реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теоретическая социология - (лекции)

реферат
p>Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, Семнер ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “этноцентризм”, (понятие, использовавшееся ранееГумпловичем), получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентричными воззрения человека на мир. Взаимоотношения в “мы - группе” Семнер упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между “мы - группой” и “они - группой” - как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической (социальной) группы. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея исторической миссии и “избранности” собственного народа, патриотизм, шовинизм. Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рациональными обоснованиями их существования, они превращаются внравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию определенной социальной структуры для поддержания определенной группы идей и обычаев, являютсяинституты. Функцией институтов всегда будет удовлетворение человеческих потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), Семнер разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеческое “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т. п. ); религиозные институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, ритуал, жертвоприношение, магия и т. п. ).

Развиваемый Семнером социологический подход был по существу антропологическим. Хотя труды Семнера пользовались в свое время большой популярностью, а “Народные обычаи” вошли в золотой фонд социологической классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу основных заслуг Семнера можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социологической науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории американской науки курс социологии.

СМОЛЛ, как представитель психологического направления в Социал-дарвинизме.

Основными представителями психологического направления в социал-дарвинизме были Гумплович, Смол, Семнер. Они делали акцент на социальную структуру общества, утверждая, что огромную роль при этом играет государство, как организация господства меньшинства над большинством. Но в то же время между обществом и государством есть конфликты. (Классовая борьба и противоречия в обществе будут всегда–социализм не возможен). Видным представителем таких антимарксистских взглыдов был А. Смол. В своей“Общей социологии”он рассматривает биологическую и географическую среду в качестве мешающего интересам человека фактором.

    Он выделяет группы интересов людей:
    Интерес к здоровью
    Интерес к благополучию
    Интерес к общению
    Интерес к красоте
    Интерес к справедливости

В связи с тем, что изменения происходят постоянно в обществе не минуемы конфликты между различными интересами. Для изучения интересов и управления, заключает Смол, нужна специальная наука: социология, т. е. практические рекомендации по управлению. Необходимо формировать новые социальные институты, предовая значение процессам социализации.

    ШКОЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА.

Преодолеть теоретическую узость эмпирической социологии попытались в 50-е гг. текущего столетия ученые, общим для которых оказался структурно функциональный подход к обществу. Появление многообразных учений, рассматривающих общество как особую систему (“функциональную систему”, “функционирующую систему”, “систему функциональных связей” и т. д. ) — впоследствии суммарно их стали называть академической социологией —вызвано неудовлетворенностью многих социологов резко выраженным отказом своих коллег от теоретического объяснения сложных процессов социальной жизни.

    РОБЕРТ МЕРТОН

Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН (г. р. 1910) выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем.

Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой “Парадигме структурно-функционального анализа”. Главными моментами которой являются: значение самого понятия “функция”, формулирование постулатов существования общества как особой системы. Касаясь понятия “функция”, Мертон отмечает его многозначность. Причем в обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает пять значений функции: как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя; в смысле рода или вида человеческой деятельности; в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой); как способ связи элементов системы (структурных единиц); как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т. д. ) действий.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата. 1. Функциональное единство общества. Иными словами, фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей.

2. Универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т. д. ).

3. Функциональная необходимость. Согласно этому постулату непременным условием социального (социальности) является способность к функционированию в составе социальной системы. Проще говоря, что не может функционировать, не может быть (стать) социальным (общественным).

Однако в таком виде эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы. В частности, первый постулат предполагает учет последствий функционирования отдельных“сегментов”социальной системы на разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема функционального единства решается уже иным образом. В связи со вторым постулатом применительно к современному сложнодифференцированному обществу Мертон обращает внимание насистемные дисфункции — Мертон является автором этого понятия —и тогда соответственно системные элементы обретают при определенных условиях иную, дисфункциональную, природу. В связи с третьим постулататом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов), что все в целом позволяет ему сформулировать основную теорему структурно-функционального анализа: точно так же как одно явление может выполнять множество функций в социальной системе, одна функция может выполняться весьма разными явлениями. Вышеназванное разделение Мертоном функций на два вида — дисфункцию и эвфункцию (еуфункцию) —для понимания функциональных процессов в общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно, результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий характер: в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы (в более узком смысле—ее адаптации), и тогда имеет место системная эвфункция; в другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы (ее дезадаптации), и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая функции с точки зрения связи намерения и результата (следствия), Мертон различает и другие разновидности. В частности, он называет функции, являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся следствием ненамеренных поступков, латентными.

Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями“структурного функционализма” и “теории социального действия”.

    СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Структурный функционализмвнес в школу структурно функционального анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это понятие—одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента: социальную позицию и социальную роль. Социальная позиция—это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно определяется по“вертикали” и “горизонтали”. В первом случае имеется в виду системная иерархия, т. е, отношения по принципу“руководитель — подчиненный”. Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам, стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу: согласие— несогласие, поддержка —отчуждение и т. д. В рамках структурного функ-ционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах функциональных императивов (требований). В конечном счете эти функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления (адаптации) социальной системы к окружающей среде, организации межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и снижения напряженности в отношениях между членами того или иного социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные нормы (законы, предписания, инструкции и т. д. ). В связи с этим учение о социальных нормах занимает в теории структурного функционализма исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как отклоняющееся (девиантное) поведение, которое неизбежно вызывает системные дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии“аномия”. Ее источником, по мнению основоположников структурного функционализма, являются конфликты нормативных систем (культур). Для современного общества характерно состояние“аномии”, кризиса, В этих условиях возникают и развиваются конфликтующие субструктуры (субкультуры). Такими субкультурами являются, в частности, преступность, “ретризм” (потребление алкоголя, наркотиков и т. д. ), мафия и др.

    ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА.

Теория социального действия была разработана Т. ПАРСОНСОМ, (1902—1979). Американский социолог рассчитывал на то, что эта теория станет “всеохватывающей”. Он исходил из понимания общества как самоорганизующейся системы, специфика которой заключается в наличии символических форм регуляции индивидуальных действий (язык и пр. ), нормативности, воли (волюнтаризма) и иррациональных моментов в поведении людей. Социальные системы, учит Парсонс, имеют две оси ориентации. Первая ось соответствует векторам внутренних и внешних связей, вторая ось - одним полюсом связана с сиюминутными факторами человеческой жизни. Наложение этих осей дает систему координат, выражающую четыре ряда функциональных категорий в обществе: во внешней ориентации— категории адаптации и целедостижения, во внутренней —категории системной интеграции и образа взаимодействия людей в системе. Эти общие категории по мере дифференциации и специализации социальных систем (общество— государство —семья и т. д. ) дифференцируются, конкретизируются и специализируются. Функциональные императивы проявляются в таких специфических формах, как мотивы, установки и пр.

Функционирование социальных систем осуществляется как процесс социального действия, ориентированного на определенные ценности, которые Парсонс разделяет на пять основных групп в оппозиционной связи: 1)“универсализм — партикуляризм”, 2) “достижение — предписывание”, 3) “аффективность — нейтральность”, 4) “специфичность — диффузность”, 5) “ориентация на себя — ориентация на коллектив”. Эти пять оппозиций социального действия реализуются на четырех системных уровнях: субъекта действия, где оппозиции проявляются как многообразные варианты реальных форм действий.

Социальная система функционирует нормально в тех случаях, когда решаются следующие“системные задачи”: неуклонно поддерживаются ценностные образцы системы, обеспечивается системная интеграция, имеются условия для достижения системной цели (системных целей), обеспечивается адаптация.

На появление и последующее развитие школы структурно-функционального анализа повлияли в значительной мере общие теории систем, кибернетика, теория информации. Наряду с определенными достижениями—разработкой вопросов социальной организации, законов функционирования, обеспечивающих системную целостность и устойчивость, к которым относятся социальные нормы и нормативы, а также ролевой концепцией личности, учением о средствах и формах социального контроля и т. д. , школа структурно-функционального анализа страдает целымрядом существенных недостатков. В частности, ей присущ крайне абстрактный (академический) подход к исследованию сложнейших социальных процессов, формализм и антиисторизм. Школа структурно-функционального анализа не сумела избежать метафизического преувеличения статического аспекта социальных систем. В тени остается круг вопросов, связанных с развитием, с противоречиями общества. Оказался незатронутым и вопрос о причинной детерминации социального действия. Авторы теории функционального анализа полностью обошли проблемы материально-производственного, экономического основания социальных процессов. Все это вызвало справедливую критику многих видных специалистов.

    Социологический реализм Эмиля Дюркгейма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.