налогообложения, ни от обязательной продажи ее части государству. Кроме
того, ответственность в виде отнесения на расчеты с бюджетом сумм
незачисленной валютной выручки не предусмотрена законодательством и
применена ГНИ с превышением своих полномочий. Однако Президиум ВАС РФ
признал выводы суда первой инстанции не соответствующими действующему
законодательству.
3. Согласно п. 8 Указа Президента РФ N 629, валютная выручка от
экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета
в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Банком
России. За нарушение указанного порядка установлена ответственность
юридических лиц в виде штрафа в размере всей сокрытой выручки, налагаемого
как инспекцией валютного контроля, так и органами Госналогслужбы РФ. При
этом ответственность предусмотрена за сам факт незачисления валютной
выручки на счет в уполномоченном банке и не связана с уклонением от
обязательной продажи части валютной выручки государству либо от уплаты
налогов.
4. СП "Океан" не имело разрешения Банка России на использование
валютной выручки до ее зачисления на счет в уполномоченном банке. Напомним,
что подобное разрешение выдается Банком России на основании ст. 5 Закона
"О валютном регулировании и валютном контроле", п. 8 Указа Президента N
629, а также п. 2.1 инструкции Центрального банка РФ и ГТК РФ от 12.10.93
N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров".
Следовательно, зная о существующем порядке зачисления валютной
выручки, предприятие сознательно его нарушило. При таких обстоятельствах
налоговая инспекция обоснованно применила финансовую санкцию за
незачисление валютной выручки.
5. Примененная мера ответственности в виде отнесения всей суммы
незачисления валютной выручки на расчеты с бюджетом по своему содержанию
является штрафом исходя из смысла правовых актов, на которые ссылается в
своем решении налоговая инспекция. Вместе с тем Указ Президента РФ N 629,
вступивший в действие во втором полугодии 1992 г., не имеет обратной силы,
а следовательно, в первом полугодии 1992 г. не было оснований для взыскания
штрафа за незачисление валютной выручки. Таким образом, судебные акты
подлежат изменению в соответствии с действием названного Указа.
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии
паспорта сделки
За представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки,
копии паспорта сделки, полученной незаконным путем или содержащей
недостоверные сведения о вывозимом товаре, а также копии паспорта сделки,
относящейся к другому товару, экспортер несет ответственность в
соответствии со ст. 278 ТК России ("Перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным
использованием документов или средств идентификации"), предусматривающей в
качестве санкции за данное правонарушение наложение штрафа в размере от 100
до 300% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с
взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.
Ответственность за непредставление в уполномоченный банк информации о
внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта
сделки.
Ответственность экспортера за нарушение отдельных требований
валютного контроля предусмотрена и в самой Инструкции ЦБ России и ГТК
России от 12 октября 1993 г. NN 19, 01-20/10283. Так, экспортер за
непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт
дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта сделки (для оформления
дополнительного листа паспорта сделки), за непредставление в установленные
Инструкцией сроки копии ГТД или запрашиваемой уполномоченным банком
информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 рублей за
каждый день просрочки, но не свыше суммы по контракту, по которой
документация и информация не были представлены в установленном порядке.
Такие штрафы взыскиваются территориальным управлением Бака России в
бесспорном порядке.
При внесении сторонами в контракт изменений, затрагивающих сведения,
которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по
данному контракту, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных
изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров,
экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и / или
дополнений, представляет в банк оригиналы или копии дополнений и / или
изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой
подписи по счету экспортера и скрепленные его печатью.
Уголовная ответственность должностных лиц.
За невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте статьей
193 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена и уголовная
ответственность. К компетенции таможенных органов отнесено дознание по
делам о невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем
организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному
перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.
Субъектом уголовной ответственности могут быть только физические лица
(гл. 4 УК). К уголовной ответственности за это преступление подлежит
привлечению руководитель организации, т.е. лицо, имеющее право первой
подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. Однако
соучастниками его могут быть любые физические лица.
Действия указанные в ст. 193 УК наказываются лишением свободы на срок
до трех лет.
Уголовная ответственность руководителя организации или предприятия
независимо от форм собственности наступает в том случае, если иностранная
валюта в крупном размере:
. не была зачислена по его вине в уполномоченный банк,
. находится за границей и не была возвращена, хотя ее обязаны были
возвратить.
Обязательным условием привлечения руководителя к уголовной
ответственности является невозвращение из-за границы валюты в крупном
размере. Как определено в примечании к ст. 193 УК Российской Федерации,
сумму невозвращаемых средств в иностранной валюте следует считать крупной,
если она превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте
передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.
Привлечение к ответственности уполномоченных банков.
Важнейшим направлением в выявлении правонарушений в кредитно-
банковской сфере является выявление признаков нарушений уполномоченными
банками действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к
ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов
Российской Федерации, для последующего анализа и передачи соответствующей
информации в иные контролирующие и правоохранительные органы по
принадлежности.
Выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего
законодательства Российской Федерации, а также невыполнения или
ненадлежащего выполнения ими функций агентов валютного контроля может
происходить как на стадиях предварительной работы с участниками ВЭД,
таможенного оформления товаров, так и во время проведения проверок
соблюдения экспортерами валютного и таможенного законодательства. Указанные
признаки могут заключаться в следующем:
1) осуществление уполномоченным банком валютной операции, требующей
лицензии (разрешения) Банка России, при отсутствии последней;
2) подписание уполномоченным банком паспорта экспортной сделки (ПС) при
наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 12.10.93 Банка
России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от
экспорта товаров";
3) подписание уполномоченным банком паспорта импортной сделки (ПСи) при
наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 26.07.95 Банка
России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного
контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые
товары";
4) перевод валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, с
транзитного на текущий валютный счет экспортера без оформления ПС, либо
(при наличии ПС) с превышением срока, установленного Указом Президента
Российской Федерации от 14.06.92 N 629;
5) отнесение в учетной карточке России таможенно-банковского валютного
контроля (УК), направленной в ГТК России, суммы недопоступления валютной
выручки от экспорта товаров к обоснованному недопоступлению при отсутствии
письменного подтверждения Банка России, МВЭС России или ТПП России, либо
при наличии указанного подтверждения, подписанного не уполномоченными на то
лицами;
6) несвоевременная отсылка уполномоченным банком в ГТК России документов
валютного контроля, предусмотренных Инструкцией от 12.10.93 Банка России N
19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и
Инструкцией от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О
порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в
иностранной валюте за импортируемые товары";
7) подписание ПС (ПСи), УК или заверение копии ПС (ПСи) от имени
уполномоченного банка сотрудником, не имеющим соответствующих полномочий;
8) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком
законных решений, требований и предписаний таможенных органов, а также
отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по
валютным операциям, контроль за осуществлением которых входит в компетенцию
таможенных органов Российской Федерации.
9) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком других
функций агентов валютного контроля, предусмотренных действующим
законодательством Российской Федерации.
При выявлении таможенным органом признаков нарушения банками и иными
кредитными учреждениями таможенных правил, установленных статьей 124
Таможенного кодекса Российской Федерации, данные банки и иные кредитные
учреждения, а также виновные должностные лица указанных организаций
подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьями 285, 288
Таможенного кодекса Российской Федерации.
При выявлении таможенным органом признаков нарушений банками и иными
кредитными учреждениями действующего законодательства Российской Федерации,
привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных
органов Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего
выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля
соответствующую информацию следует направлять в территориальное учреждение
Центрального банка Российской Федерации по месту регистрации данного
уполномоченного банка или его филиала (если нарушение имело место в
последнем), а также в вышестоящий таможенный орган для обобщения и анализа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|