p align="left">Серьезным плюсом электронной торговли является возможность минимизации товарных запасов. Однако сокращения запасов можно достичь только в результате четкого взаимодействия всех звеньев логистической цепи: поставщиков, производителей, продавцов. Интернет-технологии обеспечивают взаимную информационную прозрачность логистической деятельности участников цепи: информацию о запасах, продажах, времени поставок, ценах, качестве и т.д. Тесные взаимоотношения с партнерами, поставка точно в срок, минимизация запасов, кратчайшие сроки выполнения заказов покупателей при высоком качестве, оказание дополнительных логистических услуг - вот основные тенденции развития любой функциональной области логистики в книжном деле, независимо от способа поступления информации о товарах к покупателям. Сетевой ресурс http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook118/01/index.html С помощью Интернета можно быстро и дешево по сравне-нию с традиционными способами выйти на международный рынок. Интернет работает круглосуточно без участия продав-ца, обеспечивает возможность продажи товаров без посредни-ков, что дает возможность продавать товар по более низким це-нам. Информация в Интернете может меняться быстро и столько раз, сколько фирма сочтет нужным. Интернет позволяет сокра-тить издержки, связанные с реализацией продукции, ее рекламой, значительно расширить географию сбыта и в конечном итоге увеличить объем продаж и число покупателей. По мере того, как Интернет завоевывает все большую популяр-ность, самое широкое распространение получает концепция вир-туальных магазинов для розничных покупателей. В западном мире этот способ электронной коммерции берет свое начало от обычной торговли по каталогам. Современный электронный ма-газин представляет собой web-сайт, на котором имеются ката-лог товаров и виртуальная «тележка» покупателя, куда он эти товары собирает. Оплата товаров и услуг может осуществляться с помощью наличных денег или кредитной карточки. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что торговля через Интернет и в России займет свое место. Уже сейчас Интернет-продажи составляют значительную долю - 12% книжной розницы приходится именно на этот способ книгораспространения. Сетевой ресурс http://www.oborot.ru/news/3567/24 2. 4. Розничная книжная торговля. Помимо книжных магазинов, работающих напрямую с издательствами либо с очень крупными оптовиками, существует множество мелких розничных торговцев, работающих преимущественно с лотков или киосков. В 80-е гг. в основном была развита торговля книгами только в киосках, к которым мы относим также «народ-ные» книжные магазины и торговлю книгами с прилавков на все-возможных мероприятиях. Лоточная форма торговли, в ее со-временном понимании, была редким исключением, и ее распространение сдерживалось властями. По данным экономической отчетности Госкомиздата РСФСР за 1980-1989 гг., количество киосков, принадлежащих непосредственно отрасли печати, со-ставляло около 1900, их количество несколько сократилось в 1989 г. и полностью исчерпало себя к 1991 г. В 1989 г. наиболь-шее количество киосков Госкомпечати РСФСР было в Москве -- 280, Ленинградской области -- 198, Краснодарском крае -- 89, Хабаровском крае --60. Якимович Ю. Книга. Мир печати. Словарь справочник. М.: Дограф, 2001. - С. 77-78. Основная часть киосков принадлежала органам «Роспечати». Их в 1989 г. насчитывалось около 20 тыс. Развитые формы полу-чили народные книжные магазины. Вообще доведению книг до каждого предприятия в 70-80-е гг. уделялось достаточно боль-шое внимание, на ВДНХ страны лучшим книготорговцам пред-приятий вручались медали за пропаганду книги. Большие объе-динения киосков были образованы на предприятиях оборонно-го комплекса. С начала 90-х гг. структура предприятий малой розничной торговли в стране претерпела изменения. Неупорядоченность правовой основы в книжной торговле, резкое сокращение ас-сортимента изданий, снижение эффективности розничной и оптовой книжной торговли и неплатежи в 1990-1993 гг. приве-ли к тому, что на улицы городов России выплеснулась самая примитивная и сверхприбыльная в то время форма розничной торговли --лоточная. Лоточники, не имеющие патента на тор-говлю, отличались высокой мобильностью и могли оперативно предлагать покупателям книги только что отпечатанные и пе-реданные в издательство, а нередко и книги, приобретенные ими как часть допечатки тиража прямо с полиграфических предприятий. Розничная книжная торговля магазинов не могла в то время полностью противостоять торговле с лотков, но не теряла свое-го доминирующего значения. По оценкам экспертов, проведен-ным в то время, лоточная книжная торговля в Москве, С.-Пе-тербурге и других крупных городах России никогда не превыша-ла по обороту десятой части от всей розницы. Лоточная книжная торговля начиная с 1995-1997 гг. была существенно потеснена розничной книжной торговлей магази-нов, которые к этому времени стали значительно наращивать свой ассортимент и оперативно приобретать его у издателей. У лоточников также перехватывали инициативу частные сетевые предприятия малых форм. В розничную книжную торговлю в середине 90-х гг. вернулись киоски. Вначале они возникли как расширение функций киосков, торгующих периодическими изданиями, а потом уже и на специа-лизированной основе, создаваемые крупными издательствами и фирмами, распространяющими периодические издания. В 1997-1998 гг. количество киосков, торгующих книгами в Москве и С.-Пе-тербурге, превысило показатели 1989 г. Во многих городах России местными органами власти было принято соответствующее зако-нодательство, вводящее определенные правила в организацию пред-приятий малой розничной торговли. К этому времени киоски по-явились в высших учебных заведениях и стали возвращаться в орга-низации и на предприятия. В качестве их владельцев уже выступа-ли либо сами издатели, либо книготорговые организации. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Стандарты по издательскому делу. М.: Юристъ, 1998. -- С. 123-125. В настоящее время в России, по оценкам, действует около 18-20 тыс. киосков, что соответствует уровню их состоя-ния на конец 80-х гг., их оборот не превышает 3-5% от общего оборота книг в розничной торговле. Если обратиться к опыту зарубежной книжной торговли в раз-витых странах Америки и Европы, то следует заметить, что ма-лые формы розничной торговли книгами не занимают там зна-чительного места. Они в основном соседствуют с периодикой, тя-готеют к транспортным узлам и отличаются стандартными параметрами, как по техническим характеристикам, так и про-даваемым в них книгам. Как правило, это дешевые книги карман-ного формата чаще всего серийные издания, путеводители и кар-ты, рассчитанные именно на публику, читающую в транспорте. Ассортимент таких изданий, хотя и ограничен по тематике, дос-таточно представителен и насчитывает 2-3 тыс. названий. Грэм Гордон Э. Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли: Пер. с англ. М.: РосКонсульт, 1999. - С.68-69. Свое развитие такие формы получили также за счет представ-ления книг определенной тематики в профильных магазинах, а также на начальном этапе и в универсальных продовольствен-ных магазинах (средних и супермаркетах), пока не переросли в своеобразные книготорговые сети--отделы продовольственных магазинов, торгующих определенной тематикой по конкуриру-ющим с книжными магазинами ценам. В России начала XXI в. уже складываются все признаки орга-низованной малой розничной торговли, подобные малым зару-бежным формам. Можно предположить, что их общее количе-ство в качестве самостоятельных предприятий будет сокращать-ся и что они будут находить свое место на других предприятиях розничной торговли и в транспортных узлах. Отчасти это уже имеет место. В Москве около 700 киосков. Кроме того, мелкорозничная торговля книгами ведется в более чем 100 точках столицы -- на улицах, в метро, в переходах и других обще-ственных местах, а также в спортивном комплексе «Олимпийский». Петербургская книжная розница развивается достаточно динамично: ежегодный рост этого рынка в денежном выражении составляет 10-15%. Во Владивостоке розничную продажу книг можно увидеть на центральной площади, где также периодически проводятся тематические книжные ярмарки, в киосках «Роспечати», на продуктовых рынках, в основном - в местах скопления людей, ну и, конечно, в крупных магазинах компаний розничных сетей. Таким образом, из первого параграфа видно, что оптовые книготорговцы являются посредниками между издательствами и розничным книжным рынком, и некоторые крупные издательства, чтобы сократить цепочку поставщиков, создают собственные оптовые сети и склады, и с ними успешно конкурируют крупные книготорговые фирмы за счет широты предлагаемого ассортимента. Книжные ярмарки, о которых говорится во втором параграфе, являются скорее рекламными акциями, во время проведения которых можно, помимо заключения сделок, можно также ознакомиться с новым предлагаемым ассортиментом продукции или заявить о себе, как о новой компании или издательстве на книжном рынке. В третьем параграфе говорится о продажах книг через Интернет, этот способ торговли сейчас стремительно развивается, и, несмотря на непривычность для российского потребителя, уже завоевал признание. Основным способом книгораспространения по-прежнему остается розничная торговля, как через розничные магазины, так и с лотков и киосков, что видно из четвертого параграфа. Формы книгораспространения во многом пересекаются и перетекают из одной в другую. Например, через Интернет вполне можно сделать оптовый заказ, так же как и через систему заказов во многих розничных магазинах, а в новых оптово-розничных магазинах «Топ-книги» формата «Литера» можно приобрести книги в розницу по почти оптовым ценам. Но если оптовые формы книгораспространения не составляют конкуренцию розничным, то остальные формы книгораспространения конкурируют между собой за внимание потребителя. Поэтому крупной книготорговой компании, стремящейся к дальнейшему развитию и росту следует использовать все формы книгораспространения, чтобы какой-нибудь сектор рынка не остался неохваченным. Глава 3. Книжный рынок Приморья На 01.09.2000 г. лицензии на издательскую дея-тельность в России получили 24000 организаций. Помимо издательств различных форм собственности это мини-стерства, комитеты, ведомства и другие организации, вы-пускающие печатную продукцию, минуя издательства. Каждый квартал в Госкомпечати Российской Феде-рации регистрируется 60 - 70 новых издательств. Но это не значит, что общее количество издательств значитель-но увеличивается. Многие организации, зарегистриро-вавшись как издательства и выпустив 1-2 книги, затем меняют профиль своей деятельности. Васи-льев В.И., Ленский Б.В. Матрюхин Г.И, Сухорукое К.М. Девятая международная конференция по про-блемам книговедения: Тезисы докладов. М.: Наука, 2000. -- C. 91-92. Важным событием в книгоиздании последних лет стал рост провинциального книгоиздательства. Книги из-даются в 300 городах России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга это 78 субъектов Российской Федерации, где в общей сложности работают более полутора тысяч изда-тельств. Если раньше в каждом регионе было 1-2 изда-тельства, то теперь, например, в Свердловской области их 97, в Новосибирской - 93, в Самаре и Перми по 40 и т.д. В Приморском крае работает более 50 издательств. Конечно, доля местного книгоиздания в общей из-дательской продукции весьма скромна: около 15% , - и лишь некоторые из них прорвались на общероссийский рынок. К таким относятся издательства Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Смоленска, Ростова. По крайней мере, эти города представлены на книжном рынке При-морья. Ближнее зарубежье представлено издательствами Минска, Харькова, Киева. Львиную долю продаваемых в Приморском крае книг, составляет литература московских и отчасти санкт-петербургских издательств. Михальцова Г. Книжный рынок Приморья // Печатный двор ДВ России.-2000.- №4 - С. 7-9. Основными поставщиками книг в Приморский край в советские времена являлись Примкниготорг (ныне ОАО Приморский Торговый "Дом книги") с сетью магазинов по всему краю, "Академкнига". В доперестроечные времена активно поставлял литературу в край магазин "Военная книга", но в настоящее время, когда "Воениздат" практиче-ски не выпускает литературу (хотя юридически существу-ет), этот магазин работает с поставщиками внутри города. Сложно перечислить всех поставщиков, появив-шихся в Приморье и, в частности, во Владивостоке в 90-е годы. Наиболее интересными из них являлись: - КИП - Агентство "Дело". Поставляет литературу по нескольким направлениям: деловую, бизнес на рынке продовольствия и госстандарты по этой тематике, через московские фирмы английскую литературу Оксфорда и Кембриджа (региональные представители), работает с энциклопедическими изданиями издательства "Русский язык", подбирает литературу по таможне и др. - ООО "Оферта-Дело плюс". Поставляет литературу по экономике, юридическим наукам, медицине, справоч-ные, учебные издания, CD-ROM. - ИЧП "Бестселлер" - крупный поставщик художе-ственной, детской, познавательной, досуговой литерату-ры. - ТОО "Далькнига". Работает с литературой универ-сального характера, превалирует художественная. - ООО "Интертех". Профиль универсальный, в том числе учебная, познавательная, художественная, литера-тура по компьютерам, по музыке. - ООО "Фрут" (Магазин "Глобус"). Поставляет учеб-ники, методические пособия для учителей и школьников, литературу по детскому самообразованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|