реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

реферат

Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

Детские и подростковые программы на каналах «Первый» и «Россия»:

типологические особенности

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 2
  • Глава 1. Телевидение как СМИ 12
    • 1.1 История становления и развития телевидения 12
    • 1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения 21
    • 1.3 Функции телевидения в современном мире 29
    • 1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении 35
  • Глава 2. Сравнительный анализ детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России» 43
    • 2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания 43
    • 2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология 62
    • 2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения 84
    • 2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач 87
  • Заключение 91
  • Литература 95
ВВЕДЕНИЕ

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустр
иальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 34.

Для того чтобы возродить культ знания, духовности, нужно опереться на выработанные эпохой новые средства воздействия на умы людей. Для информационной цивилизации такими средствами становятся СМИ. Среди средств массовой информации в современных условиях лидирует телевидение. В пиковые часы у экранов находятся десятки миллионов человек. Ни радио, ни печать, ни интернет (особенно его российский сегмент) не дают такого мгновенного охвата аудитории, какое имеет телевидение. Однако телевидение, как и другие СМИ, вовсе не только инструмент созидания, но и мощный инструмент разрушения.

Ранние исследования, посвященные телевидению, рассматривали его как техническую новинку, изобретение, которое произвело революцию в технике. Мы же говорим о культурном и социальном аспектах телевидения, о том, как оно способно изменить общество. Мы выросли с мыслью о том, что телевидение это норма жизни, мы привыкли получать информацию с экрана, доверяем ей и считаем ее достоверной. Поколения, которые старше нас на 20-30 лет были свидетелями того, как телевидение появилось и стало доступным, то есть были свидетелями его вторжения в жизнь обычных людей, свидетелями того, как под влиянием телевидения менялась жизнь каждого человека в отдельности и цивилизации в целом.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения - это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях - самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы, однако, если сравнивать объем детского вещания с общим телевизионным фоном в России, его количество покажется ничтожно малым (не более 3-4% от общего времени, при норме 7-10%). Такое положение дел заставляет задуматься не только руководителей телеканалов, педагогов и родителей, порой сами дети и подростки высказывают свою озабоченность и недовольство недостаточным количеством передач для них.

Актуальность исследования. Мы считаем необходимым затронуть самые острые вопросы, связанные с детскими передачами и детским телевидением вообще, изучить и привлечь к ней внимание не только представителей науки, но и общества в целом. Главная идея телевидения состояла и состоит в том, чтобы транслировать нужную информацию на максимальные расстояния, сделать ее доступной для большего количества людей. К моменту появления первых телеканалов было распространено и популярно радио, однако, оно имело большой недостаток - отсутствие картинки. Как известно, электромагнитные волны, используемые для радио- и телевещания, модулируются сигналами передаваемых программ. При радиовещании эти сигналы состоят из звуков, а при телевещании -- из звуков и изображений Радио и телевидение / Энциклопедия «Кругосвет» на DVD. - М.: Медиа Хауз, 2008. . Телевидение этот недостаток радио устранило, у зрителей появилась возможность слышать и видеть транслируемые передачи, а у государственных мужей и владельцев каналов появилась практически неограниченная возможность для формирования мнений, правильной подачи информации и даже воспитания детей. Современное телевидение имеет одну весьма примечательную характеристику - на формирование мнений и воспитание работают очень многие передачи, причем так, что нужная информация оказывается «вшитой» в основную линию художественных и документальных фильмов так, что оказывается их неотъемлемой частью и воспринимается зрителем как нечто естественное. Таким образом, содержанию и особенностям телевизионных передач необходимо уделять особое внимание, заниматься их исследованием, типологизацией, обосновывать необходимость той или иной передачи и отслеживать воздействие на аудиторию, которое она оказывает.

Особенно актуальны вопросы детского телевидения. Первые детские передачи появились вскоре после того, как телевидение стало доступным для широких масс (так, например, первый сеанс телевещания со звуком в СССР прошел в 1936 году, а уже в 1940 году была показана первая детская передача - новогодний спектакль «Зайкин дом») Юровский А.Я. История тележурналистики в России / Телевизионная журналистика, под. ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 83. Поначалу это были телевизионные спектакли и мультипликационные фильмы, постепенно перечень передач расширялся и становился разнообразней.

Сегодня детские программы занимают определенную долю (мы уже говорили, не более 3-4% на федеральных каналах) в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей и подростков одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Здесь следует обратить внимание и на другую сторону телевизионной доступности - это бесконтрольное потребление детьми и подростками информации не предназначенной или даже противопоказанной для них. Насилие, сексуальное поведение, нездоровый образ жизни, цинизм и антисоциальный образ жизни многих героев современной молодежи просто ужасают. Не имея возможности получить правильное интеллектуальное питание, дети и подростки потребляют то, что попадается под руку. Кроме того, многие передачи, позиционируемые как детские, зачастую имеют скрытый сексуальный подтекст, открыто демонстрируют сцены насилия и пренебрежения к социально-приемлемому образу жизни. Заметим, для многих детей телевидение является основным источником информации, главным путеводителем во взрослой жизни. Именно через телевидение они узнают как нужно вести себя в той или иной ситуации, телевизионные герои навязывают им свои стереотипы поведения, моральные нормы и принципы. Надо ли говорить, насколько далеки они могут быть от тех норм, которые прививают детям родители и учителя.

Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским, без каких-либо оговорок. Над созданием передач должны работать не только режиссеры рекламных роликов и программ для взрослых, но и психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна. Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.

Российские телеканалы - это кривое зеркало, которое отражает социальное состояние общества в искаженном, гиперболизированном виде. Проблемы, существующие в реальной жизни, находят свое отражение и в телевидении. Огромное количество низкопробных сериалов, криминальных хроник и расследований, развлекательных взрослых программ и практически полное отсутствие детских проектов, говорит о том, что детству и воспитанию мы не уделяем должного внимания.

На наш взгляд, важно не просто изучать состояние детского телевидения, объем и содержание детских передач, но и предложить выход из сложившейся ситуации, когда дети попросту обделены телевизионным вниманием, так как не являются полноценными потребителями, не являются коммерчески привлекательной аудиторией. Наше исследование, несомненно, актуально и важно, особенно в свете тенденций современного российского телевидения.

В своей работе мы попытаемся наиболее полно раскрыть вопросы детского телевидения и, возможно, предложить возможные решения и меры для обеспечения детей чистой, здоровой и полезной интеллектуальной и информационной пищей. Для этого мы проанализируем историю развития телевидения, обратим внимание на то, когда появились первые детские передачи, какими они были и как развивались. Постараемся понять и раскрыть те функции, которые телевидение выполняет в современном мире.

Объект исследования - российское телевидение. Несмотря на огромную социальную значимость, телевидение остается одним из малоизученных явлений в современном мире. Чаще всего оно рассматривается как коммерческий инструмент, однако, на наш взгляд, его социальная роль и значение должны быть на первом плане. Российское телевидение имеет свои специфические особенности, так как развивается в особых условиях, сложных, непредсказуемых и, в тоже время, жестко регулируемых. Этим объясняются очень многие процессы, происходящие в российском телевидении, в том числе и огромный недостаток детского контента.

Предмет исследования - детские и подростковые программы на каналах «Первый канал» и Россия. Телевидение - очень широкое поле для исследований, так как охватывает все сферы человеческой жизни. По сути, это своеобразное отражение реальной жизни, масштабная социальная модель, изучить которую в рамках одного исследования невозможно. Мы выбрали лишь один сектор этой модели- детские и подростковые передачи. Эти передачи особенно важны, так как оказывают влияние на взгляды, суждения и мировоззрение подрастающего поколения.

Цель исследования - выявить типологические и другие особенности детских и подростковых программ на каналах «Первый» и «Россия». Для достижения поставленной цели, необходимо выделить ключевые моменты, интересные нам в рамках данного исследования (например, история телевидения, его роль и функции, типологические особенности телевидения, доля и содержание детских и подростковых передач в эфире «Первого канала» и «России», а также особенности этих каналов, социальная ответственность телевидения и т.д.) и, исходя из этого, поставить конкретные задачи.

Задачи, которые мы ставили перед собой, таковы:

- обзор истории становления и развития телевидения, появления детских передач и каналов;

- анализ роли и функций телевидения как СМИ в современном мире;

- изучение типологических особенностей телевидения как СМИ;

- обзор детских и подростковых программ на российском телевидении, определение их типологических особенностей (постсоветский период);

- обзор и анализ особенностей каналов «Первый канал» и «Россия»;

- изучение особенностей детских и подростковых программ на каналах «Первый канал» и «Россия»;

- изучение проблем социальной ответственности на детском и юношеском телевидении.

На данный момент проблемам детства и подросткового возраста уделяется слишком мало внимания. Отсюда вытекает нехватка научных работ в этой области и их поверхностность. Мы считаем, что наше исследование будет одной из немногих работ, посвященных данной теме.

Степень разработанности проблемы. Телевидение как культурный феномен первым рассмотрел М. Маклюэн в своей книге «Гутенбергова галактика» (1962). Он утверждал, что на смену власти книгопечатанья, культуре, основанной на чтении книг, приходит «Галактика Маркони» -- современная электронная цивилизация, в которой главным средством передачи информации и манипулирования сознанием стало телевидение. Его взгляд на телевидение стал, по сути, революционным и, в значительной степени, пророческим.

Кроме того, значительное влияние на осмысление сущности, значения и влияния телевидения на культуру и социум оказал Г. Маркузе. В книге «Одномерный человек» (1967) он характеризовал телевидение как один из главных инструментов манипуляций со стороны государства, превращения его в «одномерного человека», а всего общества -- в «одномерное общество». Позже некоторые культурологи назвали Маркузе и Маклюэна глашатаями «новой мировой революции» Луков М.В.. Телевидение: конструирование культуры происходящего //интернет-журнал «Знание. Понимание. Умение», №1 2008. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.