Современное социологическое знание - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Характеристика современного социологического знания. 1. Общество как объект социологии.
Общество- самая богатая абстракция, содержащая в себе все понятия социологии. Общество- исторический результат естественно складывающихся отношений людей. Признаки по Э. Шилзу Общество- относительно автономное от всей совокупности людей образование. Другие общности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна. Общество- потенциально бесконечно воспроизводящая себя общность. Три аспекта воспроизводства: биологический (сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос, цивилизация), производственный (от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня - сотни миллионов)
2. Предмет социологии: Социология наука о системном понимании общества.
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии. Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика. Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе. Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер. Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры социализация личности. Выполнение норм достигается через механизм социального контроля. Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная функция относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества. Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения. Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты. Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами. Каждую страту характеризуют доходы, образование, кол-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность. И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
3. Как социология изучает общество
Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы к его изучению: Э. Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры) первично и довлеет над человеком. Дюркгейм - основоположник структурализма в социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям. С позиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследовании макроструктур структур общества. М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребности заставляет людей вступать в отношения друг с другом, брать на себя выполнение определенных функций. Именно функции отличают положение людей и лежат в основе образования общественных структур. Вебер - основоположник функционального подхода в социологии. Пример: Лодки в море - течения накладывают отпечаток на общую картину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональных побуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам. Т. Парсонс: синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено - культуру, как основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного функционализма. Пример: Пример - лодка на аллеях парка. Уровни социологического знания: По типу знания - фундаментальный (теоретический), прикладной (эмпирический), инженерный (практический). По масштабу и значимости изучаемых явлений - макро и микроуровень. Область приложений социологии раскрывается в частных социологических дисциплинах. Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.
1. Донаучный этап развития социологии
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе. Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший мудрецы, управляющие гос. , средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили с структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П. противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и тирания последовательные этапы его деградации. Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А. раскрываются в “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы. Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал г-во высшим проявлением чел. духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ва обуздание эгоистических интересов людей. М. сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно. Т. Гобс (1588-1679): ”Теория общественного договора” - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре. Ж. -Ж. Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.
2. Научный этап развития социологии
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки. , как самостоятельной отрасли знания. Естественно истор. предпосылкой является - кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественных явлений. : Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики” - 1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм). Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины). Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К. , хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы. Э. Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода” - - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т. д. ) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”. К. Маркс (1798-1883) и Ф. Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ, -экон. формации к другой (Перв. -общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым. Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса. Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|