и критика; материал по художественной литературе и литературоведению. Передача посвящена и книготорговцам.

По выходным дням, в 19.10. на «Радио России» передача «История любви». Она рассказывает о женщинах и их роли в судьбе русских (российских) писателей и поэтов. В основе передачи лежит интересный историко-литературный материал; рекомендуются книги о жизни и любви великих людей. Материал передачи можно использовать для подготовки мероприятий, посвящённых 8 Марта и персональным лицам. Передача представляет интерес для всех тех, кто интересуется психологией человеческих отношений и ценит истинное чувство любви и дружбы между мужчиной и женщиной.

Как мы видим, радио имеет широкие возможности в предоставлении своим слушателям литературной, библиографической и книговедческой информации, и формы этой информации самые разнообразные. Убедиться в этом нам помог канал «Радио России».

3. Взаимодействие библиотек и СМИ на примере работы «Библиотеки Автограда» (г. Тольятти)

3.1 «Библиотека Автограда» - городской общедоступный центр информации

28 сентября 1967 года принято решение о создании библиотеки завкома профсоюза - «Библиотека профкома ВАЗа». С 1974 года - это «Библиотечно-информационный комплекс АО «АВТОВАЗ»» (приложение 23). А с 1 января 1999 года БИК был преобразован в Муниципальное учреждение культуры «Библиотека Автограда».

30лет (1968-1998) библиотеку возглавляла Краснова Ирина Алексеевна. Она является заслуженным работником культуры. Всю себя Ирина Алексеевна посвятила любимой работе.

С 1999 года библиотеку возглавляет молодой и энергичный директор, профессионал своего дела - Булюкина Надежда Валентиновна.

В «Библиотеке Автограда» работает 138 человек. За 2001 год произведено около 2-х миллионов книговыдач, представлено 46000 справок. Книжный фонд универсального содержания - 658 тысяч.

В том числе:

- литература по искусству 47270 экз.;

- аудиовизуальные материалы 6445 экз.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.