p align="left">В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное пространство. Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала. На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора. Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени? Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения. Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями. У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д. Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль». Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской). Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики. При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге. Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни. На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана. Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения. Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов. Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге. 2.3 Литературно-библиографическая информация на радио Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым распространённым и легко доступным источником информации. Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения, оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним. Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны. Это: - рекламные сообщения; - интервью с авторами книг; - авторские передачи, посвящённые художественной литературе; - специальные литературно-информационные передачи, которые знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться к специальной литературоведческой справочной литературе; - литературные игры: викторины, конкурсы, казино; - литературные чтения и радиоспектакли. Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые отдалённые) России. Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это «Российская газета». Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями. Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых, любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2 раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы. Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в 11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и молодые артисты московских и петербургских театров. Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10. Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и подростков. Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России» представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется «Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей. Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих классиках, прозе и поэзии XVIII - XIX веков, даёт анализ этих произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30. Во вторник и среду на «Радио России» в 09.10. выходит «Радиосериал». «Радиосериал» даёт возможность слушателям с самыми разными литературными интересами «встретиться» со своими любимыми произведениями в форме радиоспекталя. «Детский остров» - уже само название говорит о том, что эта передача предназначена для подрастающего поколения. Литературные игры, путешествия в страну литературных героев, выступление детских писателей и поэтов, детские радиотеатры - всё это привлекает юных читателей уже к любимым и ещё незнакомым книгам. Передача выходит в эфир во вторник, среду, четверг и пятницу в 09.30. утра, а в субботу и в воскресенье в 10.30. утра. Один раз в месяц, в среду в 14.30. выходит театральная программа «Карету мне, карету». Передача рассказывает о новых театральных постановках, где и когда их можно увидеть. Литературная радиовикторина для старшеклассников «Я - детектив» выходит 2 раза в месяц, в среду и четверг в 16.30. Викторина проходит по законам детективного жанра и по произведениям этого жанра. Ответы на вопросы побуждают слушателей ещё и ещё раз обращаться к текстам самих произведений. Программа «Причалы» является исторической передачей, но и здесь рассказывается о художественных произведениях, посвящённых нашей истории. Программа выходит в эфир по пятницам в 09.10. На «Радио России» существует и такая передача, как «Из фондов радио Украины» (аналогично из фондов других стран СНГ), где передаются радиоспектакли различных театров Украины (других стран). Радует то, что с «развалом» СССР, наше радио не перестаёт сотрудничать с «бывшими» республиками СССР в литературном плане. Передача в эфире по субботам в 13.10. В выходные дни на волнах «Радио России» авторская программа А. Дементьева, где он говорит о литературе сегодняшнего дня. Эфир в субботу в 14.10., в воскресенье в 16.10. В 17.40. в субботу выходит очень интересная передача, посвящённая «возвращённой литературе» и поэтам русского зарубежья. Она называется «Мы жили тогда на планете другой». Субботним днём в 13.30. транслируется программа «Театр у вас дома». Передача - радиоспектакль. «Классика с полчасика» - посвящена классическим произведениям. Суббота, 15.30., один раз в месяц. Субботний вечер, 20.10. - «Взгляните на портрет», передача рассказывает о творчестве поэтов-классиков, поэтов «серебряного века» и наших современников. Воскресенье, 19.30. - аналог газеты «Книжное обозрение» - радиогазета «Книжное обозрение». На волнах этой радиопередачи дебютируют молодые авторы и уже признанные; даётся материал о произведениях печати; публицистика и критика; материал по художественной литературе и литературоведению. Передача посвящена и книготорговцам. По выходным дням, в 19.10. на «Радио России» передача «История любви». Она рассказывает о женщинах и их роли в судьбе русских (российских) писателей и поэтов. В основе передачи лежит интересный историко-литературный материал; рекомендуются книги о жизни и любви великих людей. Материал передачи можно использовать для подготовки мероприятий, посвящённых 8 Марта и персональным лицам. Передача представляет интерес для всех тех, кто интересуется психологией человеческих отношений и ценит истинное чувство любви и дружбы между мужчиной и женщиной. Как мы видим, радио имеет широкие возможности в предоставлении своим слушателям литературной, библиографической и книговедческой информации, и формы этой информации самые разнообразные. Убедиться в этом нам помог канал «Радио России». 3. Взаимодействие библиотек и СМИ на примере работы «Библиотеки Автограда» (г. Тольятти) 3.1 «Библиотека Автограда» - городской общедоступный центр информации 28 сентября 1967 года принято решение о создании библиотеки завкома профсоюза - «Библиотека профкома ВАЗа». С 1974 года - это «Библиотечно-информационный комплекс АО «АВТОВАЗ»» (приложение 23). А с 1 января 1999 года БИК был преобразован в Муниципальное учреждение культуры «Библиотека Автограда». 30лет (1968-1998) библиотеку возглавляла Краснова Ирина Алексеевна. Она является заслуженным работником культуры. Всю себя Ирина Алексеевна посвятила любимой работе. С 1999 года библиотеку возглавляет молодой и энергичный директор, профессионал своего дела - Булюкина Надежда Валентиновна. В «Библиотеке Автограда» работает 138 человек. За 2001 год произведено около 2-х миллионов книговыдач, представлено 46000 справок. Книжный фонд универсального содержания - 658 тысяч. В том числе: - литература по искусству 47270 экз.; - аудиовизуальные материалы 6445 экз.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|