реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Доклад: Введение в курс эргономики

реферат

Доклад: Введение в курс эргономики

Введение в курс эргономики

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль

человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за

эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может

привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для

объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой

деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Во-первых,

это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента

автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации,

памяти, принятия решений , исследованиях движений и других эффекторных

процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса,

коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения

эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как

утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка,

условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и

физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств

деятельности ,относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия

человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые

индикаторы, органы управления, специальные входные системы ЭВМ, новые

инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные

с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего

процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой

деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также

профессионального мастерства.

Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования -

системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".

Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и

специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере

использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и

гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов

при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и

синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот

процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных

от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

Термин "эргономика" (греч. ergon - работа + nomus - закон) был принят в

Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации

Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался

термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин.

В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия:

в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антропотехника" и др.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования

которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для

неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой

является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов

трудовой деятельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от

проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые

являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией

труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению

изменений функционального состояния организма человека под влиянием его

рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его

трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности

человека на высоком уровне. Эргономика использует данные гигиены труда,

которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и

трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-

гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по

природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой

подразумевается комплекс правовых, организационных, технических,

экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на

обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует

исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но

опирается на них и дополняет их.

Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить

всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие

возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических

исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при

которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует

тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами

практические меры базируются на достижения современной науки и передовой

практики.

Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка

надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния

психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и

особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его

деятельности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и

творческих возможностей человека. В практическом отношении проблема

взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации

всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных

этапах создания систем(проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и

их эксплуатации.

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных

связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими

общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно

развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения

разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении

опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый

социально-экономический эффект. Как отечественный, так и зарубежный опыт

внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к

существенному повышению производительности труда. При этом грамотный учет

человеческого фактора представляет собой не разовый источник повышения, а

постоянный резерв увеличения эффективности общественного производства.

Психофизиологическая сущность и структура

трудовой деятельности

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс

преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие

труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические

исследования рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей

психических и физиологический процессов, лежащих в основе определенных видов

трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химической и

психологической средой.

В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой

деятельности как процесса взаимодействия человека с машиной и более сложными

системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в смысле перехода

от качественных к структурно-количественным представлениям в разработке

теории деятельности . Значительный вклад в понимание психофизиологического

содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют

также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая

среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека.

Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и внешними

факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и

сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента деятельности

может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических

устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить как

динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния

предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного

состояния посредством трудовых - информационных и энергетических воздействий.

Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на предмет труда

или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом человек

воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного

устройства и среды. Цель труда у человека формируется на основе мотивов,

потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному из

тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая,

закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие),

репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования

информации по известным правилам), Продуктивного (или творческого) мышления.

С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат трудового

воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления,

воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные

воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым

напряжениям, функцией внимания. В основе информационных и энергетических

преобразований, представляющих собой суть трудового воздействия на предмет

труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся описанная функциональная

структура представляет собой систему "человек - орудие труда - среда".

Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек

способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового

воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный

продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют

предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и

формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий,

планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически

не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании

одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное

устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как

преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству.

Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными

устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.

При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для

управления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, таким

образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует

процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте является

преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без

участия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. В

результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается в

неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия на

предмет труда.

Первый тип систем, которые можно называть системами "человек - инструмент",

делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека

реализует орудие труда.

1. С Эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая

особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на

предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.

2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ

предмета труда превращается в измененный образ, который можно рассматривать как

простейшую информационную модель предмета. Эта модель гомофорфна объекту.

Искусственного кода здесь нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение

отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом). В

результате человек должен в процессе обучения выработать специальный (отличный

от жизненного опыта) набор энграмм - эталонов, необходимых для восприятия.

3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В этом

случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.