реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

реферат
p align="left">Кроме того, информация рассматривается по-разному не только в качественном, но и в количественном отношении. Редакторы и ведущие производят отбор информации из некоторого потока: часть ее используется в полном объеме, другая - частично, третья игнорируется. Структура политического информирования в электронных СМК убедительно свидетельствует в пользу этого тезиса. Если сопоставить, например, информационную рубрикацию разных СМК, то бросается в глаза то, что ряд событий, вошедших в заголовки новостей в трансляциях одних каналов, не нашли даже упоминания в эфире других.

Электронные средства массовой коммуникации (ЭСМК) стали в настоящее время не только неотъемлемой частью культуры общества посредством формирования специфических социокультурных пространств, но и важнейшим социальным институтом социализации человека. Проблема их влияния на сознание и поведение различных групп населения (также как и последствий этого влияния) занимает одно из первых мест в современной социальной психологии и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский Институт по изучению средств массовой коммуникации и др.).

Другая важная проблема - проблема адекватности понимания материалов ЭСМК. По данным Т.З. Адамьянц (исследование проведено в Таганроге, Москве и Подмосковье) лишь 12-14% населения обладают навыками адекватного восприятия сообщений общественно-политического характера. Причем, состав этой группы прямо не зависит от таких социальных критериев как пол, возраст и уровень образования [22. 74-75]. Думается, что и в сфере художественной информации наблюдается в целом сходная картина. Понятно, что одной из главных функций СМК является создание аудитории, способной к адекватному восприятию разнообразной информации. В Лондоне над входом в центральный офис корпорации ВВС золотом выгравирован лозунг «Информировать. Поучать. Развлекать». Эта формула должна быть дополнена другой, сформулированной Г. Лассуэллом: кто передает информацию, что именно передает, по какому каналу передает, кому передает и с каким результатом.

Обобщая подходы проблеме, можно сделать вывод, что главная мысль, к которой приходят большинство исследователей: коммуникативные пространства, образуемые СМК, не могут не быть образовательными по своей сути; проблема же заключается в том, формирование каких личностных особенностей стимулируется этими образовательными пространствами, а какие отодвигаются на периферию личностно-мотивационной системы человека или затушевываются вовсе.

В этом контексте задачи СМК весьма похожи на те, которые стоят перед сферой образования. Т.М. Дридзе так сформулировала главную задачу педагога: «... не обучать общению через язык, а наоборот - обучать языку через общение». Полноценный информационный контакт имеет целью выяснение истинных и глубинных причин появления текста. Но практика работы СМК убедительно свидетельствует, что не только аудитория часто оказывается неспособной к правильной интерпретации текста, нередко уровень профессиональной квалификации и целевые установки самих организаторов вещания - редакторов, журналистов, ведущих - приводят к формированию лишь псевдо и квазикоммуникаций.

Указанная тенденция наиболее ярко обнаруживает себя, когда к информации относятся не как к социальному благу и продукту культуры, а как к предмету своеобразного материального потребления и торговли. В последнем случае стереотипы массовой культуры оказывают негативное влияние на личность. Кроме того, ряд исследователей высказывают опасение, что человечество, вступив в четвертую - информационную - стадию своего развития, оказывается способным не только захлестнуть мир бесконтрольными коммуникациями (что тем более нежелательно в процессе социализации подрастающего поколения), но оторвать человека от его природной сущности и межличностного общения, перенести его в виртуальную сферу.

В связи со сказанным становится понятным, что деятельность ЭСМК и информационные пространства, которые она формирует, являются важной составной частью образовательных пространств. От особенностей их идеологии и целеполагания (определяемых явно или скрыто), структуры и содержания вещания, отбора информации и текстов, используемых в вещании или на которые имеются ссылки в потоке вещания, методов донесения информации и структуры аудитории, которой эта информация или вещание в целом адресованы, зависит и эффективность воздействия, т.е. реальный результат работы СМК.

3. Проблема «человек - искусство» под углом зрения становления социальных установок личности

Для реализации поставленных в нашей работе целей и задач необходимо рассмотреть, как феномен нравственных социальных установок личности анализировался в различных социальных и гуманитарных науках. Это позволит отыскать подходы к интерпретации его содержательных и структурных аспектов, актуальных нашего исследования. Изучение научной литературы позволяет прийти к выводу, что под социальными установками в настоящее время имеется в виду отношение личности к тому или иному сектору социальной реальности.

В философии под отношением понимается всеобщая форма бытия материального мира. Г.В.Ф. Гегель утверждал, что отношение есть “истина всякого существования”: любое событие, свойство или явление реального мира может проявиться, вскрыть свою сущностную силу только через его отношения с другими событиями, свойствами или явлениями. Исследуя субъект объектные отношения, М.С. Каган указывал, что именно они «характеризуют целостно рассматриваемую человеческую деятельность». Установлено, что одни и те же объективно сложившиеся обстоятельства, явления материального порядка, феномены духовной жизни общества и личности оказывают различное воздействие на разных людей. Не только и не столько благодаря своим непосредственным свойствам, сколько вследствие выделения в них личностно значимых аспектов, в конечном счете, оказывающих определяющее, решающее влияние на поведенческие реакции человека.

Л.С. Выготский писал: «Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. С.Л. Рубинштейн указывал: “действия человека и его деятельность в целом - это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова».

В.Н. Мясищев так определяет содержание понятия “отношение”: «Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания».

Обобщая высказанные суждения, можно сделать, по крайней мере, четыре вывода: во-первых, в отношение вступает человек как целостная личность; во-вторых, в отношении можно выделить два элемента связи - субъект и объект; в-третьих, отношение представляет собой достаточно устойчивое, тяготеющее к стабильности психическое образование; в-четвертых, отношение выполняет важнейшую регулирующую роль в поведении и деятельности человека, оказывает влияние на протекание всех его субъективных внутренних процессов - познавательных, волевых, эмоциональных, выступает как основная детерминанта переживаний и поведения человека в различных жизненных и социальных условиях. Отношениями личности, в конечном счете, определяется ее самосознание - конструкция я, самооценка, самопознание.

В.Ф. Петренко в книге «Психосемантика сознания», изучая сущность сознания человека, рассматривает два психологических феномена, которые, как нам представляется, имеют отношение к рассматриваемому кругу явлений: личностные смыслы и значения. Он дает следующее определение: «Значение - это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обобщению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.

В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опосредованы значением (в форме слова, визуального символа, чертежа, схемы, ритуального действия, танцевального па, общепринятого жеста или мимического выражения - выделено нами), они являются потенциально осознаваемыми. И наоборот, сбои в нормальном функционировании значения ведут к нарушению осознания». Далее он указывает, что психическое отражение неизбежно зависит от отношения субъекта к отражаемому предмету - от жизненного смысла его для субъекта.

Л.И. Божович вводит в научный обиход понятие «направленность личности», которую определяет как предрасположенность, преддиспозиция человека проявлять определенного образа активность в определенных ситуациях.

Д.Н.Узнадзе ввел в 1923 году в отечественную психологию понятие “установка”, имея в виду под этим феноменом состояния готовности, лежащего, как правило, за пределами сознания. Установка определяет настройку субъекта на адекватные сложившейся ситуации психомоторные акты, она предшествует действиям, направленным на удовлетворение какой-либо потребности [38]. Установка не является изолированным психическим явлением, а представляет собой целостное состояние личности человека, “... не просто какое-нибудь из содержаний его психической жизни, а момент ее динамической определенности. «Словом, это скорее установка субъекта как целого, чем какое-нибудь из его отдельных переживаний, его основная, его начальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи».

Первичная установка представляет собой один из этапов формирования фиксированной установки и существует до момента объективации потребности. При неоднократном повторении ситуации, которая приводит к удовлетворению потребности, установка на определенное поведение в данной ситуации способна фиксироваться в структуре личности как относительно устойчивое образование.

Г.М. Андреева, считает, что понятие “социальная установка” является одним из фундаментальных в социальной психологии и “употребляется в значении, близком понятию “отношение” (выделено нами). Социальная установка включает весь сложный мир человеческой личности: ее опыт, ее индивидуально-психологические особенности и др.; она рассматривается как «фактор формирования социального поведения человека, выступающий в форме отношения личности к условиям ее деятельности, к другим». С.Л. Рубинштейн писал: «Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении (выделено нами) к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление». И далее: «Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности».

В зарубежной социальной психологии понятие «установка» начало достаточно широко применяться уже в начале ХХ века (в англ. языке использовался термин set). В частности, широко известно исследование Н. Томаса и Ф. Знаниецкого (N. Thomas и F. Znaniecki), в котором изучались социально-психологические установки польских эмигрантов в Европе и Америке. Уже к 1935 году, как считал Т. Олпорт (T. Allport), понятие «социальной установки» стало основным «строительным материалом» в здании социальной психологии, поскольку именно здесь объединяются все инстинктивные и приобретенные в процессе жизнедеятельности факторы, определяющие поведение человека в социальной среде. Усиление социального фактора в интерпретации содержательного контура понятия потребовало введения нового англоязычного термина - attitude (поза, осанка, отношение, позиция), которое очерчивает состояние духовной готовности, формирующееся благодаря предшествовавшему опыту, и оказывающее динамическое воздействие на поведенческие акты. Под attitude понимают: 1) определенное состояние сознания и нервной системы; 2) выражающее готовность к реакции; 3) организованное на основе предшествующего опыта; 4) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение [38]. Ядов В.А. определяет четыре функции установки: приспособительная (когда установка адресует человека именно на те объекты, которые ведут к достижению цели или потребности); знаточеская (когда благодаря установке индивид отыскивает адекватные ситуации способы поведения); саморегулятивная (когда установка служит средством освобождения от внутреннего напряжения через выражение себя как личности); защитная (когда через установку разрешаются внутренние конфликты и противоречия личности). Ученый высказывает мысль, что принципиально важным является вопрос о структуре социальной установки, поскольку, по мнению большинства ученых, она обладает некоторой структурностью. В настоящее время достаточно широко распространена идея, высказанная в 40-х годах М.Б. Смитом, о том, что в социальной установке выделяются когнитивная (познавательная), благодаря которой происходит осознание объекта социальной установки, аффективная (эмоциональная), результирующаяся в эмоционально-чувственной оценке субъектом объекта социальной установки, и конативная (поведенческая), обеспечивающая последовательные поведенческие акты в отношении объекта социальной установки, образующие. Заслуживает внимания идея о наличии у человека двух одновременно действующих установок - на объект и на ситуацию. При этом в определенных обстоятельствах «верх берет» одна из установок.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.