реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Литературно-библиографическая информация в СМИ

реферат
p align="left">Недостаток рубрики в том, что она является непостоянной, выходит с разной периодичностью на страницах журнала.

Интересна и рубрика «Русское поле», которая пытается, хоть в какой-то степени, помочь преодолеть культурную разорванность центра и провинции. Воссоздать единое духовное пространство России невозможно без участия одарённой молодёжи - будущих создателей и устроителей нашей культуры и литературы. Поэтому рубрика представляет молодых авторов и их произведения из разных регионов России (приложение 18).

В рубрике к краткому библиографическому описанию даются рекомендательные аннотации. Рубрика печатается в журнале с периодичностью 3-4 раза в год.

Рубрика «Титульный лист» представляет книги, которые уже вышли в свет. Здесь представлены не только художественные произведения, но и публицистика и мемуары (приложение 19). Библиографическое описание дополняется общими рекомендательными аннотациями. Выходит на страницах журнала «Октябрь» в течение года с разной периодичностью.

«Октябрь» выносит на первую страницу обложки информацию о самых лучших публикациях в номере журнала, а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, которые публикуются в течение года, и будут публиковаться в следующем году.

«Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли, издаётся с января 1925 года.

Открывается журнал художественными произведениями - это романы, повести, рассказы, стихи и поэмы. «Новый мир» представляет читателю авторов разных «рангов» - от начинающих до корифеев.

Немало места в журнале занимает интересующая нас рубрика «Рецензии и обзоры», где представлены обзоры художественной литературы и подробные, обстоятельные рецензии на них.

«Книжная полка» журнала «Новый мир» также знакомит нас с новыми книгами, книги представлены разными жанрами. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией (приложение 20). Рубрику «ведут» разные авторы. В приложении представлена «Книжная полка Никиты Елисеева».

Очень интересна такая находка журнала, как «Библиографические листки». Здесь представлены не только отдельные книги, но и произведения из периодической печати, с указанием источника информации. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией. Очень удобно для читателей то, что рубрика постоянна. Рубрика используется также и библиотекарями при подготовке рекомендательных списков, литературных обзоров, бесед, вечеров (приложение 21).

«Литературная критика» представляет нам новые произведения молодых авторов; критика читается с интересом, т.к. написана живым и интересным языком, имеет много спорных мнений различных авторов-критиков на одно и тоже произведение.

«Звезда» - «толстый» литературный журнал, издаётся с 1926 года.

Журнал тоже открывается художественными произведениями, представленными разными авторами во всём многообразии жанров и стилей.

В журнале есть всё: и публицистика, и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, и мемуары.

А раздел «Новые переводы» представляет литературу зарубежных авторов.

«Звезда» не публикует литературно-библиографической информации как таковой. Единственная форма ЛБИ - на четвёртой странице обложки журнала, где представляются вниманию читателя и книготорговцев списки книг, уже вышедших в свет или готовящихся к печати (приложение 22).

С произведениями авторов дальнего зарубежья мы можем ознакомиться в журнале «Иностранная литература». Это ежемесячный литературный журнал, целые номера которого иногда посвящены литературе отдельной страны.

Раздел «Курьер «ИЛ»» знакомит нас с произведениями и авторами различных стран в форме литературного обзора.

«Среди книг» - в этом разделе печатается литературная критика.

Кроме «толстых» литературных журналов существуют также литературоведческие и «тонкие» журналы. Литературоведческие журналы удовлетворяют глубокий интерес читателей к литературным явлениям, потребность в изучении истории и теории литературы.

Одним из таких изданий является журнал «Вопросы литературы», рассчитанный на читателей, по роду своей деятельности связанных с литературой, и на широкие круги любителей литературы. На его страницах освещается текущая литературная жизнь России и зарубежных стран.

В центре внимания журнала находятся проблемы теории, истории литературы, критики, эстетики; публикуются материалы из архивов по истории русской классики, зарубежной и российской литературы. Рецензируются только литературоведческие работы, а обзоры посвящаются литературно- художественным произведениям.

Историко-литературный журнал «Русская литература» представляет особый интерес.

Каждый номер журнала открывается разделом, в котором разрабатываются проблемы истории и теории литературы. В критико-библиографическом разделе журнала «Обзоры и рецензии» анализируются заметные исследования теоретического и историко-литературного характера и капитального издания произведений писателей.

Для учителей-литераторов предназначен журнал «Литература в школе». Это журнал методического характера. Главная задача журнала - способствовать улучшению преподавания литературы в школе. Здесь печатаются статьи литературоведческого плана, обзоры, рецензии, списки книг.

Журнал «Детская литература» рассматривает проблемы истории, теории и современного развития детской литературы.

«Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк».

Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг».

Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации «тонкие» журналы не содержат.

В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы, пропагандирующие продукцию местных издательств.

В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал «Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк…

Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня: «Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы, обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» (

2.2 Литературно-библиографическая информация на телевидении

В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей, телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений.

Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется литературно-художественным изданиям.

Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в помощь эстетическому самообразованию читателей.

Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её многократного использования.

Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень прочны, где им надо расширяться и углубляться.

Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам и знакомству читателей с новинками литературы.

Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы.

А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии «Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты, в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере определяя его содержательный, духовный уровень.

И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ, как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»), «Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то, что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие, литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и литературы.

Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ.

Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга.

Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки.

Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра».

Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге.

Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.