же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое - либо
упоминание о ней ( Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская
области и др.).
В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов
субъектов Федерации Федеральному Закону: он действует непосредственно, и
поскольку в нем предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу
на уровне субъектов Федерации. муниципальные образования полностью свободны
в выборе целесообразного, по их мнению, решения. Однако предпочтительнее
все же участие в правовой регламентации нового института прямого
волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. И как считают
государствоведы. это является существенной помощью органам местного
самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих
уставах.
3. Органы местного самоуправления и их акты
После принятия Конституции России 1993 года впервые на конституционном
уровне был закреплен принцип разделения властей. Но в статье 10 Конституции
РФ закрепляется принцип разделения властей только по отношению к органам
государственной власти. Ни в Конституции России, ни в Федеральном законе
“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, ни в иных
нормативных актах не говорится о необходимости или обязательности
использования принципа разделения властей на уровне местного
самоуправления.
Наоборот, в соответствии с 12 статьей Конституции РФ местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Эта
конституционная норма получила свое развитие в Федеральном законе. В части
2 статьи 14 указанного закона закрепляется обязательность наличия только
выборных органов. Тем самым допускается возможность наделения выборного
органа исполнительно - распорядительными функциями. Далее в части 3 статьи
16 Федерального закона предусматривается возможность вхождения главы
муниципального образования, избранного непосредственно населением, в состав
представительного органа местного самоуправления с правом
председательствовать на заседаниях представительного органа местного
самоуправления. Все это означает возможность совмещения представительных,
контрольных, исполнительно - распорядительных и иных функций в одном
органе. В соответствии с частью 6 статьи 14 названного закона структура
органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Таким образом, целесообразность применения принципа разделения властей на
уровне муниципального образования определяется самим местным сообществом и
закрепляется в уставе муниципального образования.
Принцип разделения властей в первую очередь означает ограничение
сосредоточения власти в одних руках, применение механизмов сдержек и
противовесов. Такие механизмы, необходимые на федеральном уровне, только
усложнили бы работу органов местного самоуправления, затруднили оперативное
принятие решений. Далее, в чистом виде выделить три ветви власти на местном
уровне невозможно. Разделение властей представлено только исполнительным и
представительным началом в лице соответствующих органов. Взаимоотношения с
судебными органами основаны на иных подходах. При этом надо учитывать, что
разделение властей не означает, что между ними создаются непроницаемые
перегородки: власти взаимо проникают и взаимо дополняют друг друга.
“Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся
территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они
несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам
местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе
управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего
тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую систему
децентрализации управления, которая делает эту систему управления более
пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических
и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не
только способ децентрализации управления, но и способ организации и
осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное
решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление
управления местными делами в системе управления обществом и
государством”.[37]
Система органов местного самоуправления включает в себя следующие
элементы: главу муниципального образования, представительный и
исполнительный органы местного самоуправления.
В целом система органов местного самоуправления определяется наличием
определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с
федеральным Законом “ Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных
органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14
названного закона является наличие выборного органа местного
самоуправления. А какими функциями будет этот орган - население определяет
самостоятельно.
Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного
самоуправления по различным основаниям:
По способу образования органов:
Глава избирается всем населением; избирается представительным органом
местного самоуправления из числа депутатов; назначается представительным
органом по результатам конкурса.
Представительный орган местного самоуправления: избирается на основе
мажоритарной системы; избирается на основе пропорциональной системы, в том
числе по единому многомандатному округу; избирается на основе смешанной
системы.
Избирательный орган формируется главой местного самоуправления
самостоятельно; формируется главой с согласия представительного органа; в
части назначения главных должностных лиц формируется с согласия
представительного органа, в остальной части - главой местного
самоуправления самостоятельно.
По месту главы в структуре органов местного самоуправления: глава
возглавляет местную администрацию; глава возглавляет представительный орган
местного самоуправления; глава возглавляет и представительный и
исполнительный орган.
По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и
представительным органом :
участие главы местного самоуправления в работе представительного органа
местного самоуправления: глава организует работу представительного органа
местного самоуправления без права решающего голоса; глава участвует в
работе представительного органа местного самоуправления с правом решающего
голоса ( возможно не по всему кругу вопросов, отнесенному к компетенции
представительного органа).
право отлагательного вето: глава имеет право отлагательного вето на
решения представительного органа местного самоуправления; глава не имеет
право отлагательного вето на решения представительного органа местного
самоуправления.
По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и
исполнительным органом: глава лично руководит деятельностью исполнительного
органа; глава осуществляет общее руководство, а оперативное управление
осуществляет назначенный (нанятый на контрактной основе) руководитель
(управляющий) администрации; глава не участвует в деятельности
исполнительного органа, а местная администрация возглавляется назначенным
(нанятым на контрактной основе) руководителем (управляющим) администрации.
В связи с фактическим ростом числа жителей поселений и невозможностью
осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями,
возникла потребность в ведении представительства. Появилось понятие
представительного органа. Представительный орган местного самоуправления -
это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы
населения соответствующей территории. В действующем законодательстве
закрепляется два критерия представительного органа : избрание
непосредственно населением на основании всеобщего, равного прямого
избирательного права при тайном голосовании; представление интересов
жителей соответствующей территории.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ” численный состав
представительного органа местного самоуправления определяется уставом
муниципального образования. Численность представительного органа зависит от
размеров муниципального образования, исторических, региональных,
национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов. Как правило,
численность представительного органа колеблется в пределах 15 - 30
депутатов.
Наименования представительного органа местного самоуправления также
различные. Встречаются думы, муниципальные советы, советы, собрания,
собрания представителей, представительные органы, земские собрания и др.
В исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находятся (ст. 15 Федерального закона):
принятие общеобязательных правил по предметам ведение муниципального
образования, предусмотренных уставом;
утверждение местного бюджета и отчета и его исполнения;
принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных
образований.
Как я отмечал, полномочия представительных органов определяется
уставами муниципальных образований. И в них дополнительно закрепляются
следующие полномочия представительного органа: назначение даты выборов
главы муниципального образования; принятие устава, внесение в него
изменений и дополнений; передача отдельных полномочий местного
самоуправления органам государственной власти и территориального
общественного самоуправления; утверждение структуры местной администрации;
Выражение недоверия главе; досрочное прекращение полномочий депутатов;
назначение местного референдума; учреждение средств массовой информации;
учреждение почетных званий, наград; принятие решений о наименовании и
переименование площадей, улиц, переулков, парков, расположенных на
территории муниципального образования; другие полномочия.
Способы формирования представительных органов местного самоуправления,
их связь с населением может быть различная. Политологи выделяют ряд
концепций, характеризующих роль депутата, его связь с представительным
органом и избирателями:[38]
Депутат представляет в представительном органе свою партию; он защищает
ее политическую программу, на основе которой был избран и разъясняет ее.
Депутат защищает наказ (мандат), полученный от избирателей; он
представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его
программу, сформулированные ими наказы.
Депутат представляет в представительном органе и тех избирателей своего
округа, которые голосовали против него или воздержались; он защищает общие
экономические, социальные, политические интересы округа.
Депутат в своей деятельности руководствуется только Законами и
Совестью; после избрания связь с избирателями отсутствует
Поэтому, характеризуя выборный орган местного самоуправления,
необходимо рассмотреть вопрос о разновидности мандата, получаемого
депутатом, т.к. роль и место депутат зависит от того, какой мандат он
получит - свободный или императивный.[39] Сущность императивного
заключается в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный
же мандат представляет возможность депутату действовать по своему
усмотрению.
В настоящее время на федеральном уровне депутаты получают свободный
мандат. На наш взгляд на местном уровне целесообразно введение некоторых
элементов императивного мандата, например, института отзыва. В целом
вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, так как:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|