p align="left">Обращает на себя внимание снижение в 1 первом полугодии 2001 года доли высокотиражных изданий (тиражом от 10 до 50 тыс. экз. с 12,6 % до 10,2 %, а изданий тиражом до 100 тыс. и выше - вдвое и более). В результате удельный вес крупнотиражных изданий упал с 73,6 % в 2001 году до 63,3 % в 2002 году, то есть более чем на 10 %. Снижение возможностей государственной поддержки книгоиздания нашло свое отражение в структуре выпуска книг и брошюр по тематическим разделам (см. таблицу 3). Как можно видеть из приведенных данных, возрос выпуск изданий общественно-научной тематики как литературы, пользующейся большим спросом у населения, и одновременно падает выпуск изданий для специалистов - естественнонаучной и технической, а также сельскохозяйственной литературы. Таблица 3 Выпуск книг и брошюр по укрупненным тематическим рубрикам в первое полугодие 2002 года. |
Виды изданий по тематическим рубрикам | 1 полугодие 2001 года | 1 полугодие 2002 года | | | Число названий | Тираж | Число названий | Тираж | | | Печатных единиц | В %% к итогу | Млн. экз. | В %% к итогу | Печатных единиц | В %% к итогу | Млн. экз. | В %% к итогу | | Всего | 32853 | _ | 285,3 | _ | 35450 | _ | 236,0 | _ | | Общественно-научная литература | 8437 | 25,7 | 45,8 | 16,1 | 9714 | 27,4 | 43,3 | 18,3 | | Естественнонаучная литература | 3104 | 9,4 | 5,4 | 1,9 | 3144 | 8,9 | 5,1 | 2,2 | | Техническая литература | 4287 | 13,1 | 12,7 | 4,4 | 4671 | 13,2 | 12,9 | 5,5 | | Сельскохозяйственная литература | 1312 | 4,0 | 11,6 | 4,1 | 1305 | 3,7 | 6,6 | 2,8 | | Медицинская и спортивная литература | 1935 | 5,9 | 12,7 | 4,5 | 2136 | 6,0 | 9,5 | 4,0 | | Литература по филологическим наукам и искусству | 1721 | 5,2 | 5,7 | 2,0 | 2081 | 5,9 | 5,2 | 2,2 | | Литература по образованию, культуре и средствам массовой информации | 3881 | 11,8 | 93,3 | 32,7 | 4708 | 13,3 | 68,9 | 29,2 | | Художественная литература | 5990 | 18,2 | 56,9 | 19,9 | 5729 | 16,1 | 57,4 | 24,3 | | Детская литература | 2100 | 6,4 | 39,2 | 13,7 | 1915 | 5,4 | 26,4 | 11,2 | | Литература универсального содержания | 86 | 0,3 | 1,9 | 0,7 | 47 | 0,1 | 0,7 | 0,3 | | |
Растущее влияние рыночной экономики в книжном деле сказывается и в повышении удельного веса медицинской и спортивной литературы (где велика доля изданий по фитнесу, диетам и другим проблемам снижения веса), литературы по филологическим наукам (различного рода словари и разговорники для туристов), литературу по образованию (учебники и учебные пособия для разных форм обучения). Падает выпуск художественной литературы, книг для детей и юношества.
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. Потенциал для развития издательского бизнеса достаточно велик, так как ежегодно увеличивается потребность в печатной продукции (учебники, методические пособия, рекламная продукция) В настоящее время издательский бизнес является наиболее динамично развивающейся отраслью российской экономики. На рынке печатной продукции функционируют десятки издательств, выпускающих учебную, научную и художественную литературу. Издание учебной литературы является перспективной отраслью издательского дела. Так как с увеличением количества обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, потребность в учебной и методической литературе возрастает. На сегодняшний день в России существует несколько крупных издательств, занимающихся выпуском учебной литературы: «Высшая школа», «Академия», «Финансы и статистика», «ВЛАДОС». Однако продукция данных издательств не всегда является пригодной для студентов, обучающихся в конкретном учебном заведении. Поэтому, на мой взгляд, перспективным является создание издательско-поиграфического комплекса при вузе. Организационно-правовой статус данного комплекса: издательство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать, бланки, штамп, товарный знак. Отвечает по взятым на себя обязательствам перед физическими и юридическими лицами. Имущество издательства - закрепляется за ним на правах полного хозяйственного ведения. Организационная структура: издательство самостоятельно определяет свою структуру и необходимые штаты. Финансирование деятельности осуществляется из разных источников также в соответствии с организационно-правовым статусом. Планирование: самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития. Основу планов составляют договора, заказы, заявки потребителей, заказчиков и др. Оплата труда: издательство самостоятельно определяет системы, формы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников. Анализ рынка. По статистическим данным1 число обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях города Архангельска постоянно увеличивается. Таблица 4 Число обучающихся в высших и средних специальных заведениях в 1995-2000 гг. в г. Архангельске. |
| 1995-1996 | 1996-1997 | 1997-1998 | 1998-1999 | 1999-2000 | | Средние специальные учебные заведения | 17068 | 17310 | 17795 | 18073 | 18381 | | Высшие учебные заведения | 15960 | 16960 | 18044 | 29926 | 23781 | | |
Рисунок 3
1Архангельская область в цифрах. Статистический ежегодник. (Официальное издание). Ответственные за выпуск: Комиссарова С.Я., Шамахова О.Е., Тарасова Г.П.-Архангельск, 2000 год. [страница 49] В настоящее время в г. Архангельске функционирует несколько издательств: Северо-Западное книжное издательство, издательство СГМУ, издательство «Правда Севера». В связи с расширением области образовательных услуг, у учебных заведений появляется потребность в издании собственных методических разработок, конспектов лекций, учебников в достаточно короткие сроки, небольшим тиражом, хорошего качества и по доступным ценам. Издательство «МЕОН» арендует помещение по адресу пр. Троицкий 180. Штат сотрудников состоит из 7 человек: генеральный директор, финансовый директор, менеджер по продажам, верстальщик, компьютерный дизайнер, корректор, секретарь. Свою деятельность издательство «МЕОН» планирует осуществлять не территории города Архангельска и Архангельской области. Предполагается сотрудничество с кафедрами и библиотеками высших и средних специальных учебных заведений. ОПИСАНИЕ ТОВАРА (УСЛУГИ) Работая, как посредник, с издательствами фирма отдает предпочтение работе с обучающими изданиями (учебники, учебные пособия, сборники лекций и др.) - до 90% реализации. В издательском центре планируется наряду с обучающими изданиями выпускать и учебно-методические издания (методические указания, методические рекомендации). Фирма «МЕОН» в зависимости от миссии книги, ее структуры и содержания, может предложить несколько полиграфических стандартов: 1. Для концептуальных НКТ1 (новых книжных технологий) - ризографическая печать в один- два цвета, мягкий переплет, формат А4, объем до 150 страниц. 2. Для недорогих, «ходовых» НКТ - ризографическая печать, один цвет, мягкий переплет, формат А5, объем 32 страницы. 3. Для дорогих РТ2 (рекламных технологий) - офсетная двухкрасочная печать, формат А5, мягкий переплет, формат А4, объем до 200 страниц. 4. Для средних РТ - офсетная двухкрасочная печать, формат А5, мягкий переплет, полноцветная обложка, объем до 200 страниц. 5. Для путеводителей по РТ - офсетная однокрасочная печать, цветные вставки, формат А6, объем до 200 страниц. Так как издательский центр «МЕОН» ориентируется на выпуск учебной литературы, то для ее издания наиболее подходят первый и второй полиграфические стандарты. Таблица 5 Примерная стоимость продукции в зависимости от полиграфического стандарта (стоимость указана в долларах США по курсу ЦБ на момент выполнения проекта). |
Полиграфический стандарт | Одноцветная печать | Двухцветная печать | | 1 | от 1,5 $ | От1,7 $ | | 2 | от 0,8 $ | --- | | 3 | --- | от 4 $ | | 4 | --- | от 3,5 $ | | 5 | от 2,5 $ | от 3 $ | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|