реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Информационная война

реферат
p align="left">Кроме этих широко распространенных методов существует ряд более специфических, систематизированных М. Григорьевым, к которым прибегают журналисты и организаторы кампаний в информационных войнах [22].

Утвердительные заявления. Распространение различных утверждений, которые представлены в виде факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств.

Победившая сторона. Эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя. Аудитория убеждается действовать так, чтобы оказаться на выигравшей стороне, быть как все.

Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества). Использование эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями и являются убедительными без дополнительной информации. Апелляция к чувствам свободы, любви к стране, дому, желанию мира. (Вообще для описания действий нашей стороны используется один набор слов - позитивный, для описания действий противника - негативный).

Неопределенные выражения. Использование ценностных слов, но неопределенных выражений с не уточненным положительным смыслом. Аудитории предоставляется возможность искать собственные интерпретации. Например, лозунг - «Мы добьемся правды».

Опережающее использование затруднительного вопроса или проблемы. Использование вопроса или проблемы затруднительной для другой стороны, с одновременной подготовкой пропагандистского мероприятия, чтобы спровоцировать другую строну на невыгодные для нее действия.

Перенос положительного образа. Проекция позитивных качеств человека (авторитет, престиж) или какого-либо предмета или объекта или моральных ценностей на другого человека или группу. Использование авторитетов, групп влияния. Использование авторитетных известных целевой аудитории людей и групп. Это могут быть политические деятели, деятели культуры, актеры, руководители предприятий и т.д. Доверие к представителю группы влияния, его известность, личные достоинства. Например, во время второй мировой войны в СССР была создана организация «Свободная Германия», состоявшая из немцев, захваченных в плен, среди которых было много высокопоставленных и авторитетных офицеров. Эта организация использовалась для ведения психологических операций и пропаганды против немецких вооруженных сил.

Идентификация человека с целевой аудиторией. В психологических операциях для завоевания доверия населения территории противника используются особенности местного языка (характерные идиоматические выражения, шутки, произношений грамматика), социальные и культурные особенности данной территории, солдаты показываются в виде простых людей, а образ политических лидеров очеловечивается.

Наименьшее зло. Суть метода состоит в мягком признании того, что определенное лицо или курс является неприятным, но любой альтернативный приведет к результатам намного худшим.

Использование пугающих тем и сообщений. Один из самых эффективных способов воздействия. Страх обеспечивает сплочение членов группы и стимулирование тех или иных ее поступков. Компоненты:

a) угроза (жизни, имуществу, благосостоянию, статусу, безопасности);

b) возможность избежать угрозы - четкие и простые инструкции как избежать угрозы или уменьшить ее ущерб.

c) уверенность аудитории. Целевая аудитория должна быть уверена в том, что эти действия будут эффективны, и она в состоянии их выполнить

Игнорирование. Метод основан на предположении, что негативная тема, остающаяся на слуху, приносит больший ущерб, по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Наиболее эффективен в случае незначительности темы, небольших ресурсов другой стороны для ее раскручивания, а также в случае высокой достоверности негативной информации.

Уменьшение значимости темы. Перенос акцентов на менее негативные элементы темы, кратком затрагивании и неупоминании темы. Используется совместно с методом отвлекающая пропаганда.

Превентивная пропаганда и опережение. Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована другой стороной, с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме.

Общественное неодобрение. Создание иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного мнения. Заставить целевую аудиторию отказаться от выполнения тех или иных действий, а также стимулировать у нее создание негативного образа. Осуществляется с подбором различных групп влияния, «представителей различных слоев населения», различны социологических опросов.

Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску. Аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. «Ну, вы понимаете, как обычно живут такие чиновники как Н».

Ограничительные меры. Ограничение доступа аудитории к информации другой стороны. Они никогда не бывают полностью эффективными. В избирательных кампаниях это выражается в работе по сбору и уничтожению наглядной агитации противника, нарушению циклов ее производства и распространения.

Имитационная дезинформация. Внесение изменений в пропаганду другой стороны, которые придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. В психологических операциях состоит в подмене листовок, распоряжений, приказов противника, на специально подготовленные. Которые создают дезорганизацию, снижают доверие к властям стороны противника.

Перенос неодобрения и негативного образа. Метод состоит в неодобрении целевой аудиторией персон, действий или идей через демонстрацию тех групп, которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают эти персоны, но относятся к числу имеющих низкое доверие. Тех, кого боятся, ненавидят или презирают. Состоит в проекции негативных качеств человека, предмета или моральных ценностей на другого человека или идею, чтобы дискредитировать его.

«Наклеивание ярлыков». Эксплуатация предрассудков и стереотипов населения через наклеивание ярлыка на объект. Например, во время психологических операций против полевого командира Ахмад Шаха Масуда, вооруженные силы демократической республики Афганистан пытались связать с ним таки понятия, как предатель и убийца мусульман, диверсант, слуга и раб американцев и китайцев.

Псевдологические выводы. Логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. Часто используется при проведении социологических опросов. Замена источника сообщения. Для уменьшения доверия к тому или иному факту приводится источник, не заслуживающий доверия. Для того чтобы избежать предположений в ангажированности и таким образом, увеличении доверия к сообщению, производится дистанцирование и приводится какой-либо независимый источник. В качестве распространенного варианта выступает публикация сообщения в зарубежных странах с последующей републикацией со ссылкой на зарубежный источник. Традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет - анонимны. Но затем газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит так называемое «отмывание» черной информации. Формирование окружения. Метод состоит в специальном формировании информационного окружения вокруг того или иного факта для снижения, или напротив, его пропагандистского эффекта. Например, если факт, действительно имевший место, подается в окружении ложной информации, это приводит к снижению к нему доверия. Одной из вариаций этого метода является создание непрерывного потока сообщений, которые не позволяют сосредоточиться на каком-либо единичном факте, что снижает пропагандистский эффект.

2.2 Использование средств массовой информации специалистом по связям с общественностью

Особую роль в PR-процессе играют средства массовой информации, т.к. в достижении деловых целей особенно значим фактор благоприятного отношения общественности к продвигаемому объекту.

Информационное пространство - это область общей профессиональной ответственности журналистов и специалистов по связям с общественностью. При этом PR несет ответственность за чистоту своей методологии и технологии, а СМИ призваны обеспечивать прозрачность, гласность самой сферы public relations, как и любой другой.

PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников,

Направления работы с прессой могут включать в себя:

a) Абонентское обслуживание;

b) Стратегическое планирование освещения деятельности компании в СМИ;

c) Выстраивание долгосрочных отношений со СМИ различной специализации;

d) Определение ключевых СМИ по проекту;

e) Мониторинг СМИ;

f) Создание информационных поводов, планирование новостей для СМИ;

g) Усиление информационных поводов;

h) Подготовка информационных и аналитических материалов для СМИ: пресс-релизы, PR-статьи, медиа-киты и т.д.;

i) Распространение информационных материалов по базе СМИ;

j) Предоставление информации по запросам прессы;

k) Организация мероприятий для СМИ (пресс-конференция, круглый стол, пресс-ланч, пресс-тур).

l) Приглашение лидеров мнений для участия в мероприятиях или для комментариев в СМИ (независимые эксперты, чиновники, представители общественных организаций, специалисты по проблеме);

m) Информационная поддержка мероприятий и событий компании в СМИ (репортажи на радио, ТВ, PR статьи, заметки в прессе, Интернет);

n) Координация действий со СМИ и подрядными организациями, контроль за освещением события в СМИ;

o) Совместные акции со СМИ;

p) Подготовка отчетов;

q) Обеспечение проведения мероприятий (конференц-зал, презентационное оборудование, фуршет, материалы для пресс-пакета).

Принципы работы специалиста по связям с общественность со средствами массовой информации:

a) Уважение к свободе печати, которая во многом определяет значимость прессы и обеспечивает взаимное уважение к имени.

b) Регулярность во взаимоотношениях со СМИ.

c) Подача только правдивой информации даже в критической ситуации

d) Специалист по связям с общественностью не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации СМИ.

e) Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

f) Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации специалист по связям с общественностью могжет сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области.

g) В своих взаимоотношениях с представителями других профессий и в других областях общественных отношений специалист по связям с общественностью должен знать и уважать правила и практику, принятые в этих профессиях, и соблюдать их в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии и настоящим Кодексом.

В целом процесс организации медиарилейшнз можно представить в следующем виде:

a) Ситуационный анализ

b) Стратегическое планирование

c) Тактическое планирование

d) Реализация плана

e) Анализ и коррекция плана

Выбор той или иной стратегии зависит от рыночной ситуации. У каждой компании свои собственные цели и своя собственная медиастратегия. Поэтому нельзя выбрать какую-либо стратегию в виде шаблонной или назвать ее самой эффективной. После того, как определена стратегия и соответственно выбраны каналы распространения информации, планируются тактические действия: какая информация будет распространяться через какие конкретные СМИ, с помощью каких мероприятий и журналистов. При выборе СМИ обязательно соответствие аудитории СМИ аудитории воздействия кампании.

Направления действий по работе PR-специалиста со СМИ:

Создание информационных поводов. Информационный повод - это некое событие, новость, к которой теоретически питает интерес аудитория того или иного СМИ. Не все компании способны осознавать важность работы над информационным поводом.

Формирование информационного поля.

Общественное мнение может быть сформировано только серией публикаций. Серия публикаций в разных изданиях по одному информационному поводу формирует информационное поле - среду, в которой каждый новый информационный повод «приживается» все более благоприятно.

Управление и корректировка информационных полей. Создав информационное поле, его необходимо совершенствовать. Оно должно постоянно контролироваться, иначе его развитие может пойти бесконтрольно. Часто такая беспечность приводит к поражению в информационном сражении с конкурентами.

А.Н. Чумиков выделяет следующие механизмы взаимодействия со СМИ [11]:

a) Формирование собственного информационного потока. Иными словами - это формирование уникального канала распространения информации о своей организации, а также «монополия» на такую информацию.

b) Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией. Вместо большого массива информации вычленяется самое необходимое определённым целевым аудиториям для осуществления ваших ПР-задач.

c) Приоритетная постановка информации, информационное партнёрство. Определённым СМИ даётся право на «эксклюзивную» информацию в обмен на бесплатную информационную поддержку.

d) Оптимизация формы и стиля подачи материала для каждого конкретного СМИ.

Вывод: СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются.

3. Роль средств массовой информации в информационной войне Грузии и России в 2008 году

Любая информационная война использует средства массовой информации для внедрения желаемой точки зрения. Так комментировали войну Грузии с Россией интернет-пользователи: «Эта информационная война стала поводом для многих публикаций, где нашлось место для обвинений в фальсификациях и манипуляциях в адрес всех медиа - и российских, и грузинских, и украинских, и даже монстров «CNN» и «BBC». Потребитель мог просто захлебнуться в потоках пропаганды - СМИ подавали противоречивую, а иногда - кардинально противоположную информацию о событиях в Южной Осетии, городах Грузии, которая на выходе оказывалась и вовсе не информацией. <…> Тогда я полез на сайты зарубежные - CNN, ВВС. И вот тут я испытал еще большее потрясение! К отечественной пропаганде я был готов, я живу с ней, с маленьким перерывом, всю жизнь. Не то, чтобы я верил до сих пор в святость и незамутненность иностранных коллег, но такого все-таки не ожидал. На сайте CNN - заголовок: «После вторжения российских войск погибло 1600 человек». Далее обеспокоенность Буша, несколько цитат из Саакашвили об агрессии и вероломном нападении России… И тому подобное без конца». [23]

Это противоборство продемонстрировало антиинформационную природу традиционных СМИ в экстремальных ситуациях. В критический момент медиа оказались неспособными к объективному освещению событий.

Представляется интересным проследить развитие грузинской точки зрения на Россию и отражение её в СМИ. Анализ и оценка информационного контента ведущих мировых и российских СМИ последних недель позволяет выявить ряд информационных мероприятий и акций, реализованных западными специалистами в информационных операциях по подготовке, в ходе и по завершении активной фазы конфликта. Важным является то, что сам «горячий» конфликт явился лишь поводом, затравкой всего дальнейшего хода событий.

Так, в последние месяцы было совершенно очевидным, что Грузия активно готовит мировое общественное мнение к тому, что Россия - потенциальный агрессор: обсуждение падения «российской» ракеты с привлечением международных экспертов, скандал вокруг сбитого беспилотного аппарата ВС Грузии, арест российского вооружения, якобы запрещенного к использованию в зоне конфликта, у миротворцев и др.

В тот период российской стороной был допущен один просчет - она сосредоточилась на противодействии данному конкретному факту: опровергались принадлежность ракеты российским ВВС и т.д., то есть сосредоточились на парировании негативного результата от воздействия эффектов первого порядка, в то время как цель проводимых грузинской стороной акций, была рассчитана на достижение эффектов более высоких порядков - формирование в мировых СМИ образа агрессивной России, который в дальнейшем очень хорошо был использован. Сосредоточившись на тактике, Россия проиграла в стратегии - результат проявился гораздо позднее, когда считалось, что все уже забыли и про ракету, и про беспилотник.

С первых часов конфликта, в офисе телекомпании «Триалети» в г. Гори открылся медиа-центр, который круглосуточно обслуживал грузинских и зарубежных журналистов.

Ряд грузинских электронных СМИ, в частности «Грузия Online», телекомпания «Рустави-2», грузинское информагентство «ИнтерпрессНьюс», грузинское радио «Имеди» включились в активное распространение, в том числе, и видеоматериалов с мест противостояния.

Достаточно грамотно с грузинской стороны была реализована информационная акция с участием пилотов российских самолетов, сбитых над Грузией, а также налет спецназа Грузии на колонну российской бронетехники и попытка пленения командующего 58 армией СКВО. [24]

Отношение европейских СМИ к этой войне менялось во время. Изначально они были настроены против России, однако потом поменяли точку зрения на противоположную. «Многие западные СМИ на голубом глазу заявляли, что «маленькая республика стала жертвой оккупации России». Однако спустя два месяца ситуация изменилась, что привело к появлению даже в авторитетном тбилисском еженедельнике «Квела сиахлэ» («Все новости») в четверг вопроса: «Грузия проигрывает и информационную войну?!» [25]

Позиция российских СМИ так же была неоднозначна. Анализ и оценка публикаций в ряде российских СМИ (прежде всего, электронных) показала, что с момента начала грузино-югоосетинского конфликта в российском информационном поле достаточно четко проявилась группа средств массовой информации, деятельность которой оказалась направленной против официальной позиции руководства страны. К данной группе относятся, как минимум, следующие электронные СМИ: «Газета.ру», «Лента.ру», «Газета», «News.ru). Так, например, после опровержения Минобороны РФ о бомбардировке грузинских сел некоторые порталы демонстрировали опровергающую эти утверждения информацию. (см. Приложение А)

В целом, начиная с 9 августа в новостных лентах этих агентств стала преобладать западная прогрузинская направленность. Все это очень сильно напомнило ситуацию в российском информационном пространстве, сложившуюся в период первой чеченской войны, когда большинство российских СМИ давали информацию, явно порочащую действия российской армии на Кавказе.

Информационная война Грузии против России отличалась тем, что в ней была активно задействовано блогосфера, социальные сети и другие возможности Интернета. «Атаке прогрузинских сил подвергаются и российские социальные сети. Известный российский шоумен С. Стиллавин: «Зашёл в Одноклассники.ру - загрузить свежие пекинские фотки, и увидел просто тучи «грузин», у которых вместо лиц - грузинские флаги». [26]

Анализ событий позволил выявить ряд недостатков и ошибок, совершенных при организации противодействия информационной агрессии:

a) Российских министерства и ведомства не предприняли шагов к заблаговременной подготовке,

b) Российский миротворческий контингент за все время своего существования был без постоянно действующего пресс-центра с группой постоянно аккредитованных журналистов,

c) Все разборы и комментарии в СМИ давались случайными людьми, без предварительной подготовки и анализа воздействия того или иного комментария,

d) Пресс-центр не был оперативно развернут и в Генеральном штабе,

e) Освещение конфликта в мировых и российских СМИ не было скоординировано, хотя наблюдалась некоторая инициатива со стороны МИД РФ.

Вывод: Грузино-югоосетинский конфликт показал, что во многом Россия оказалась не готова к такой масштабной и изощренной информационной агрессии со стороны Запада. По итогам войны на Кавказе решением Президента России должны быть созданы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Цель Информационных войск - создание такого информационного пространства, которое делает международную реальность отвечающей российским интересам. Информационные войска должны решать три основные задачи - стратегический анализ, информационное воздействие, информационное противоборство - и работают одновременно на внешнюю и внутреннюю аудиторию.

Заключение

Информационная война и связи с общественностью схожи только на этапе реализации целей, однако сами эти цели принципиально различны.

СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются.

Грузино-югоосетинский конфликт показал, что во многом Россия оказалась не готова к такой масштабной и изощренной информационной агрессии со стороны Запада. По итогам войны на Кавказе решением Президента России должны быть созданы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Цель Информационных войск - создание такого информационного пространства, которое делает международную реальность отвечающей российским интересам. Информационные войска должны решать три основные задачи - стратегический анализ, информационное воздействие, информационное противоборство - и работают одновременно на внешнюю и внутреннюю аудиторию.

Список литературы

1.
Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. - М: Синтег. 2000 г. 180 стр.

2. И.И. Завадский. «Информационная война - что это такое? // Защита информации. «Конфидент». №4, 1996 г.

3. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR. - М: Альпина Бизнес Букс. 2009 г. 248 стр.

4. Расторгуев С.П. Информационная война. - М: Радио и связь. 1999 г. 416 С.

5. Лисичкин В. Шелепин Л. Третья мирования информационно-психологическая война. - М., 1999 г.

6. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2006. 552 стр.

7. Блек С. Введение в Паблик Рилейшнз. - М., 1998.

8. Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста. - М: Ультра. Культура. 2006 г. 296 стр.

9. Гаврилов К.В. Как сделать сюжет новостей и стать медиатворцом. - М: Амфора. 2007 г.

10. Котляров С.В. Воздействие СМИ на формирование массового сознания. Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208 с.

11. Дженнигз Брайант, Сузан Томпсон. Основы воздействия СМИ. - М: Издательский дом «Вильяме». 2004 г. 425 стр.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.