реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

реферат
p>Т. А. Бернштам, анализируя периодизацию жизненного цикла в русском крестьянском обществе начала ХХ века, отмечала наличие трех основных фаз: начала, середины и конца. Им соответствовали три возрастные категории- дети, взрослые, старики. Однако в локальных традициях отмечалось разное число категорий, не выделяя основных и переходных: от двух (дети и взрослые) до пяти (дети, подростки, молодежь, взрослые и старики)”. [1Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х! Х- начала ХХ века. : Половозрастной аспект традиционной культуры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л. : Наука, 1988. С. 24-25. ]В. Белов отмечает отсутствие четкого разделения между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и врастают друг в друга. [2Белов В. Лад // Избр. Произв. М. ,1984. Т. 3. С. 99. ] Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течении нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью была женитьба. Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Сразу, после свадьбы резко менялся весь уклад и быт человека. Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Главенство как бы понемногу переливается от поколения к поколению. То же самое происходит и на женской“половине” дома. Молодая хозяйка становится с годами главной “у печи”, а значит и “большухой”. Это происходило постепенно, поскольку свекровь старела и выполнять тяжелую физическую работу уже не могла. Так проходя по очереди все этапы, человек плавно, постепенно, совсем незаметно приближается к своей старости. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в“Афоризмах житейской мудрости”, в главе о различии возрастов, формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. [3Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М. : Советский писатель, 1990. С. 203-230. ]

На фоне перечисления негативных свойств старости (убывают жизненные силы, слабеет жизнерадостность, хмурая серьезность вытесняет юношеский задор и уверенность, ускоряется течение жизни, падает восприимчивость к внешнему миру), автор фокусирует внимание именно на позитивных моментах(в старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем, старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности). Отмечаются существование, как отдельных преимуществ, так и недостатков на определенном возрастном этапе. Абсолютных преимуществ или недостатков не существует.

Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. [4Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 1999. С. 26...]

Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом своего существования, “социальной старостью”. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой (“поколением”) стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический. Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. [5Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс. 2001. №4. С. 61-64. ]

Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость (“паспортная”) – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной “границы старости”, но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса. Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего“порог старости”человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы.

Термин “возраст”употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

    Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
    Индивидуальное развитие.

Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Понятие “возраст”выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова“поколение”-это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, -одновременно живущие люди близкого возраста. А. И. Афанасьева определяет поколение как“объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами”. [6 Афанасьева А. Н. Исторический процесс и смена поколений. –В кн. : Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973. С. 20-24. ]

Наиболее полно раскрывает понятие “поколение” И. С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время. современников, т. е. одновременно живущих людей разного возраста. отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. [7 Кон. И. С. Социология личности. М. , 1967. С. 109. ] Понятие “поколение”включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразного“субъекта”, мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи. Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованьями - национальными, половыми и классовыми. [8Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 118. ]

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Попытка избежать этих крайностей содержится в проекте Апеля и его школы. Этот проект содержит обоснование“этики дискурса”, т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно“этика дискурса”ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим либо обучении младших. Как было выяснено ранее, поколение –это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Взаимосвязь поколений зависит от исторических условий, поэтому рассмотрим историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении- к улучшению. Однако - это не так. После периодов с этой точки зрения очень неблагоприятных, приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, уступить место периодам более или менее неблагоприятным. На этом фоне можно понять опасение, неоднократно высказывавшееся А. Сови, по поводу возможного возврата самого худшего, а именно - тенденции к физическому уничтожению стариков. [9 Старость: Популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина. –М. : Большая. Российская. Энциклопедия. 1996. ]

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К. Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. [10М. Э. Елютина. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов. 1999. С. 53. ]

В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы–воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена. Американский антрополог и этнограф Л. Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Л. Г. Морган огласил постулат, что“ все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования ”. [11Старость: популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина. -М. : Большая. Российская. Энциклопедия, 1996. С. ]В соответствии с этим он делил две первые эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня. Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.