реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

реферат
p>Большинство физкультурно-спортивных ситуаций определяется не только одним из этих смысловых ориентиров, но и сочетанием их: постоянно случается так, что два, три и более таких смыслов наслаиваются друг на друга или с течением времени меняются ролями (одни отступают на задний план, другие приобретают первостепенное значение и т. п. ). Так, например, можно совершать ежедневные пробежки (или выполнять беговые упражнения на уроке физической культуры), надеясь на их оздоровительный эффект или просто потому, что такая двигательная активность доставляет удовольствие. А может быть, ученик таким образом хочет усовершенствовать свой стиль бега или намеревается увеличить собственную выносливость и работоспособность. Получается, с одним видом движения связано четыре смысловых ориентира, четыре мотива. В терминологии Курца это — здоровье, впечатление, выражение и достижение. Физическое движение многие рассматривают, как наиболее заметный, определяющий признак учебно-физкультурной деятельности. Двигательный аспект связан с предъявлением к школьнику определенных требований: а) Морфологически-физиологические требования — сила, выносливость, скорость, координированность и т. д. Моторные качества являются главной предпосылкой двигательной активности, необходимо в процессе преподавания физкультуры обращать особо пристальное внимание на их выработку. б) “Моторно-стратегически-тактические” требования, предъявляемые к учащемуся, включают требования и качества, позволяющие, в частности, принимать решения, направленные на реализацию тактических приемов и стратегию поведения в игровых ситуациях, в ходе соревновательно-игровых заданий. в) Суть “социально-регуляторно-нормативных” требований в том, что в физкультурно-спортивных ситуациях необходимо действовать в соответствии с установленными правилами. Возможны ситуации, когда различные участники физкультурной деятельности предпочитают различные смысловые ориентиры для своих действий. Важно, чтобы каждый объяснил другому свои намерения, обосновал действия, которые он намерен предпринять. Качество физического воспитания необходимо повысить таким образом, чтобы оно проявлялось и в ситуациях, возникающих во внешкольном спорте, в различных аспектах которого — двигательном, интеграционным и смысловом — отражались бы различные черты спорта, причем учащиеся должны удовлетворять предъявленным им требованиям. Согласно антропологическим положениям учащийся должен соизмерять свои субъективные устремления с требованиями объективной реальности, сочетать свободу индивидуального выбора с необходимостью учитывать действительное положение вещей. Прагматически ориентированное преподавание физкультуры всегда открыто для всякого рода новаций, отнюдь не замыкаясь в рамках существующей данности и традиций. Идея деятельной способности в такой же мере стимулирует различного рода новации и альтернативы, как и идеи, имеющие хождение под названием “коммуникабельность” и “эмансипация”. Необходимо сделать спортивные действия объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, анализировать их, в полной мере представляя их многообразие. Эта концепция открыто и намеренно отказывается от стереотипных форм преподавания, порывая с ними, видя в этом единственную возможность развития деятельной способности за счет расширения привычного диапазона знаний и приобретения нового опыта, связанного с физической активностью. Разработанная нами программа обучения плаванию учащихся начальных классов школ сибирского региона является примером осуществления намеченных целей. Традиционное конвенциональное преподавание плавания в большинстве случаев обеспечивает эффект ниже собственных возможностей. В противовес существующей практике нами выдвигаются следующие требования: “Необходимо сделать обучение плаванию объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, направленное на индивидуальность ребенка, а не на технический результат”. Опираясь на общие цели физкультурного образования, “его руководящие идеи”, на базе школы-комплекса нами создана единая, целостная система физкультурно-оздоровительной работы. Учитывая региональные условия, а также условия школы, политические, экономические и антропологические аспекты, в школе разработана система физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогического коллектива, вовлечения их в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Ниже приведена схема этой работы. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Первоочередными задачами, позволяющими нам осуществить более энергично демократические преобразования и достигнуть более эффективного развития, являются: • создание современной школы с качественным медицинским обслуживанием, осуществление регулярного медико-педагогического контроля за физическим, психическим и интеллектуальным развитием ребенка; • создание необходимых условий проведения учебно-воспитательного процесса, оснащение его современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методической литературой; • организация и развитие внеклассных и внешкольных форм занятий физической культурой, спортивных секций по интересам и запросам учащихся; • привлечение к этой работе специалистов, имеющих специальное образование, а также учителей других предметов, имеющих соответствующую образовательную подготовку; • проведение медицинского осмотра два—три раза в течение учебного года. Распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы. Оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий; • расширение контактов с ДЮСШ—16, плавательным бассейном НГАВТа, детским клубом по месту жительства “Вираж”, а также Домом детского творчества, детскими спортивными школами Центрального района. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

Содержание физкультурно-образовательного процесса строится на основе Закона “Об образовании”, инструктивно-методических писем и рекомендаций (Департамента образования) по физической культуре, Федерального закона “О физической культуре и спорте”. Нами разрабатываются четыре линии построения такого физкультурно-образовательного обеспечения: 1) Учебная — урок физкультуры, факультативы для учащихся, семинары для родителей. Внеурочная — внутришкольные соревнования, спортивные кружки и секции по баскетболу, волейболу, аэробике, шахматам, художественной гимнастике. Походы выходного дня, спортивные праздники, конкурсы и викторины. Занятия в группах лечебной физической культуры. Внешкольная — занятия детей во всевозможных ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, фехтованию, борьбе дзюдо, плаванию, в ДЮСШ—3 по художественной гимнастике, спортивной аэробике. Очень тесный контакт с ДЮСШ—16 “Хоккей—Спартак” (директор А. А. Пузырьков), расположенной на территории школы № 4, где занимаются мальчики с 1-го по 11-й класс. Организовано и проводится совместно с тренерско-преподавательским составом бассейна “Водник” Академии водного транспорта обучение плаванию учащихся начальной школы, а также создание групп лечебного плавания. 2) Работа с педагогическим коллективом: тематические педагогические советы по проблемам физического здоровья, вовлечение в регулярные занятия в плавательном бассейне и в спортивных секциях. 3) Работа с родителями и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами. 4) Проведение научно-исследовательских и лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках деятельности научно-методического центра “Школа—Университет”. Данные направления частично раскрыты в тезисах научно практических конференций: • “Урок в системе образовательного процесса”;

• “Психолого-педагогические факторы повышения продуктивности физкультурной деятельности”; • “Интерес как фактор регуляции активности личности в процессе физкультурной деятельности”; • “Некоторые пути формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом”. Основными методами, используемыми в учебном процессе, являются сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения. К репродуктивным относятся, прежде всего, объяснительно-иллюстративный метод, где доминируют исполнительские воспроизводящие действия. Аналитические, контрольно-оценочные, когда они осуществляются по заданным критериям, шаблонным способом, также репродуктивны. Развитию творческих способностей, целенаправленному их формированию способствуют продуктивные методы: частично-поисковый; эвристический; метод самостоятельной постановки задач и др. Однако при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности, а в предметной области “Физическая культура” они фактически не разработаны, не обобщены и не структурированы. С целью повышения эффективности учебно-физкультурной деятельности в школе-комплексе создан и ведет работу Научно-методический центр “Школа—Университет”, целью которого является работа в трех направлениях: педагогическое (разработка и обобщение методик повышения продуктивности физкультурной деятельности); физиологическое (изучение влияния существующих и предлагаемых нетрадиционных методик на развитие детского организма); психологическое (очень важно, какой след в психике ребенка оставляют занятия физической культурой разной направленности — образовательной, оздоровительной, тренировочной, спортивной). Широко применяются нами и методы стимулирования, которые побуждают, дают импульс, толчок мысли, чувству и действию. К ним мы относим внутришкольные соревнования как лучший образец соперничества спортивного, главной задачей которого является не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а проникнутость духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Целесообразность метода поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе (в нашей школе это в основном учащиеся классов педагогической поддержки); по всем параллелям внедряются методы и формы коррекции физического, психического состояния учащихся, разработанные и предложенные НМЦ “Школа—Университет”. При работе с учащимися и коллективом школы учитываются результаты, полученные в процессе обследования уровня здоровья, физической подготовленности учащихся. Активно привлекается к работе в системе физкультурно-оздоровительного обеспечения психологическая служба школы-комплекса для выявления комфорта учащихся на уроке физической культуры, изучения мотивационных факторов повышения продуктивности физкультурной деятельности, мотивации учения, отношений “учитель—ученик, ученик—ученик”. Одним из немаловажных моментов в нашей работе является обеспечение физкультурно-оздоровительного процесса материальной базой, средствами обучения, профилактики и сохранения здоровья учащихся и педагогов. С этой целью в школе на базе медицинского пункта создан оздоровительно-профилактический центр с современным медицинским оборудованием. В 1999 г. к основной школе пристроено здание для младших школьников с малым спортивным залом, гимнастическими стенками, кабинетом учителя, раздевалкой. Но, несмотря на все позитивные сдвиги, данный вопрос остается актуальным в силу прекращения централизованного финансирования, удорожания спортивного инвентаря и оборудования. Решение данной проблемы видится в привлечении средств спонсоров, родительской поддержки через представителей родительских комитетов, оказании платных оздоровитель  

но-образовательных услуг на базе школы-комплекса, чему в большой степени способствует директор школы А. Р. Боярская. Эффект от комплексного применения, использования и внедрения новых целей, задач, методов, технологий, средств обеспечения физкультурно-оздоровительного процесса в МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 отражен на диаграмме “Соотношение основной, подготовительной и специальной медицинских групп в 10, 11-х классах за 1987—1999 учебные годы”, говорящей об уровне их здоровья. Уровень знаний, навыков и умений, приобретенных школьниками, продуктивность учебно-физкультурной деятельности показывают результаты срезовых контрольных тестов. В 1998/1999 учебном году в 9-х классах выявлено, что 60, 4% учащихся показали высокий уровень знаний, 38, 5% — средний, 1% — низкий. Уровень общей физической подготовки высокий у 30, 8% тестируемых, 56, 2% показали средний уровень и 12, 9% низкий. Неуклонно растет число учащихся 9—11-х классов, выбравших экзамен по предмету “Физическая культура”. В 1999/2000 учебном году таких учащихся было 65, что составило 34, 2 % всех выпускников школы. Изменилось отношение педагогического коллектива, учащихся к проблемам физического воспитания, своему здоровью. Регулярные встречи с родителями показывают, как мамы и папы заинтересованы в продолжении начатой нами работы. Психологические исследования показали, что предмет “Физическая культура” на протяжении ряда лет является лидирующим среди общеобразовательных дисциплин. Более четырехсот учащихся школы занимаются в спортивных секциях, работающих при школе (волейбол, баскетбол, аэробика, художественная гимнастика и др. ), в ДЮСШ—16 “Хоккей—Спартак”и других спортивных школах и клубах (“Водник”, “Спартак”, ДЮСШ—3). С каждым годом растет число учащихся, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в проводимых внутри школы соревнованиях по волейболу, баскетболу, конькобежному спорту, в традиционном осеннем турнире по мини-футболу, праздниках “День защитника Отечества”, “Веселые старты”, туристических слетах. С 1-го по 11-й класс охвачены учащиеся комплексным медицинским обеспечением. В школе имеются свой физио- и стоматологический кабинеты. На базе школы тренируются и проводят спортивный досуг руководители, учителя образовательных учреждений Центрального района, родители учащихся. Школа № 4 — единственная в районе, где пропуски уроков физической культуры по болезни и без уважительных причин в 1998/1999 учебном году сократились до 8, 4%, по сравнению с 30% общего учебного времени в 1994/1995 учебном году. Общий фон здоровья выпускников школы существенно изменился в лучшую сторону. Таким образом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В базисном учебном плане образовательная область “Физическая культура” предстает в школе адаптивной модели не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности. По сути, на базе образовательной области “Физическая культура” создается целостная единая система физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса.  

    Copyright © 1999 "Сибирский учитель"
    Дизайн "ОблЦИТ"
     
      

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.