эффективного функционирования предприятия необходимо набирать работников
обоих типов, одни из которых будут задействованы на выполнении жестких, не
требующих «разнообразия функций» заданий, другие — привлекаться к работам,
требующим способности к маневрированию.
Дилемма «подготовленные или подготавливаемые» анализируется с
нескольких сторон.
С экономической точки зрения — в целях снижения расходов на обучение и
подготовку — оправданно отбирать из представленных кандидатур уже
подготовленных. Однако нередко работодатели снимают экономические
предпочтения и, руководствуясь другими, включают в новое пополнение
неподготовленных, или подготавливаемых работников. Первая причина состоит в
том, что «учить плавать легче, чем переучивать». Вторая объясняется
недоверием работодателей к подготавливаемым на стороне кадрам, что не
формирует у работников навыков приспособления к изменениям, происходящим в
данной организации.
При демонстрации претендентом имеющейся базовой подготовки
работодатель имеет возможность выявить перспективы его профессионального
развития для того, чтобы определить – сколько потребуется в него вложить,
для обучения на работе, и стоит ли он того.
Только после этого руководитель имеет возможность решить, что наиболее
выгодно для организации на данном этапе: взять на обучение и получить в
итоге работника приспособленного к данной организационной культуре и
профессиональной деятельности, или выбрать уже «готового» кандидата.
Тем не менее, какую бы концепцию отбора кадров не выбрала бы
организация, главная задача – как можно более рационально и эффективно
пополнить ряды своих служащих.
2. МЕСТО ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора кадров,
прежде всего важно понять ее место в общей системе управления человеческими
ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией,
представляющей самостоятельную ценность; он должен быть взаимоувязан со
всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в
самоцель, которая осуществляется в ущерб другим формам работы с персоналом
и, как кукушонок, выталкивает из гнезда других птенцов, забирая все время и
все силы специалистов, но не давая при этом должной отдачи.
Плохо организованный отбор кадров приводит ко многим нежелательным
последствиям, в том числе:
V высокой текучести кадров;
V плохому морально — психологическому климату (конфликты, склоки,
халатное отношение к порученному делу и т.п.);
V низкой трудовой и исполнительской дисциплине (низкое качество
работы, прогулы, опоздания на работу и преждевременные уходы с
работы, низкая эффективность использования рабочего времени,
невыполнение распоряжений руководства и даже саботаж).
Общий контроль за политикой в сфере управления персоналом и
ответственность за ее результаты несет высшее руководство. Политика
руководства в отношении персонала (обучение и развитие работников,
мотивация персонала, обеспечение хорошего морального климата в организации
и др.) оказывает значительное влияние на методы и эффективность поиска и
отбора кадров.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по поиску
и отбору кадров, являются:
• постановка четких целей организации
• разработка эффективной организационной структуры управления,
позволяющей обеспечить достижение этих целей
• наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между
целями организации и организационной структурой управления.
Кадровое планирование — это фундамент политики в отношении персонала,
обеспечивающий комплексный подход к поиску и отбору кадров.
Общая система управления персоналом традиционно включает девять
основных направлений деятельности[10]:
1. Кадровое планирование, осуществляемое с учетом потребностей
организации и внешних условий.
2. Поиск и отбор кадров.
3. Адаптация новых работников. Введение в организацию, в подразделение
и в должность для обеспечения мягкого вхождения новых работников в
организацию и максимально быстрого достижения ими требуемых рабочих
показателей.
4. Анализ работы и нормирование труда.
5. Система стимулирования труда: широкий набор средств воздействия на
мотивацию работников, от материальных стимулов до расширений полномочий и
обогащения содержания труда с целью улучшения отношения персонала к
выполняемой работе, и организации и повышения заинтересованности в
достижении высоких результатов.
6. Обучение и развитие, которое призвано увеличить потенциал
работников, их вклад в достижение целей организации.
7. Оценка исполнения: сравнение результатов работы с имеющимися
стандартами или с целями, установленными для конкретных должностных
позиций.
8. Внутриорганизационные перемещения работников, повышения и понижения
в должности, переводы, отражающие ценность работника для организации.
9. Формирование и поддержание организационной культуры: традиций,
порядков, норм, правил, стандартов поведения и ценностей, обеспечивающих
эффективное функционирование организации.
Кадровое планирование, отражая политику и стратегию организации,
определяет качественную и количественную потребность в персонале. Кадровое
планирование задает четкие ориентиры, касающиеся профессиональной
принадлежности, квалификации и численности требующихся организации
работников.
Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения позволяют
выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут
отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны,
оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их
работы в организации позволяет определить эффективность самого процесса
отбора.
Система стимулирования дает возможность выработать политику
стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение
кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует
удержанию уже нанятых работников.
Оргкультура, то есть порядки, нормы поведения и трудовые ценности,
культивируемые в организации, учитываются при установлении критериев,
используемых при поиске и отборе новых работников. Укомплектовать
организацию работниками, способными принять действующие в ней нормы,
ценности, правила, не менее важно, чем найти профессионалов, обладающих
необходимыми знаниями, опытом, навыками и деловыми качествами. Опыт многих
всемирно известных фирм, добившихся выдающихся успехов в своей сфере
бизнеса, показывает, что успех организации зависит от умения найти людей с
нужным складом ума, с нужным отношением к делу, готовых с полной отдачей
сил работать для достижения организационных целей.
Система мер по адаптации новых работников к работе в организации и к
трудовому коллективу является прямым продолжением процесса поиска и отбора
кадров. Важно не только отобрать лучших работников, но и обеспечить их
мягкое вхождение в организацию и быстрый выход на требуемый уровень рабочих
показателей.
Обучение - это продолжение процесса отбора и адаптации новых
работников. Оно направленно как на освоение новичками необходимых для
успешной работы знаний и навыков, так и на передачу им установок и
приоритетов, составляющих ядро организационной культуры.
Однако для того, чтобы связь между основными направлениями процесса
управления персоналом и работой по поиску и отбору персонала для заполнения
вакансий, имеющихся в организации, не была декларирована лишь на бумаге,
необходима определенная структура службы управления персоналом.
Хорошие результаты дает опыт многих российских предприятий, когда в
единую службу управления персоналом объединяются отдел кадров, отдел труда,
отдел обучения и психологическая служба. Эффективность деятельности по
поиску и отбору новых работников повышается, если это направление работы
осуществляется под единым руководством и координируется с другими сферами
деятельности, связанными с управлением персоналом, начиная от ведения
кадровой документации и заканчивая вопросами нормирования и социальной
защиты. Это позволяет не только придерживаться более четких критериев и
процедур при поиске и отборе кадров, но и обеспечивает высокие результаты в
профессиональной и социальной адаптации новых работников.
Глава 3.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ КАДРОВ.
Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и
личностным качествам требованиям организации, несомненно требует
комплексного подхода.
Комплексный подход к поиску и отбору новых работников предполагает
решение по меньшей мере шести основных задач:
1. Определение количественной и качественной потребности в персонале с
учетом основных целей и возможностей организации.
2. Получение точной информации о том, какие требования к работнику
предъявляет вакантная должность. Сюда можно отнести как общие, так и
специфические требования, такие как пол, возраст, социальный статус и др.
3. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для наиболее
эффективного выполнения работы.
4. Разработка критериев для отбора кандидатов, наиболее подходящих для
занятия имеющихся вакансий.
5. Поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор средств и
методов, которые могут использоваться для привлечения подходящих
кандидатов.
6. Обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников к
работе в организации.
С учетом опыта, которым располагают специалисты, работающие в
организации, и практики, сложившейся в деле поиска и отбора персонала,
руководство принимает решение о том, будут ли все эти задачи решаться
собственными силами или для их решения потребуется приглашение внешних
специалистов-экспертов. А так же в каком объеме будут приложены усилия для
решения каждой из них.
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор
персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда
руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных
вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок: набор
недостаточно квалифицированных претендентов, невозможность объективно
оценить требования, недостаток средств отбора.
При планировании процесса отбора кадров следует учитывать как
количественную, так и качественную потребность в кадрах.
Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном
числе работников различных специальностей.
Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках
определенных специальностей необходимого уровня квалификации. Для
определения качественной потребности в персонале используют различные
подходы. Среди них можно выделить следующие[11]:
• профессионально-квалификационное деление работ на основе
производственно-технологической документации;
• анализ положений об отделах, должностные инструкции и описание
рабочих мест;
• штатное расписание;
• анализ документации, определяющей профессионально-квалификационный
уровень данной должности.
При определении потребности в персонале необходимо также учитывать
предполагаемое плановое ( переводы, длительные командировки, учеба) и
естественное выбытие кадров ( болезни, декретные отпуска, увольнение по
собственному желанию).
2.КРИТЕРИИ ОТБОРА.
Для эффективного отбора первостепенное значение имеет определение
критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах
соискателей.
Каждая организация при отборе использует свой набор критериев, таких
как возраст, пол, образование, знание иностранного языка, компьютера и
многих других.
Организация таким образом отсекает тех претендентов, которые не
соответствуют установленным критериям: лица, не соответствующие всем
требованиям, рассматриваться в качестве кандидатов на должность не будут.
Требования к критериям отбора.
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие
требования[12]:
• валидность
• полнота
• надежность
• необходимость и достаточность критериев.
Валидность критериев отбора. Валидность критериев означает, что
критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к
должности, на которую производится отбор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|