реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальная база и социальные факторы экономических преобразований - (курсовая)

реферат
p>Это является следствием порочной государственной политики, превращающей деятелей науки и культуры в маргиналов. Нужны масштабные вложения в образование, развитие перспективных научных направлений, в культуру. Только такая переориентация политики государства может привести к созданию в нашей стране полноценного и влиятельного среднего класса. Анализ становления среднего класса как основы стабильности новой России приводит к выводу, что в узких рамках он существует и в настоящее время, оказывая влияние на отечественное производство. Если несколько лет назад оно ориентировалось на беднейшие слои населения и решало свои проблемы путем удешевления продукции за счет качества, то теперь большинство фирм, учитывая потребности среднего класса, повышает качество продукции, хотя это и связано с ее удорожанием. Такая пусть подорожавшая, продукция конкурентоспособна, ибо продается по ценам ниже цен соответствующего импортного изделия, практически не уступая ему по качеству. Изменение политики производственных фирм - свидетельство реального формирования определенной части среднего класса и его требований.

Научно-технический потенциал. Россия является одной из немногих стран, располагающих высокоразвитым научным потенциалом, который в современном мире выступает наиболее важным стратегическим ресурсом. Было бы катастрофической ошибкой не использовать этот уникальный человеческий капитал при выборе стратегии развития.

Исследования специалистов в России и за рубежом позволяют сделать вывод, что сфера НИОКР воздействует на экономику не только через новые прикладные идеи и разработки, но и само ее существование является необходимым условием экономического роста. Не случайно наиболее продвинутые сектора рынка - банковский, финансовый, компьютерный - в основном развиваются усилиями бывших научных сотрудников. Поэтому -любое сдерживание процесса получения новых знаний по чисто экономическим мотивам рано или поздно отразится на показателях экономической динамики.

Изменения в социально-экономической сфере, связанные с процессами экономической трансформации, существенно затронули сферу НИОКР, ее структуру, ресурсное обеспечение, взаимодействие с другими секторами экономики. Спад производства в наукоемких отраслях и сырьевая направленность экономики привели к сокращению спроса на научную продукцию, к резкому снижению ее финансирования. Следствием недостаточного финансирования стало быстрое и неуправляемое сокращение численности научных кадров. В большой мере это связано с тем, что многие научные организации в целях выживания начали заниматься деятельностью, не относящейся к научно-технической. Приостановка научной деятельности наблюдается и в организациях, которые из-за сокращения кадров не могут обеспечить выполнения работ на многих направлениях исследований. Отток научных кадров шел в частный бизнес, предпринимательскую деятельность, в органы государственного управления, за рубеж. Россию ежегодно покидают более 2 тыс. ученых и специалистов, работавших в отрасли "Наука и научное обслуживание". Как правило, это высокопрофессиональные специалисты, преобладающий возраст которых 31-45 лет, что, безусловно, негативно отражается на качественной структуре научного потенциала. Сократился приток молодых кадров (выпуск аспирантов уменьшился с 16, 3 тыс. в 1990г. до 11, 9 тыс. человека 1996г. ), а их прием в научные учреждения снизился на 23%. Правда, прием аспирантов в высшие учебные заведения возрос с 11, 5 тыс. до 24, 4 тыс. человек. Однако выпуск аспирантов в вузах тем не менее упал с 10, 3 тыс. до 9, 6 тыс. Это может означать, что существует определенная невостребованность выпускников вузов и что после поступления в аспирантуру они переориентируются на другие виды деятельности из-за снижения престижности науки. О процессе рыночной реструктуризации свидетельствуют изменения во взаимоотношениях между государством и сферой науки. Если раньше они в большей мере определялись политикой государства (военно-техническое противостояние и пр. ), то в настоящее время государственная поддержка науки значительно сокращена. Доля расходов на науку из бюджета снизилась с 1, 85% ВВП в 1991 г. до 0, 53% в 1996 г; ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу уменьшены с 0, 96% ВВП в 1991 г. до 0, 31% в 1996 г. С учетом сжатия объемов ВВП в результате экономического спада реальное финансирование науки из государственного бюджета сократилось более чем в 5 раз. При этом жесткие финансовые ограничения не сопровождались поддержкой внутреннего спроса на научную продукцию путем формирования приоритетов структурной и технологической политики государства.

В качестве положительного момента в динамике состояния научной сферы за последние два года можно назвать рост объема заказов на исследования и разработки (в постоянных ценах): в 1996 г. - на 6, 4%, в 1997 г. - на 43, 4%. В результате увеличения затрат на науку их доля составила 1, 23% ВВП, хотя это лишь 51% уровня затрат в 1991 г.

Несмотря на ряд негативных моментов в развитии научно-технического потенциала страны, а также наличие элементов старой структуры, не соответствующих рыночным отношениям, Россия располагает 12% ученых мира, причем треть из них - в возрасте до 40 лет, что свидетельствует о достаточно высоком потенциале трансформации. Очевидно, имеющийся научно-технический потенциал не соответствует объему и технологическому уровню экономики России с ее сырьевой ориентацией и низкой наукоемкостью. Будущее развитие российской науки как стратегической основы долговременного экономического роста зависит от модели развития, которая будет избрана.

Многие экономисты, оценивая среднесрочные перспективы развития, в инерционном сценарии с преобладанием сырьевой ориентации экономики видят опасность быстрого свертывания научно-технического потенциала, роста безработицы во всех секторах экономики и утраты технологической независимости. Более оптимистические альтернативные сценарии опираются на использование научно-технического и промышленного потенциала России, развитие наукоемких технологий. Внастоящее время, по мнению российских ученых, производство наукоемкой продукции обеспечивают 50 макротехнологий (макротехнология - совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий: самолетов, компьютеров и пр. ). Для реализации модели, базирующейся на использовании конкурентных возможностей России, требуется проведение активной научно-технической политики государства. ЕЕ важнейшие составляющие:

обоснованный выбор системы макроэкономических приоритетов, позволяющих сформировать государственный и рыночный заказы науке; становление и функционирование инновационной системы, в которой наука составляет ведущее звено. Для этого необходимы укрепление института интеллектуальной собственности, развитие рынка технологий, маркетинга;

- преодоление взаимной изоляции академического, вузовского и отраслевого секторов науки, что позволит приблизить процесс обучения к передовым научным исследованиям, привлечь талантливую молодежь, включить ее в инновационный процесс;

- изменение принципов финансирования и налоговой политики. | Распределение средств, в том числе бюджетных, должно осуществляться на конкурсных началах при открытости принимаемых решений и контроле за их использованием. Важнейшим новым источником финансирования должна стать система венчурных фондов, деятельность которых в мировой практике способствует продвижению инноваций. Роль государства - гарантировать рисковые кредиты;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов. На территории страны находятся 60 градообразующих предприятий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, уникальной научно-производственной и экспериментальной базой. Их включение в инновационный процесс в условиях возрастающей роли регионального самоуправления будет способствовать формированию "точек роста" региональной экономики. Особо следует сказать о таком важном элементе научно-технической политики, как поддержка развития венчурного (рискового) капитала. Венчурный капитал финансирует формирование и развитие малых и средних предприятий, занимающихся коммерциализацией результатов НИОКР. Как правило, высокорисковые инновационные проекты с периодом окупаемости от 3 до 7 лет, которые реализуют эти предприятия, не могут финансироваться из традиционных источников. Вместе с тем именно от малых инновационных предприятий в значительной степени зависит технологическая динамика экономики. Благодаря им происходили технологические революции, приводившие к трансформации отраслей экономики и появлению новых отраслей, таких, как компьютерная и биотехнологии. В случае успеха малые инновационные компании демонстрируют высокие темпы роста и прибыльности.

Венчурный капитал, обеспечивающий финансирование инновационных предприятий, имеет принципиально важное значение для национальных инновационных систем. Этот капитал предоставляется несколькими типами инвесторов, такими, как фонды венчурного капитала при финансовых институтах и крупных компаниях, пенсионные фонды, индивидуальные инвесторы, вкладывающие в новые предприятия свои личные средства ("бизнес-ангелы"). В ряде исследований, проведенных на Западе, отмечается, что без активной государственной поддержки венчурный капитал, несмотря на внушительный рост, не сможет полностью реализовать свой потенциал. Среди задач, которые государство должно решить с целью поддержки венчурного капитала, можно выделить следующие: создание адекватной инвестиционной среды, то есть системы налоговых и юридических инструментов стимулирования предложения венчурного капитала; снижение риска для инвесторов, в частности, предоставление налоговых льгот, внедрение системы долевого финансирования, частичная компенсация убытков; финансирование оценки технологий и аудита до осуществления инвестиций; повышение ликвидности инвестиций через создание активных вторичных фондовых рынков. В России начала формироваться система венчурных фондов. Комплекс мер по созданию системы венчурного финансирования в настоящее время реализует Миннауки РФ. Вместе с тем надо отметить, что малый бизнес практически не занимается инновационной и нововведенческой деятельностью при отсутствии спроса на данную продукцию и ее дороговизне.

Социально-культурная сфера. В ходе российских реформ разрушение образования и образовательного потенциала принял катастрофический характер. Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других, невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа образования - потери, которые несет общество в результате негативных процессов в прошлом и критической ситуации в экономике сегодня. Вместе с тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали качественные сдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре образовательным потенциалом, постепенно приводя его в соответствие с потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого не было у этих стран. | Образовательный потенциал даже со сложившейся структурой является надежной основой для эффективной переподготовки кадров и овладения новыми профессиями.

Социально-демографические показатели состояния здоровья также свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась средняя продолжительность жизни. Правда, в 1995-1996 гг. произошел незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и, по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в среднем 69, 2 года, то есть отставание от развитых стран не снижается. Можно констатировать, что в России сформировались негативные тенденции воспроизводства населения: рост естественной убыли, региональное расширение процессов депопуляции (охвачено 69 субъектов Федерации из 89), интенсивное старение населения. Демографический фактор в ближайшие десятилетия будет показывать дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальную сферу. Социально-экономический кризис резко изменил картину здоровья населения и круг определяющих его факторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствие меняется структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и материнская смертность. Путь радикального решения проблем - социальное оздоровление, "снятие" социально деструктивных импульсов, вольно или невольно продуцируемых кризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел резкий спад объемов финансирования, чтопривело к прямому развалу образования и здравоохранения. Так, расходы на образование из федерального бюджета сократились с 5, 85 в 1992 г. до 3, 48% в 1997 г. Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили соответственно 3, 56 и 3, 97. Потребность сферы образования в ресурсах удовлетворяется не более чем наполовину. Перевод здравоохранения на страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). За 5 лет реальное финансирование сократилось на 21% и составляет, по разным оценкам, 2, 3-3, 2% ВВП. Расходы на одного человека в год - около 50 долл. (в США - 3 тыс. , в Западной Европе - 1, 5 тыс. долл. ) Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогим даже в муниципальных школах. Высшая школа охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную структуру. По результатам обследований, в 1995 г. 60% студентов выходцы из обеспеченных семей (23% населения). В 1996 г. доля внебюджетных средств в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает и в предоставлении медицинских услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.