реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное социологическое знание - (реферат)

реферат
p>Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

    Формулы для определения объема выборки:
    n = 2 sqrt(N)
    n = ( 0, 25 t2 N )/ (A2N+0, 25t2),
    где n - объем выборочной совокупности
    N- объем генеральной

t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности

    A - предельная ошибка выборки
    4) организационный раздел программы

Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов. Рабочий план включает следующие основные этапы:

    формирование рабочей группы
    разработку программы исследования
    разработку инструментария
    расчет выборки
    проведение пилотажных исследований
    размножение инструментов
    инструктаж участников полевого исследования
    организацию полевого исследования
    контроль качества заполненных документов
    подготовку инструментов к обработке
    обработку
    анализ результатов
    подготовку отчета
    оформление архива исследования
    Опрос как метод социологического исследования.
    Виды опросов:
    Анкетирование
    Интервьюирование
    Экспертный опрос
    Социометрический опрос
    Социологическое тестирование
    Формы опросов
    контактный
    почтовый
    телефонный
    прессовый
    По месту проведения различают
    опросы по месту работы
    опросы по месту жительства
    опрос целевых аудиторий
    Фазы опроса
    Адаптация
    Сбор основной информации
    Завершение опроса
    Классификация вопросов
    По содержанию
    о событиях и фактах
    о мотивах, оценках, мнениях
    По форме
    прямые
    косвенные
    По структуре
    открытые
    закрытые
    По функциям
    основные
    фильтрующие
    контрольные
    Правила построения вопросов

вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека ? Да, Нет, Не знаю)

вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным . А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю)

вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”)

количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого

вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах

    Измерение в социологии
    Измерить - значит сравнить с эталоном.

Эталоном служит шкала. Шкала это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности. Виды шкал:

    Номинальная
    Порядковая (номинально-порядковая, ранговая, интервальная)
    Числовая
    Требования к шкале:
    валидность
    полнота (учет всех значений)
    чувствительность
    Титульный лист
    титул
    название анкеты
    идентификаторы
    Вводная часть
    обращение
    пояснения
    гарантии анонимности опроса
    что делать с анкетой
    благодарность
    Основная часть

расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные) принцип “воронки”

“дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение) Социльно-демографическая часть

    пол
    возраст
    образование
    социально-проф. положение
    культурная идентификация (семья)
    национальность
    место жительства
    Правила группового анкетирования
    Представиться

Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой Пояснить гарантии анонимности

    Ответить на вопросы

Не навязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-другу)

    Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей
    Оказывать помощь в заполнении анкеты

Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет

    Тема 3. Обработка и анализ данных социологических опросов

Обработка данных социологических опросов включает ряд этапов: Подготовка данных к вводу в ПВМ

    Ввод данных в ПВМ
    Математическая обработка
    Создание электронных и физических архивов

1. Подготовка данных к вводу включает проверку и кодировку массива заполненных анкет. Для этого массив заполненных анкет просматривается, при этом из массива исключаются :

анкеты заполенные менее чем на 2\3 (по количеству ответов на закрытые вопросы) претенциозно заполненные анкеты (имеющие “минусы” в ответах на вопросы “ловушки”)

анкеты не прошедшие тест по совокупности контрольных вопросов анкеты у которых не заполнен социально-демографический блок Каждая годная анкета номеруется. Из нее выписываются ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодируются.

2. Ввод данных в ПВМ производится в соответствии с инструкциями по вводу данных конкретного пакета программ, при этом желательно, чтобы номер анкеты в физическом массиве и номер анкеты в электронном виде совпадали. Во время ввода рекомендуется копировать массив введенных в память данных на дискету и защищать его от постороннего вмешательства. По окончании ввода данных делаются 2 копии введенного массива, при этом одна копия считается рабочей, а дольная копия описывается и бочей, а другая контрольной, которая хранится в архиве вместе с архивированной копией программы, с помощью которой производился ввод и обработка данных.

    3. Математическая обработка данных включает:

Расчет и анализ одномерных распределений ответов по каждому вопросу Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения по всем основным социально-демографическим признакам, включенным в анкету

Анализ влияния факторов на изучаемые процессы в соответствии с гипотезами исследования

Построение математической факторной модели изучаемого процесса Математическая обработка результатов производится с использованием стандартных пакетов обработки информации наиболее известными из которых являются система “САНИ” и “АСТРА”.

1. Расчет и анализ одномерных распределений ответов производится в отношении доли отметивших каждую альтернативу. При этом рассчитываются следующие показатели:

Доля отметивших каждую альтернативу в % к числу ответивших на данный вопрос (Этот показатель используется наиболее часто)

Доля отметивших каждую альтернативу в % к числу опрошенных (Этот показатель часто используется, когда анализируются ответы на вопросы касающиеся только части респондентов)

Доля отметивших каждую альтернативу в % к сумме ответов на все альтернативы данного вопроса (Этот показатель иногда используют, если по содержанию вопроса можно было отметить несколько альтернатив)

Данные о линейных распределениях ответов удобно занести на бланк анкеты. По результатам анализа делается заключение

о модальности ответов и их вариабельности. Из дальнейшего анализа, как правило исключают ответы на вопросы, у которых респондентами использовано менее половины позиций шкалы, а также вопросы на которые более трети респондентов отказались отвечать ( нет ответа или отмечена позиция “Не знаю”, “Не могу сказать” и т. д. )

2. Расчет и анализ группировочных таблиц сопряжения позволяет сделать заключение о различии модальности в группах опрошенных по основным социально-демографическим признакам: полу, возрасту, уровню образования и т. д. Как правило такой анализ производится по основным показателям изучаемого процесса. Перед построением таблиц сопряжения полезно проанализировать коэффициенты связи (по Пирсону) включенных в анализ показателей состояния изучаемого процесса с социально - демографическими показателями. Как правило различия в распределении модальности наблюдаются, если соответствующий коэффициент связи существенен с Р>0, 95. Группировочные таблицы строятся с указанием доли ответивших на вопрос из числа респондентов соответствующей группы. Пример:

    Как по Вашему, нужна ли социология экономистам ?
    Девушки
    Юноши
    Определенно нужна
    22
    11
    Скорее нужна
    48
    22
    Скорее не нужна
    15
    39
    Совершенно не нужна
    5
    21
    Не знаю
    10
    7
    Коэфф. Пирсона 0, 62

Как видим, налицо различие в отношении к социологии по полу опрошенных. Этот факт необходимо учитывать в дальнейшем анализе.

3. Анализ влияния факторов на изучаемые процессы производится с использованием статистических мер вязи, к которым относятся коэффициенты сопряженности Пирсона, Крамера, Чупрова, информационные меры связи. Коэффициенты рассчитываются с использованием стандартных программ и показывают меру взаимообусловленности в распределении частот появления соответствующих признаков. Один из признаков условно считается зависимым, другой детерминирующим, однако заключение о наличии связи может дать только качественный анализ всей совокупности связей. Анализ коэффициентов связи позволяет:

выделить факторы статистический уровень влияния которых позволяет исключить их из дальнейшего анализа (гипотеза о наличии связи отрицается) проранжировать оставшиеся связи по уровню взаимной сопряженности с изучаемым процессом, при этом следует иметь ввиду, что уровень взаимной сопряженности может определяться как влиянием данного фактора на процесс, так и взаимным изменением данного фактора и процесса под влиянием третьего фактора. Вывод о связи может быть сделан только на основании анализа всей совокупности связей в системе “изучаемый процесс” - “факторные признаки”, поэтому рассчитывают не отдельные коэффициенты, а таблицу коэффициентов. Пример:

Пусть S0 - показатель, отражающий уровень интереса студентов к социологии, а F1, F2, F3 - факторы учебного процесса, отражающие содержание программы, уровень квалификации преподавателей и объем программы в часах. Матрица коэффициентов связи может выглядеть так:

    S0
    F1
    F2
    F3
    S0
    1
    0, 89
    0, 68
    0, 75
    F1
    0, 89
    1
    0, 56
    0, 95
    F2
    0, 68
    0, 56
    1
    0, 11
    F3
    0, 75
    0, 95
    0, 11
    1

Чисто внешне значимы все три фактора, однако при анализе внутренних связей можно заметить, что оценка содержания программы оказалась зависимой от ее объема в часах, поэтому не смотря на то, что уровень связи изучаемого процесса с показателем “содержание.... ” выше, детерминирующим следует считать фактор “объем программы в часах”, так как именно он определяет меру содержательности программы. Кроме того на содержание программы оказывает значимое влияние и фактор “квалификация .... ”,

4. Построение математической факторной модели включает оценку количественного влияния факторов на изучаемый процесс. Модель разрабатывается после качественного анализа влияния факторов и требует включения только тех факторов, влияние которых на изучаемый процесс доказано на предыдущем этапе. Модель как правило представляется в виде регрессионной функции вида:

    Y = F ( f2, f3, .... , fn),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.