реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

реферат
p>Отличие нашего современного общества от традиционных обществ, ориентировавшихся на авторитет предков и стабильность, состоит в глобальной устремленности в будущее. Современный человек структурируя и переструктурируя свое будущее не находит в нем места старости. Однако современная цивилизация характеризуется ускорением процесса постарения общества. Постарение населения является приметой нашего времени и носит прогрессивный характер. Люди старше 60 лет являются самой быстро растущей группой населения. Если в 1989 году они составляли 15, 3% населения страны, то к 1998 году доля выросла до 17, 6%; Ожидается, что к 2015 году доля пожилых повысится до 20, 5%. Для наглядности процесс постарения населения отражен в виде диаграммы (см. приложение). Поэтому к 2015 году среди неработающих будут преобладать люди старше 60-ти лет. В настоящее время пожилых в России меньше, чем детей до 15 лет, но специалисты ожидают, что уже с 2000 года доля людей старше 60 лет превысит долю детей младше 15 лет, и в дальнейшем, это превышение будет расти. 2 [26Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный мир. 2000. №2(27). С. 36-38. ]6В России процесс постарения начался намного позже, чем в большинстве западноевропейских стран, в которых он идет примерно с конца прошлого века, однако с середины 60-х годов ХХ века протекал интенсивнее, чем на Западе. В России старение населения выражено не столь явно как в других странах. В числе причин постарения населения отмечают: сокращение рождаемости, рост смертности населения в трудоспособном возрасте, увеличение показателей средней предстоящей продолжительности жизни. Процесс постарения населения вызывает серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные последствия. Демографы, прежде всего, обращают внимание на тот факт, что прогрессирующее старение населения приводит к изменению его возрастной структуры. Это вызывает радикальные изменения между тремя основными группами населения, а именно производительного, допроизводительного и послепроизводительного возраста. Сторонники пессимистической модели стареющего возраста указывают на увеличение нагрузки на трудоспособное население по содержанию нетрудоспособных граждан, на затруднения при внедрении нововведений из-за инновационной непластичности пожилых людей.

К. Джини считал, что старение населения является источником возникновения существенных конфликтов, поскольку люди пожилого возраста являются более или менее профессионально пассивными и поэтому с экономической точки зрения становятся для народа увеличивающейся со дня на день тяжелой обузой. 2 [27Старость: популярный справочник/ Под ред. Яцинина. М. :Большая Российская энц-я. 1996. С. 24. ]7 Это понятие “обуза”не может не вызвать возражения. Так как это понятие применяется к людям, которым общество обязано своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Работа людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся.

В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения.

Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как“Старческая преступность”, проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность. Это, а также изолированность и отчужденность стариков приводит к распространению суицида среди них. Эта проблема особенно актуальна в России. Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это боязнь старости, негативное отношение к пожилым.

Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность сознания наших людей на выживание, - все это влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых людей. Молодое поколение не имеет ясного представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Социальный стереотип (от греч. stereos– твердый и typos – отпечаток) –стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. 2 [28 Российская социологическая энц-я. / Под ред. Г. В. Осипова. М. : “Норма-инфо”, 1998. ]8Социальные стереотипы являются выражением социальных установок и выполняют функции регуляции и интеграции в жизнедеятельности индивида и социальной общности. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда человека оценивают по тому, участвует он в производственной деятельности или нет, и рассматривают его, когда они слишком обобщены или явно неверны. Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость работа, старость-покой. Общество создает стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают всем пожилым.

Американские геронтологи в современном обществе выделили такие стереотипы, как:

-Пенсионеры ведут себя пассивно так, как долго в своей жизни работали, а сейчас хотят отдыхать;

-Они зависимы от помощи и советов других. Эта зависимость естественным образом связана со старостью;

- Количество старых людей требующих помощи, больше чем их процент в обществе; -Прекращение профессиональной деятельности означает отказ от общественных контактов и связывается у старого человека с чувством, что он стал изолированным и исключенным из общества;

-Подготовка к старости не нужна, так как старый человек должен отдыхать, читать, слушать радио и смотреть телевизор;

-Старые работники не подходят к новым технологиям, среди них больше несчастных случаев и они менее продуктивны. 2 [29Старость: популярный справочник. / Под ред. Яцинина. М. : Большая Российская энц-я. 1996. С. 36. ]9

К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям: 1) все старики похожи друг на друга;

    2) пожилые люди социально изолированы;
    3) большинство из них имеет слабое здоровье;

4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; 6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней;

    7) старый человек не может учиться;

8) умственные качества с возрастом ухудшаются. 3 [30Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //Соврепенные исслед-я: Реферативный сборник. М. :РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 41. ]

    0

Как полагает К. Виктор, эти стереотипы рисуют ложную или сильно упрощенную картину старости и влияют на мироощущение пожилых людей.

Надо отметить, что существует некая разница представлений о старости у детей, молодежи и взрослых людей. У детей обычно представление о старом человеке отождествляется с образом бабушки или дедушки. Они описывают старых людей согласно своим наблюдениям, а также информации полученной от старших. В описании присутствуют исключительно внешние черты: седые волосы, морщинки, сгорбленность, медленная походка, иногда- использование палки при ходьбе. Дети старшего возраста описывают пожилого человека согласно его психологическим свойствам, занятиям и поведению. Молодежь склонна признавать за старыми людьми превосходство над молодостью. “Старый человек-это попросту более мудрый, чем молодой человек, его жизнь богаче, он опытен, это человек который очень много работал, а сейчас приходит пора его заслуженного отдыха”. Но также множество молодых людей склонны считать, что молодость- это наивысшая ценность, ибо является возрастом работы, старый же человек уже не работоспособен, а значит, не нужен. Старшие возрастные группы старость ассоциируют с болезнью и с тем, что старым людям нужна помощь. С возрастом, постепенно стереотип старости изменяется на более позитивный, так как человек чаще начинает размышлять о наступлении собственной старости. В современном российском обществе обнаруживается закоренелая устойчивость предрассудков связанных с отношением к старым людям. Предрассудок- это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Человеку, который находится во власти предрассудка, не нравятся те, кто не похож на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей; он убежден в том, что они невежественны и опасны. Самое ужасное в предрассудках для человека, по мнению П. Л. Бергера- то, что они могут сделать человека таким(или заставить его стремиться быть таким), как рисует его предрассудок. 3 [31Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетепичности. Саратов: Сарат. гос. техн . ун-т. 1997. ]1Предрассудки формируются в пространстве культуры. Источники предрассудков многообразны: они могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать нам социальное признание; могут защищать нас от тревоги, проистекающей из недостатка безопасности или внутреннего конфликта; они также могут развивать интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие и препятствует тому, что нам неприятно. Существующие в обществе предрассудки зачастую служат основанием для возникновения социальных дистанций, отдаления поколений друг от друга. Также на дистанцированность поколений существенное влияние оказывает отсутствие информации о возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое средствами массовой информации, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.

Чтобы попытаться понять и определить самобытность этапа старости рассмотрим социогеронтологические теории. 3 [32Елютина М. Э. Социогеронтологические теории //Российский журнал социальной работы. 1997. №2/6. С. 9-15. ]2 Эти теории рассматривают старость как социальную проблему. 1. Теория социальной изоляции. Здесь делается акцент на изменениях в организации жизни пожилого человека. В первую очередь, это связывают с выходом на пенсию, что характеризуется сворачиванием социальных связей и коммуникаций. Это связывают также с отделением от детей, которые приобрели самостоятельность, потерей близких и знакомых людей, изменением возрастных требований в семье и урбанистическим стилем жизни. Выход на пенсию это серьезный стресс для пожилого человека. Была налажена жизнь, и все вдруг надо менять. Для этого периода жизни характерен феномен“воскресенья и праздника”. Именно в эти дни человек чувствует себя одиноким, ощущает свою ненужность и не занятость. Он находится в психологическом состоянии обостренного восприятия своей жизни, своего места в ней. Мужчины и женщины по-разному воспринимают выход на пенсию, так как это связано с различиями в стиле жизни обоих полов, сильнейшей идентификацией мужчин с профессиональной ролью, у женщин же- с тяжелой домашней работой и семейными обязанностями. Часто после выхода на пенсию сразу возникают болезни. Отмечается необходимость новых адаптационных стратегий на финальном этапе жизни, способствующих овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов жизни пожилого человека. Английские психологи Адамс и Хопсон отмечают, что современное общество легко отторгает субъекта от определенной социальной группы и бросает его на произвол судьбы. Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой совершается в три этапа: сегрегация (отделение человека от прежнего окружения и разрыв с прошлым). транзиция (промежуточное состояние бесстатусности (маргинальное состояние)). –инкорпорация (последующее включение индивида в социальную группу в новом качестве).

В современном обществе человек застревает на этапе транзиции. Возникает вопрос: Как адаптировать пожилого человека, чтобы он перешел на этап инкорпорации с наименьшими потерями? Такие институты культуры, как“обряды перехода”: исповедь это психологический механизм адаптации человека к сложным условиям, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной, жизненной стадии.

2. Теория профилизации личности. В ней анализируются, стиль жизни, позиции и социокультурные ориентации каждого человека. Проводится анализ индивидуальных реакций в пожилом возрасте. При этом сохранение жизненной активности рассматривается как позитивный фактор, подчеркивается, что люди с активными жизненными позициями готовы к изменениям и рассматривают их не как угрозу, а скорее как вызов своим возможностям. Квиентистская позиция (безучастие, пассивное отношение к окружающему) часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. В результате человек постоянно выражает чувство неудовольствия, начинает искать институты и учреждения, которые решили бы его проблемы. Отмечается существование преемственности жизненных стратегий. Человек не изменяется, просто с возрастом появляются черты которые скрывались в молодом возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.