p align="left">Недостаток рубрики в том, что она является непостоянной, выходит с разной периодичностью на страницах журнала. Интересна и рубрика «Русское поле», которая пытается, хоть в какой-то степени, помочь преодолеть культурную разорванность центра и провинции. Воссоздать единое духовное пространство России невозможно без участия одарённой молодёжи - будущих создателей и устроителей нашей культуры и литературы. Поэтому рубрика представляет молодых авторов и их произведения из разных регионов России (приложение 18). В рубрике к краткому библиографическому описанию даются рекомендательные аннотации. Рубрика печатается в журнале с периодичностью 3-4 раза в год. Рубрика «Титульный лист» представляет книги, которые уже вышли в свет. Здесь представлены не только художественные произведения, но и публицистика и мемуары (приложение 19). Библиографическое описание дополняется общими рекомендательными аннотациями. Выходит на страницах журнала «Октябрь» в течение года с разной периодичностью. «Октябрь» выносит на первую страницу обложки информацию о самых лучших публикациях в номере журнала, а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, которые публикуются в течение года, и будут публиковаться в следующем году. «Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли, издаётся с января 1925 года. Открывается журнал художественными произведениями - это романы, повести, рассказы, стихи и поэмы. «Новый мир» представляет читателю авторов разных «рангов» - от начинающих до корифеев. Немало места в журнале занимает интересующая нас рубрика «Рецензии и обзоры», где представлены обзоры художественной литературы и подробные, обстоятельные рецензии на них. «Книжная полка» журнала «Новый мир» также знакомит нас с новыми книгами, книги представлены разными жанрами. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией (приложение 20). Рубрику «ведут» разные авторы. В приложении представлена «Книжная полка Никиты Елисеева». Очень интересна такая находка журнала, как «Библиографические листки». Здесь представлены не только отдельные книги, но и произведения из периодической печати, с указанием источника информации. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией. Очень удобно для читателей то, что рубрика постоянна. Рубрика используется также и библиотекарями при подготовке рекомендательных списков, литературных обзоров, бесед, вечеров (приложение 21). «Литературная критика» представляет нам новые произведения молодых авторов; критика читается с интересом, т.к. написана живым и интересным языком, имеет много спорных мнений различных авторов-критиков на одно и тоже произведение. «Звезда» - «толстый» литературный журнал, издаётся с 1926 года. Журнал тоже открывается художественными произведениями, представленными разными авторами во всём многообразии жанров и стилей. В журнале есть всё: и публицистика, и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, и мемуары. А раздел «Новые переводы» представляет литературу зарубежных авторов. «Звезда» не публикует литературно-библиографической информации как таковой. Единственная форма ЛБИ - на четвёртой странице обложки журнала, где представляются вниманию читателя и книготорговцев списки книг, уже вышедших в свет или готовящихся к печати (приложение 22). С произведениями авторов дальнего зарубежья мы можем ознакомиться в журнале «Иностранная литература». Это ежемесячный литературный журнал, целые номера которого иногда посвящены литературе отдельной страны. Раздел «Курьер «ИЛ»» знакомит нас с произведениями и авторами различных стран в форме литературного обзора. «Среди книг» - в этом разделе печатается литературная критика. Кроме «толстых» литературных журналов существуют также литературоведческие и «тонкие» журналы. Литературоведческие журналы удовлетворяют глубокий интерес читателей к литературным явлениям, потребность в изучении истории и теории литературы. Одним из таких изданий является журнал «Вопросы литературы», рассчитанный на читателей, по роду своей деятельности связанных с литературой, и на широкие круги любителей литературы. На его страницах освещается текущая литературная жизнь России и зарубежных стран. В центре внимания журнала находятся проблемы теории, истории литературы, критики, эстетики; публикуются материалы из архивов по истории русской классики, зарубежной и российской литературы. Рецензируются только литературоведческие работы, а обзоры посвящаются литературно- художественным произведениям. Историко-литературный журнал «Русская литература» представляет особый интерес. Каждый номер журнала открывается разделом, в котором разрабатываются проблемы истории и теории литературы. В критико-библиографическом разделе журнала «Обзоры и рецензии» анализируются заметные исследования теоретического и историко-литературного характера и капитального издания произведений писателей. Для учителей-литераторов предназначен журнал «Литература в школе». Это журнал методического характера. Главная задача журнала - способствовать улучшению преподавания литературы в школе. Здесь печатаются статьи литературоведческого плана, обзоры, рецензии, списки книг. Журнал «Детская литература» рассматривает проблемы истории, теории и современного развития детской литературы. «Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк». Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг». Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации «тонкие» журналы не содержат. В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы, пропагандирующие продукцию местных издательств. В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал «Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк… Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня: «Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы, обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» ( 2.2 Литературно-библиографическая информация на телевидении В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей, телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений. Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется литературно-художественным изданиям. Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в помощь эстетическому самообразованию читателей. Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её многократного использования. Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень прочны, где им надо расширяться и углубляться. Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам и знакомству читателей с новинками литературы. Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы. А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии «Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты, в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере определяя его содержательный, духовный уровень. И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ, как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»), «Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то, что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие, литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и литературы. Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ. Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга. Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки. Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра». Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге. Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|