реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Доклад: Введение в курс эргономики

реферат

небольшой информационной нагрузка, когда имеются различного рада

эмоциональные сдвиги, особенно связанные с малым навыком в работе.

Состояние динамического рассогласования. При динамическом рассогласовании

нарушается основная закономерность предыдущей стадии - уровень работы по

восприятию информации не соответствует ожидаемому физиологическому состоянию. О

таком состоянии свидетельствуют большие сдвиги вегетативных реакций, появление

дополнительных реакций, в частности потоотделения, расширение сосудов кожи,

нарушение мышечного баланса и др. Это состояние чрезвычайно важно для оценки

работы специалиста, поскольку оно сопровождается выраженными нарушениями

работоспособности и появлением большого числа ошибок, лишними действиями,

увеличением времени работы, вплоть до отказа от работы или ее прекращения.

Обобщенный характер динамического рассогласования приводит к тому, что ошибки

и неправильные действия наблюдаются даже тогда, когда оператор должен

выполнять требуемые по ходу работы несложные для него действия, в ином

состоянии выполняемые безотказно. На этом основании основан один из приемов

оценки рассогласования, когда оператору по ходу работы предлагают выполнять

ряд тестов возрастающей сложности, обычно хорошо выполняемых. Чем проще тест,

при котором появилось затруднение или ошибка, тем глубже динамическое

рассогласование.

Динамическое рассогласование является более устойчивым, когда операторы

находились в состоянии адекватной мобилизации, ими производилось шесть цифр.

В состоянии динамического рассогласования один из них мог запомнить только

четыре цифры, а другой - лишь две.

Динамическое рассогласование является более устойчивым, чем адекватная

мобилизация; уменьшение интенсивности нагрузка не приводит к ликвидации этого

состояния и появлению адекватной мобилизации. Должно пройти известное время,

прежде чем признаки рассогласования исчезнут.

Характеристика эмоциональных состояний оператора

Под эмоциональными понимаются состояния, вызванные переживанием человеком его

отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризуемые изменениями

количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды.

Таким образом, эмоциональное состояние тесно связано с индивидуальной

семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы

коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемый только информационной

структурой раздражителя. Например, можно установить закономерное усиление

эмоциональных состояний по мере возрастания цены решения. Показано, что при

фиксированной цене решения имеется прямая связь степени эмоции от величины

энтропии, остающейся к моменту необходимой выдачи решения (недостаточность

информации как эмоциогенный фактор по П.В. Симонову).

Это положение делает понятным и ту связь эмоциональных состояний с описанными

выше общими функциональными состояниями, особенно с состояниями адекватной

мобилизации и динамического рассогласования и с рядом внутренних

характеристик личности, например, уровнем тревожности, который сказывается на

придаваемых значениях индивидуальной (субъективной) семантической значимости.

Из сказанного становится также ясно, что любой вид сознательной человеческой

деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием эмоциональных

состояний.

При изучении эмоциональных реакций следует отчетливо различать две его формы

- эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное

напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее

успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом,

направленным на эту деятельность, т.е. оно характеризует ту степень

эмоциональных сдвигов, которые обуславливают наиболее полное развитие

состояния адекватной мобилизации.

В тех случаях, когда наступает динамическое рассогласование между объективной

значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появляются связанные с этим

отрицательные изменения в двигательных и психических функциях, наступает

состояние эмоциональной напряженности. При этом наблюдается и снижение

устойчивости ряда психических функций. Момент перехода эмоционального

напряжения в эмоциональную напряженность определяет так называемую

эмоциональную устойчивость. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее

при меньших значениях эмоционального фактора развивается состояние

эмоциональной напряженности. Эмоциональная устойчивость является показателем,

очень тесно связанным с таким свойством личности, как уровень тревожности,

она очень низка у лиц с высоким уровнем тревожности.

Следующее качество - эмоциональная возбудимость - определяет быстроту

развития того или иного эмоционального состояния, т.е. это качество очень

близко к тому, которое характеризует эмоциональную устойчивость.

Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний. На основании

данного представления о сущности эмоциональных реакций становится ясным, что их

развитие определяют две группы факторов - внешние и внутренние.

Внешние эмоциогенные факторы. К ним относятся прежде всего так называемые

экстремальные факторы, т.е. такие, физические или информационные характеристики

которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и

психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. Чем

более выражена экстремальность фактора, тем выше вероятность появления

выраженных степеней эмоциональных сдвигов. Характер этих сдвигов определяется

видом реакции, развивающейся в результате воздействия. В случае формирования

адекватной реакции, т.е. реакции, направленной на преодоление действий фактора

или на поддержание необходимого уровня деятельности при продолжении действия

экстремальности, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального

напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального

фактора, правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения.

Развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального

фактора, неспособность к мобилизации функций ведут к появлению различных

степеней эмоциональной напряженности полоть до появления резко выраженных

отрицательных эмоций.

К этой же группе факторов относятся и те, которые характеризуются очень

высокой значимостью, хотя сами по себе факторы не являются экстремальными.

Знак возникающей эмоциональной реакции и сила ее развития в этом случае, как

правило, определяется сочетанием ряда внутренних по отношению к человеку

факторов.

Внутренние эмоциогенные факторы. Сами по себе эти факторы не являются

эмоциогенными, они лишь тому или иному внешнему фактору необходимую степень

эмоциональности. К этим факторам относятся такие, как характеристики нервной

деятельности, темперамент, уровень тревожности, ригидность личности, и т.п. -

они, как правило, определяют уровень реакции.

Такие факторы, как характеристика энграммных преобразований (особенности

памяти, внимание), ответственные за степень знакомости с возникающей

ситуацией и быстроту и скорость принятия решения, определяют не только

степень развития эмоциональных состояний, но и их знак. Весьма близка к ним и

такая характеристика личности, как уровень притязаний. Наконец, в эту же

группу следует отнести и такие факторы, как мотивы, установки и близкие к ним

характеристики типа идеалов и т.п. Наиболее выражено их влияние на

эмоциональную устойчивость, которая, при положительных мотивах может быть

настолько высокой, что полностью исключает появление эмоциональной

напряженности.

Управление эмоциональными состояниями - одна из задач эргономики. Можно

активно управлять поведением человека - оператора, вводя те или иные

эмоциогенные факторы. Например, для поддержания высокого уровня бдительности

при монотонной работе операторов наблюдения и контроля воздействие на

эмоциогенную сферу является наиболее эффективным.

Если мы имеем дело с эмоциональной напряженностью, то здесь позиция

становится иной, это состояние явно неблагоприятное, и все усилия должны

быть направлены на перевод этого состояния в состояние эмоционального

напряжения.

Примеры получения исходной информации для выявления структуры деятельности

Существует два подхода к изучению психологических и физиологических

характеристик трудовой деятельности: "косвенный", основанный на регистрации

изменений в организме человека, возникающих вследствие выполнения им работы,

и "прямой", основанный на выявлении психических и физиологических процессов,

составляющих содержания деятельности. Полная картина структуры деятельности

может быть получена только путем сочетания "прямого" и "косвенного" способов

получения информации о трудовом процессе. К ним относятся:

1) извлечение информации из документов (инструкции по эксплуатации техники,

нормативов оценки уровня квалификации специалистов и т.п.;

2) инженерно - психологическое обследование ЭС (оборудования, устройства

рабочего места, кода информации, взаимосвязей между специалистами и т.п.).;

3) наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалиста.;

4) беседа со специалистами.;

5) самоотчет в процессе деятельности;

6) анкетирование и экспертная оценка;

7) объективная регистрация и измерение составляющих трудового процесса

(киносъемка направление взора и показаний приборов, запись движений органами

управления и измерением силы воздействия, магнитофонная регистрация команд и

т.п.);

8) анализ ошибок, допускаемых в работе;

9) объективная регистрация и измерение показателей факторов среды;

10) эксперимент.

Извлечение информации из документов. С точки зрения психофизиологического

анализа деятельности документы можно разделить на три группы: 1)

характеризующие содержание и организацию трудовой деятельности, устройство

системы управления, особенности среды; 2) отражающие итоги деятельности; 3)

характеризующие личностные особенности специалистов.

Г р у п п а 1 включает описания объектов техники, содержащиеся в эскизных,

технических проектах и других подобных документов, наставления, руководство и

инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию и т.п.

Изучение этих документов дает возможность, прежде всего, ознакомится со

структурой и техническими особенностями ЭС, с существом профессиональной

деятельности, устройством рабочего места, организации взаимодействия между

специалистами и специалистом и техническим устройством.

Затем выделяется наиболее важные и сложные операции (связанные с дефицитом

времени, аварийными ситуациями и т.п.) разных подуровней и ориентировочно

оценивается психофизиологическая сущность выполнения их специалистами. Уже на

основании инструкций можно составить отдельные операционные схемы

деятельности.

Из этих документов можно также получать информацию о режимах труда и отдыха и

динамики показателей факторов среды. Нормативные документы дают возможность

приблизительно оценить степень специфической напряженности выполнения

деятельности (по требуемой скорости работы, точности выполнения операций и

т.п.).

Г р у п п а 2 включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции,

отработки технологических задач, производственно - экономические отчетные

документы, медицинские книжки и т.п.

Этот материал является одним из источников получения данных для анализа

производительности труда, брака и ошибок в работе специалистов,

заболеваемости и травматизма. Кроме того, он может дать информацию для оценки

личностных качеств и уровня профессионального мастерства конкретных лиц.

Г р у п п а 3 включает служебные и медицинские характеристики представления

для назначения на должность, летные, водолазные книжки и т.п.

Инженерно - психологическое обследование ЭС. Непосредственное

ознакомление с техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучении

сущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приемам

наблюдения за протеканием рабочего процесса.

Оборудование изучается выяснением назначения различных технических устройств,

с которыми взаимодействует человек (специалист, оператор), составления схем

потоков информации, последовательности обращения специалиста к приборам и

органам управления при решении типовых и наиболее сложных производственных

задач. При этом необходимо постоянно сопоставлять получаемые с инженерно -

психологическими требованиями (в частности, с принципами построения

информационных моделей ).

Наблюдение за ходом трудового процесса и поведением специалистов.

Наблюдая за ходом трудового процесса, нужно иметь ввиду получение ответов на

следующие вопросы, применительно к определенным производственным задачам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.