фиксируется взаимообусловленность отраслевого и межотраслевого принципов (ч.
4 ст. 37, ст. 45, 46), наконец, в отдельных положениях отраслевой принцип
проявляется самостоятельно, как, например, в ч. 2, 3, 5 ст. 37 и др.
Принципы, присущие отрасли трудового права, текстуально не зафиксированы в
действующем КЗоТ в отдельной статье как "Основные начала или принципы...",
что порождает некоторые споры. Согласно общепринятому мнению принципами
отрасли трудового права являются основные права и обязанности работников,
закрепленные в ст. 2 КЗоТ. В современной юридической литературе отмечается, и
не без оснований, что в основных принципах трудового права отражены не только
субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии.
Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляют следующие принципы:
"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и
не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору
гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск".
Первый и второй принципы ст. 37 следует отнести к межотраслевым, поскольку
они служат основой для всех форм применения труда. Каждому в Российской
Федерации предоставляется право выбрать тот или иной род деятельности и
свободно распоряжаться своими способностями к труду. Он свободен в своем
выборе труда, как и в выборе профессии и рода занятий. Например, гражданин
может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или
фермерством либо быть участником хозяйственного товарищества или членом
производственного кооператива и т.п. В нынешних условиях функционирования
рынка труда корректировке в наибольшей степени подверглись разработанные
радей в трудовом праве принципы права на труд и оплаты труда.
Сегодня невозможно рассматривать принцип права на труд с прежних позиций, как
право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеству и
качеству, право, гарантией которого выступала свобода от безработицы.
К числу основных (отраслевых) принципов трудового права могут быть отнесены
следующие:
1. Свобода труда и запрещение принудительного труда, дополненные принципом
свободы трудового договора, связанным с принципом определенности трудовой
функции.
2. Право на труд на основе равенства возможностей (равной трудовой
правосубъектности) при запрещении дискриминации и равное право на содействие
в обеспечении занятости и в трудоустройстве при повышенной государственной
защите лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке.
3. Право на охрану здоровья работника путем установления работодателем
условий труда, обеспечивающих безопасность труда, защиту от трудового увечья
и возмещение ущерба, нанесенного здоровью работника на работе, при
осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и охраной труда. Особая охрана труда женщин, включая
охрану материнства и детства, труда молодежи, инвалидов и других лиц,
нуждающихся в повышенной социальной защите.
4. Право на оплату труда в зависимости от личного вклада работника, качества
его труда, без всякой дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера.
5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на
забастовку, дополненное принципами трудового права, его института "трудовые
споры".
6. Право на отдых, гарантированное рамками нормальной продолжительности
рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, а также
ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы (должности) и
среднего заработка.
7. Обязанности работника соблюдать трудовую дисциплину, выполнять
установленные нормы труда и бережно относиться к имуществу работодателя.
8. Право работников создавать профсоюзы для защиты своих прав.
9. Право работников и их представителей (прежде всего профсоюзов) на участие
в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров и соглашений,
то есть на установление и регулирование условий труда и оплаты труда.
10. Право на образование, дополненное принципом трудового права о содействии
профессиональному развитию работника на производстве и подготовке кадров.
5.Нормативные акты о труде (источники трудового права)
Как идентичные понятию "источник права" обычно рассматриваются термины:
"форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя термин
"источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или
"источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права"
нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства,
или результата деятельности органов государства по формированного права:
законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. Только на
определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта
правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом
формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в
настоящем учебнике.
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых
воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени
государства. Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты:
законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные
от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к
источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и
акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и
работодателя (его представителей). В организации таким источником является
коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном
порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на
различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на
основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями
работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов
государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.
Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники
трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов
государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их
представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права
является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их
юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных
органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по
действующим законам.
Федеральные законы:
1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.
2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.
3. Конституция 12 декабря 1993 г.
Указы президента:
1. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при
Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспеции)
2. О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ
РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
Постановления правительства:
1. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД
2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В
ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.
Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает
принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо
дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право
работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому
договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как
федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в
совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции
осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует
из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов)
трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II
Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64
Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы,
предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др.
Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде
Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным
источником трудового права.
Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две
основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С
одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства),
а с другой — на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и
другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается
технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды
и прибыли, а вторая — как защиты интересов отдельного работника, так и
смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива
работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки
трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и
истоки этой отрасли. Он указал,
что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного
права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права,
которое развивается главным образом по своим собственным законам, в
значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль
трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки.
Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и
трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты
индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные
акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы Президента
Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере применения
труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских
отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном
партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".
Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994
г."0б утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве
труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.
Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения:
генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные,
профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются
результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как
равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом,
профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской
Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их
объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях
выступают полномочные органы объединений работодателей или иные
уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей
стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений.
Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|