реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное социологическое знание - (реферат)

реферат

Современное социологическое знание - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Характеристика современного социологического знания.
    1. Общество как объект социологии.

Общество- самая богатая абстракция, содержащая в себе все понятия социологии. Общество- исторический результат естественно складывающихся отношений людей. Признаки по Э. Шилзу

Общество- относительно автономное от всей совокупности людей образование. Другие общности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна. Общество- потенциально бесконечно воспроизводящая себя общность. Три аспекта воспроизводства:

биологический (сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос, цивилизация),

производственный (от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня - сотни миллионов)

    2. Предмет социологии:
    Социология наука о системном понимании общества.

Общности - исходный элемент общества и предмет социологии. Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика.

Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе. Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.

Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры социализация личности. Выполнение норм достигается через механизм социального контроля.

Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная функция относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества. Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения. Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты. Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.

Каждую страту характеризуют доходы, образование, кол-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность.

И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

    3. Как социология изучает общество

Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы к его изучению:

Э. Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры) первично и довлеет над человеком. Дюркгейм - основоположник структурализма в социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям. С позиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследовании макроструктур структур общества.

М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребности заставляет людей вступать в отношения друг с другом, брать на себя выполнение определенных функций. Именно функции отличают положение людей и лежат в основе образования общественных структур. Вебер - основоположник функционального подхода в социологии. Пример: Лодки в море - течения накладывают отпечаток на общую картину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональных побуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам.

Т. Парсонс: синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено - культуру, как основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного функционализма. Пример: Пример - лодка на аллеях парка.

Уровни социологического знания: По типу знания - фундаментальный (теоретический), прикладной (эмпирический), инженерный (практический). По масштабу и значимости изучаемых явлений - макро и микроуровень. Область приложений социологии раскрывается в частных социологических дисциплинах.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.

    1. Донаучный этап развития социологии

Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.

Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший мудрецы, управляющие гос. , средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили с структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П. противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и тирания последовательные этапы его деградации.

Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А. раскрываются в “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы.

Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал г-во высшим проявлением чел. духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ва обуздание эгоистических интересов людей. М. сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.

Т. Гобс (1588-1679): ”Теория общественного договора” - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.

Ж. -Ж. Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.

    2. Научный этап развития социологии

Этап характеризуется поисками предмета и метода науки. , как самостоятельной отрасли знания. Естественно истор. предпосылкой является - кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественных явлений. : Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики” - 1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).

Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).

Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К. , хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Э. Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода” - - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т. д. ) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.

К. Маркс (1798-1883) и Ф. Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ, -экон. формации к другой (Перв. -общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.

Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.