уровне, уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления. На
федеральном уровне это федеральные законы “Об общих гарантиях избирательных
прав граждан “, “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ”, “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления”.
Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления” принят и подлежит применению в целях защиты конституционных
прав граждан России избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и
принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
На уровне субъектов нормы, регулирующие муниципальные выборы содержатся
в законах о местном самоуправлении и в законах о выборах. Ряд субъектов РФ
приняли законы о выборах органов местного самоуправления, понимая под
органами местного самоуправления представительный орган и главу местного
самоуправления (либо должностных лиц местного самоуправления). Это в
Амурской[8], Иркутской[9], Омской[10], Рязанской[11] и Томской[12]
областях, Алтайском[13], Красноярском краях[14]. Законы вышеназванных
субъектов регулируют выборы как депутатов представительного органа, так и
иных должностных лиц.
Законы субъектов Российской Федерации о местных выборах в части
регулирования выборов главы муниципального образования, как правило
содержат нормы, регулирующие только избрание главы муниципального
образования непосредственно населением. Однако в соответствии с частью 2
статьи 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” избрание главы местного
самоуправления возможно не только непосредственно населением, проживающим
на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании, но и представительным
органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном
федеральными законами субъектов РФ. Реализуя эту норму, в Томской области
дополнительно принят закон об избрании главы муниципального образования
представительным органом местного самоуправления. Следует констатировать,
что принимая такие законы, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации фактически вмешиваются в порядок работы
представительного органа местного самоуправления.
На уровне местного самоуправления вопросы организации и проведения
местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и
положениями о выборах, утверждаемыми решениями представительных органов
местного самоуправления.
Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов,
является выбор типа избирательной системы. В целом, применяемая
избирательная система должна обеспечивать решение двух главных задач:
постоянное взаимодействие представительного органа с населением;
обеспечение выражения общего интереса населения муниципального образования.
Наибольшей популярностью при проведении местных выборов пользуется
мажоритарная система выборов по одномандатным округам. К преимуществам этой
системы следует отнести: приближенность избранных депутатов к своим
избирателям; депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы
жителей этих округов; личность депутата и его политические качества знакомы
избирателям. Недостатком является: у сформированного на такой основе
представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект
развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится
решить проблемы своего округа.
Пропорциональная же избирательная система обладает рядом
противоположных качеств: ослабляет личные связи и персональную
ответственность депутатов перед избирателями; представительный орган
является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития
муниципального образования.
Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости
политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных
объединений на муниципальном уровне. Здесь имеются виду не столько чисто
политические муниципальные избирательные объединения, сколько так
называемые “ муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято
обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе
общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территории.
Поэтому представляется уместным применение смешанной системы, при
которой часть депутатов избирается по мажоритарной, а часть по
пропорциональной системе.
С точки зрения формирования органа, максимально отражающего интересы
жителей муниципального образования базовой целесообразно рассматривать
пропорциональную систему. Применять ее следует там, где есть для этого
условия - прежде всего сложившиеся политические структуры. Поэтому в
настоящее время следует говорить о переходных моделях. В качестве примера
такой модели можно назвать мажоритарную систему с единым многомандатным
округом, которая в крупных городах может трансформироваться в мажоритарную
систему с несколькими многомандатными округами.
Однако политическое структурирование общества происходит не само по
себе. а только при наличии условий и стимулов. Стремясь создать эффективный
представительных орган, местные власти должны стремиться к созданию и
соответствующих условий. Одним из таких стимулов к созданию муниципальных
избирательных объединений могут стать выборы на основе смешанной системы.
В законах о выборах в органы местного самоуправления практически всех
субъектов РФ в основу положена мажоритарная избирательная система. Она
обусловлена рядом факторов : степенью привычности как для населения, так и
для представителей органов власти; относительной простотой организации
избирательной кампании; неразвитостью политической структуры общества на
местном уровне; боязнью резких перемен; сложностью для населения при
голосовании; низкой активностью избирателей и кандидатов. Избиратели
голосуют за своих представителей, исходя скорее из их личных или деловых
качеств, а не партийной принадлежности.
Какой бы ни была принята модель организации местного самоуправления в
конкретном муниципальном образовании, как правило выделяются три
основополагающих элемента: глава муниципального образования,
представительных выборный орган и исполнительный орган. Каждый из этих
органов имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными
связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти
обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих
органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в
каждый из этих органов.
При формировании главы муниципального образования законы субъектов РФ о
местном самоуправлении предусматривают либо один способ, либо несколько. В
последнем случае право окончательного выбора предоставляется законом
субъекта РФ непосредственно местному сообществу. Предполагаются следующие
варианты:
избрание непосредственно населением (Омская[15], Тюменская[16],
Читинская[17] области, Алтайский[18], Красноярский края[19]);
избрание на собрании (сходе) граждан (Томская область[20]);
избрание из числа депутатов представительного органа как главы местного
самоуправления (Омская[21], Томская,[22] Тюменская[23], Читинская
области[24], Алтайский[25], Красноярский края[26]);
занятие этой должности в силу избрания председателем соответствующего
представительного органа (Омская область[27]);
назначение, например, по результатам конкурса, или иное (Омская
область).[28]
Таким образом предусматривается возможность проведения как прямых
выборов непосредственно населением, так и косвенных. Следует отметить, что
в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено только два
способа избрания главы муниципального образования - непосредственно
населением и представительным органом местного самоуправления. Поэтому
такой способ, как назначение по результатам конкурса, как это предусмотрено
в Омской области, противоречит действующему законодательству. Хотя следует
отметить, что в этом случае появляется возможность предъявлять
профессиональные требования к претендентам, что представляется достаточно
целесообразным.
Наиболее слабо проработанным в настоящее время является избрание главы
местного самоуправления представительным органом местного самоуправления.
Как правило, этот вопрос регулируется актами органов местного
самоуправления (уставами муниципальных образований, регламентами
представительных органов местного самоуправления).
В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях
избирательных прав граждан в РФ” для лица, претендующего на должность главы
муниципального образования, могут быть установлены только два ценза -
оседлости и возрастной. Это положение получило свое развитие в статье
Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ”. Но в соответствии с Уставами городов Барнаула, Новосибирска, глава
муниципального образования должен иметь высшее образование. Указанное
положение противоречит федеральному законодательству.
В законах субъектов РФ о местном самоуправлении подробно об избрании
представительного органа не говорится, большинство ограничивается
констатацией необходимости проведения выборов.
Вопросы выбора типа избирательной системы, количества округов и иные,
непосредственно характеризующие организации и проведение выборов в
представительные органы местного самоуправления в законах субъектов РФ о
местном самоуправлении не рассматриваются. Также практически не освещены
вопросы избрания исполнительного органа местного самоуправления. И, как
правило, предусматриваются не выборы, а другие способы формирования
исполнительного органа - назначение или конкурс.
2.2 Местный референдум
В Российской Федерации местный референдум - это народное голосование по
наиболее важным вопросам местного самоуправления.[29]
В статье 22 Федерального закона “ Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляется, что порядок
назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений
местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов России. Ряд субъектов Российской
Федерации уже приняли законы о местном референдуме, в некоторых только
разрабатывается.
Для правового регулирования законодательными органами субъектов РФ
вопросов, выносимых на местный референдум, характерно несколько подходов. В
законе субъекта Федерации о местном референдуме:
закрепляется, что на местный референдум могут выносится любые вопросы
местного значения, отнесенные к таковым действующим законодательством и
уставом муниципального образования (Алтайский край)[30];
закрепляется, что на местный референдум выносятся, непосредственно
затрагивающие интересы местного сообщества;
закрепляется, что на местный референдум могут выносятся вопросы в
соответствии с приведенным перечнем (Амурская область)[31]. Такой перечень
может включать: принятие и изменение устава муниципального образования;
структура органов местного самоуправления; досрочное прекращение полномочий
выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
установление и изменение муниципального образования; использование земель
на территории муниципального образования; строительство промышленных
объектов; обсуждение возможности строительства и запрещение эксплуатации
объектов, наносящих вред окружающей среде; планы и программы развития
территории; необходимость введения местных налогов и сборов; изменение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|