реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Трудовое право

реферат

фиксируется взаимообусловленность отраслевого и межотраслевого принципов (ч.

4 ст. 37, ст. 45, 46), наконец, в отдельных положениях отраслевой принцип

проявляется самостоятельно, как, например, в ч. 2, 3, 5 ст. 37 и др.

Принципы, присущие отрасли трудового права, текстуально не зафиксированы в

действующем КЗоТ в отдельной статье как "Основные начала или принципы...",

что порождает некоторые споры. Согласно общепринятому мнению принципами

отрасли трудового права являются основные права и обязанности работников,

закрепленные в ст. 2 КЗоТ. В современной юридической литературе отмечается, и

не без оснований, что в основных принципах трудового права отражены не только

субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии.

Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляют следующие принципы:

"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и

не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору

гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего

времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск".

Первый и второй принципы ст. 37 следует отнести к межотраслевым, поскольку

они служат основой для всех форм применения труда. Каждому в Российской

Федерации предоставляется право выбрать тот или иной род деятельности и

свободно распоряжаться своими способностями к труду. Он свободен в своем

выборе труда, как и в выборе профессии и рода занятий. Например, гражданин

может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или

фермерством либо быть участником хозяйственного товарищества или членом

производственного кооператива и т.п. В нынешних условиях функционирования

рынка труда корректировке в наибольшей степени подверглись разработанные

радей в трудовом праве принципы права на труд и оплаты труда.

Сегодня невозможно рассматривать принцип права на труд с прежних позиций, как

право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеству и

качеству, право, гарантией которого выступала свобода от безработицы.

К числу основных (отраслевых) принципов трудового права могут быть отнесены

следующие:

1. Свобода труда и запрещение принудительного труда, дополненные принципом

свободы трудового договора, связанным с принципом определенности трудовой

функции.

2. Право на труд на основе равенства возможностей (равной трудовой

правосубъектности) при запрещении дискриминации и равное право на содействие

в обеспечении занятости и в трудоустройстве при повышенной государственной

защите лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке.

3. Право на охрану здоровья работника путем установления работодателем

условий труда, обеспечивающих безопасность труда, защиту от трудового увечья

и возмещение ущерба, нанесенного здоровью работника на работе, при

осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде и охраной труда. Особая охрана труда женщин, включая

охрану материнства и детства, труда молодежи, инвалидов и других лиц,

нуждающихся в повышенной социальной защите.

4. Право на оплату труда в зависимости от личного вклада работника, качества

его труда, без всякой дискриминации и не ниже

установленного федеральным законом минимального размера.

5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на

забастовку, дополненное принципами трудового права, его института "трудовые

споры".

6. Право на отдых, гарантированное рамками нормальной продолжительности

рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, а также

ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы (должности) и

среднего заработка.

7. Обязанности работника соблюдать трудовую дисциплину, выполнять

установленные нормы труда и бережно относиться к имуществу работодателя.

8. Право работников создавать профсоюзы для защиты своих прав.

9. Право работников и их представителей (прежде всего профсоюзов) на участие

в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров и соглашений,

то есть на установление и регулирование условий труда и оплаты труда.

10. Право на образование, дополненное принципом трудового права о содействии

профессиональному развитию работника на производстве и подготовке кадров.

5.Нормативные акты о труде (источники трудового права)

Как идентичные понятию "источник права" обычно рассматриваются термины:

"форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя термин

"источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или

"источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права"

нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства,

или результата деятельности органов государства по формированного права:

законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. Только на

определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта

правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом

формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в

настоящем учебнике.

Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых

воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени

государства. Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты:

законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные

от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к

источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и

акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и

работодателя (его представителей). В организации таким источником является

коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном

порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на

различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на

основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями

работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов

государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники

трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов

государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их

представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права

является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их

юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных

органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по

действующим законам.

Федеральные законы:

1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.

2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.

3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

1. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при

Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспеции)

2. О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ

РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

Постановления правительства:

1. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция

Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В

ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает

принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих

требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо

дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального

размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право

работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием

установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на

забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому

договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность

рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как

федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией

Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в

совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции

осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует

из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов)

трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II

Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64

Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы,

предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право

создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др.

Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде

Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным

источником трудового права.

Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две

основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С

одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства),

а с другой — на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и

другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается

технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды

и прибыли, а вторая — как защиты интересов отдельного работника, так и

смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива

работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки

трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и

истоки этой отрасли. Он указал,

что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного

права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права,

которое развивается главным образом по своим собственным законам, в

значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль

трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки.

Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и

трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты

индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные

акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы Президента

Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере применения

труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских

отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном

партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994

г."0б утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве

труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.

Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения:

генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные,

профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются

результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как

равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом,

профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской

Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их

объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях

выступают полномочные органы объединений работодателей или иные

уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей

стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений.

Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.