p align="left">Как видно, вышеназванные типологические признаки нацелены, прежде всего на бумажные СМИ, однако мы перенесем их в телевизионную среду и создадим собственную классификацию. Основная структурная единица - телевизионный канал. Итак, мы предлагаем классифицировать телевизионные каналы по следующим основаниям: 1. По характеру аудитории - международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.); - национальные телеканалы - охватывают население одной страны (Первый канал, Россия, НТВ и т.д.); - межрегиональные - охватывают население нескольких регионов (телевидение Дальнего Востока, Сибири); - территориальные (краевые, областные, районные телеканалы); - этнические - нацелены на одну национальную общность; - профессиональные телеканалы - нацелены на узкую профессиональную аудиторию (РБК-ТВ); - телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные телеканалы); - телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы); - телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV); - семейные телеканалы (например, «Домашний»); - телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам. 2. По предметно-тематической направленности Большинство телеканалов -- универсально-тематические (представлены разные темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно классифицировать по предметно-тематической направленности: - новостные телеканалы (Вести, Евроньюс); - экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги); - экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic); - технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство (Усадьба); - автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал); - сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ); - спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ); - телеканалы о культуре и искусстве (Культура); - медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ). 3. По целевому назначению По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений: - культурно-просветительские телеканалы - их цель в том, чтобы обеспечить зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно; - информационные телеканалы - их цель в предоставлении самой свежей и актуальной информации без какой-либо оценки; - развлекательные телеканалы - их цель понятна из названия - развлечение зрителя; - образовательные телеканалы - их цель в том, чтобы помочь человеку получить академические знания и обеспечить его доступным образованием; - научно-популярные телеканалы - их цель состоит в популяризации научных исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых, направлениях науки и т.д.; - практические телеканалы - цель этих телеканалов в том, чтобы научить человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт; - рекламные телеканалы - их цель в трансляции рекламных сообщений и коммерческой информации; 4. По времени выхода Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов, вечерними -- с 18 часов, ночными с 23 часов. 5. По периодичности Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно квалифицировать отдельные передачи: - ежедневные телевизионные передачи - выходят каждый день (новости, сериалы и т.д.); - еженедельные передачи - выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т.д.); - ежемесячные передачи - выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т.д.; - нерегулярные передачи - выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода - премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке). Наша классификация не единственная в своем роде, существуют и другие типологии телеканалов и программ. Приведем одну из них Юровский А.Я. История тележурналистики в России. / Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002.. 1. По способу трансляции: - эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); - спутниковое (например, «Космос-ТВ» - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс); - кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России). 2. По типу деятельности: - вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, - та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); - программопроизводящие (продюсерские фирмы); - дистрибьюторы. 3. По охвату аудитории: - общероссийские («Первый канал», «Россия»); - региональные («Юг России»); - местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). 4. По форме собственности: - государственные; - негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. На наш взгляд такая классификация недостаточно полная, так как охватывает не все телеканалы и все основания, по которым можно их типологизировать. Наша классификация позволяет увидеть телевидение с разных сторон и составить общую картину о типах каналов, их целях, аудитории и назначении. Разумеется, существуют и другие классификации, для примера, приведем одну из них, предложенную Юровским А.Я. в известном издании «Телевизионная журналистика». Итак, он предложил классифицировать телеканалы по следующим признакам Юровский А.Я. История тележурналистики в России // Телевизионная журналистика. М.: Высшая школа, 2002.: - по тематическому признаку - пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» - отечественный кинематограф, «Мир кино» - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); - по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории - «ТВ-6»; - по учредителю - это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов; - по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; - по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.); - наконец, по источнику финансирования: - государственный (бюджетный) телеканал; - платный - функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; - общественный - существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; - коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; - арендный - политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации. Как видно, Юровский А.Я. рассматривает различные признаки и выделяет наиболее часто встречающиеся виды телеканалов, в соответствии с каждым из признаков. Наша классификация во многом перекликается с классификацией Юровского А.Я. , однако не является его аналогом и представляется более полной. Представление о современном телевидении будет неполным, если не проанализировать функции, которые оно выполняет. Об этом мы поговорим в следующем параграфе. 1.3 Функции телевидения в современном миреТелевидение - сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и многих других. Ниже мы рассмотрим основные функции телевидения Кузнецов Г.В. Телевидение и общество / Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002.. 1. Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой информации, имеет главную цель - удовлетворение информационных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Однако телевидение превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой. При этом информационные передачи являются одним из важнейших каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий, поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую эффективность телевизионной деятельности. Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью. Телевидение - это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой клетке, в каждом органе.Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом, поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей, транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные «Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале «Россия». 2. Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую, другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников событий, стиля их поведения, ведухих, их речь, одежду, тактичность и т.д. Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу. Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - с. 29. .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|