обстоятельства функционирования системы управления и другие объективные
факторы, не зависящие от воли субъекта управления.
В связи с этим субъективный фактор использования методов управления
должен исходить из объективных условий. Он должен быть подчинен объективным
закономерностям и потребностям социального управления. Любые решения должны
базироваться на практическом опыте и на основании обстоятельного изучения
дела.
В управленческой практике органов внутренних дел, так же как и в
других системах управления, при выборе и использовании методов управления
решаются следующие задачи: определение наиболее эффективных методов или
оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела, умелое
применение выбранных методов в процессе управления.
Искусство выбора и применения методов управления требует
внимательного наблюдения за функционированием органов внутренних дел.
Применение методов без учета изменяющихся объективных условий и
происходящих изменений в деятельности органов внутренних дел ведет к
шаблону и стереотипности в применении методов управления, а, следовательно,
к снижению их действенности. И, наоборот, использование методов управления
окажется эффективным, если их применение осуществляется с учетом развития
процессов управления, накопленного опыта. Только на этой основе может быть
осуществлено требование о необходимости глубокой обоснованности применяемых
методов управления. Все это, в конечном счете, связано с совершенствованием
механизма социального управления и его составной части – методов
управления.
Всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия
являются убеждение, принуждение и поощрение. В любой сфере социального
управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.
В большинстве случаев эффективно именно убеждение, поскольку человек,
по мнению И.Канта,[6] - единственное создание, которому необходимо
воспитание. Дисциплина, или выдержка, выводит человека из животного
состояния. Дисциплина – средство уничтожить в человеке его дикость.
Дисциплина не дает человеку следовать его животным наклонностям.
Убеждение – это основной метод управления дисциплинарными
отношениями. Что же такое убеждение? Убеждение – метод воспитания,
воздействия на сознание работника с целью вызвать его на полезную
деятельность или затормозить его нежелательные поступки.
Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно
исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство
воли субъекта и объекта управления. «Убеждение – это такое воздействие,
которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные
взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или
моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по
существу, является процессом активного воздействия убеждающего и
убеждаемого при ведущей роли первого».[7]
Понятие «убеждение» имеет два значения:
1) это процесс воздействия на человека и на коллектив;
2) особое состояние сознания, уверенность в истинности знаний, основанная
на понимании.
Основными видами (мерами) убеждения являются: разъяснение,
обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта и др.
Убеждения особенно важны там, где есть и возможны оспоримые знания,
так как если факт очевиден и однозначен, то об убеждениях не может быть и
речи.
Особенно необходимо убеждение, если знания, принципы труднодоказуемы,
противоречат сложившейся практике, трудноопровергаемы на данный момент в
данном коллективе.
Предположим, в учреждении ввели этические правила, которые расходятся
с типичным поведением части работников. Несмотря на несогласие этих
работников с правилами, их нужно убедить в необходимости соблюдения правил,
установленных в этом учреждении, пока работник трудится именно здесь, пусть
даже в других учреждениях работают по другим правилам.
Процесс убеждения включает следующие элементы:
-субъект убеждения – администрация, общественные организации,
трудовой коллектив, каждый работник организации;
-объект убеждения – человек, трудовой коллектив, администрация,
которую убеждает работник, профсоюз, трудовой коллектив;
-средства убеждения – речь, реальное поведение, создание
реальных ситуаций, условия труда, жизни;
-процедура убеждения.
Согласно статье 20 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается только пропаганда или
агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Конституция запрещает принуждать человека к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.
Убеждения оказывают определяющее влияние на порядок в конкретном
учреждении и в обществе в целом, так как действует не закон, а человек,
который воспринял этот закон. По мнению Гегеля, закон становится законом
только после того, как он стал убеждением человека.
Убеждение нередко представляют в виде следующей структуры:
1) знания;
2) субъективное признание человеком истинности знаний, отсутствие
сомнений в правильности знаний;
3) уяснение соответствия данного знания интересам личности, осознание
жизненной важности знаний для человека и необходимость их для
практической деятельности;
4) субъективная готовность действовать в соответствии со знаниями.
Процесс переубеждения, в котором приходится принимать участие
всем работникам отдела кадров, состоит в коррекции взглядов, в изменении
оценок, установок.
Что же такое убеждение? Для понимания этого процесса требуется анализ
таких понятий, как убеждение, убеждения, убежденность.
В трудовом праве убеждение трактуется как главный метод укрепления
трудовой дисциплины, одно из средств реализации воспитательной функции
трудового права. В педагогике – убеждение – метод воспитания,
педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать его
учебную и другую общественно полезную деятельность или предотвратить
нежелательные поступки[8]. В психологии убеждение – осознанная потребность
личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными
ориентациями[9]. В социальной психологии убеждение – способ осуществления
коммуникативного влияния, в науке управления – основной метод регулирования
поведения людей, путь, способ достижения целей управления.
Как соотносится знания с убеждением? Знания составляют основу
убеждения, но не все из них, а только те, которые позволяют выработать
собственную позицию, которые являются выводом, имеют форму принципов,
целей, задач, функций, структур и т.д.
Убеждения неразрывно связаны с мировоззрением, по существу образуя
его. Совокупность убеждений или система взглядов – философских, правовых,
экономических, социальных, этических, научных, эстетических – образует
мировоззрение.
Убеждения – принцип действия человека. Они включают в себя знания,
составляющие мировоззрение, знания идей, знания принципов, знания норм
поведения.
Убежденность – особое качество личности, определяющее общую
направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее
регулятором ее сознания и поведения[10]. Убеждения – высшая форма
направленности личности, в нее также включают желания, интересы, влечения,
склонности, идеалы.
Исходя из изложенного вряд ли можно согласиться с определением
убеждения как метода воздействия, стимулирующего отдельных индивидов,
социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует их
воле, подлинным интересам, поскольку его сущность раскрывается через
стимулирование, которое является элементом поощрения, а не убеждения[11].
Убеждение – это вид взаимодействия, отношение между многочисленными
субъектами. К субъектам убеждения относится и сам трудовой коллектив.
Можно выделить три вида убеждений:
1) непосредственно эмоциональное, при котором воздействуют на чувства;
2) логическое воздействие на разум;
3) убеждение практикой.
В зависимости от вида убеждения – философского, политического,
правового, нравственного, эстетического и т.д. – различаются и его цели.
Цель убеждения как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит
в формировании отношения к труду, трудовой и правовой активности,
непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины. И второй аспект цели –
добиваться того, чтобы убеждения человека не расходились с его поведением.
Результат убеждения оценивается по уровню трудовой активности,
дисциплинированности человека.
В правовое воспитание включается передача правовых знаний – правовое
обучение, правовое просвещение, формирование правового убеждения и т.д.
Правовое убеждение отличается от правового обучения выработкой личного
отношения человека к нормам права, к правовому поведению, правовым теориям
путем ценностного подхода к знаниям. Знания о нормах, правовых теориях
оцениваются человеком как истинные или ложные, существенные,
несущественные, обязательные или необязательные и т.д.
Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной группой средств
являются такие моральные, этические категории, как справедливость,
равенство, свобода, добро, зло. Задача правового убеждения – доказать
справедливость требований закона, норм права.
Убеждение отличается от знания тем, что человек уверен в
справедливости и необходимости именно такого поведения. Убеждение в то же
время необходимо только там, где возможны оспоримые знания, иная линия
поведения. Например, человек считает, что изредка нарушать трудовую
дисциплину вполне возможно и т.д.
Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздействие
человека, группы на личность. Убеждение в данном случае – элемент общения,
в процессе которого один человек (субъект общения) стремится доказать
другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному
вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно-следственные
связи и т.д.
Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель –
изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие в
конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и,
возможно, изменить его взаимоотношение с другими людьми. Эффективность
убеждения, его действенность в значительной степени зависят от того, на
сколько хорошо убеждающий знает своего собеседника, подчиненного – его
интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень,
особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную
среду, убеждения и т.д., а также от активности объекта общения,
осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная
активность, включенность собеседников в процесс общения – вот фактор,
способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения
необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его
возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д.,
что позволит выделить в коллективе определенные группы, например активных
работников, «середняков» (тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину,
но и не проявляет активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей
трудовой дисциплины. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить
особое внимание.
Если работник нарушает трудовую дисциплину, это свидетельствует о
преобладании личных интересов над корпоративными. В то же время это
показатель, по крайней мере, противоречия в его сознании. Сегодня не мало
людей с отсталым экономическим, правовым сознанием, в результате чего они
терпимы к нарушителям трудовой дисциплины, расхитителям собственности, не
только не осуждают, а даже оправдывают их. Убеждение, то есть влияние на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|