p>Целесообразно восстановить систему профилактических медицинских осмотров при приеме на работу и контактирующих в процессе работы с вредными и тяжелыми условиями труда. Предусмотреть ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для репродуктивного здоровья работающих, рассматривая это как нарушение прав человека. Своевременно информировать работающих о риске нарушения репродуктивного здоровья и возможной патологии у детей при работе во вредных и тяжелых условиях (федеральные законы от 25. 07. 98 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 02. 01. 00 №10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год"). Предоставить женщине право выбора условий работы с подписанием контракта, в котором предусмотрена двусторонняя ответственность за возможные последствия нарушения здоровья. Особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни; использование образовательных учреждений для массового оздоровления и укрепления здоровья подростков. Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; улучшение материально-технической базы образовательных, медицинских и оздоровительных учреждений. Создание оптимальных условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса. Совершенствование системы профилактических медицинских осмотров с целью активного выявления нарушений состояния здоровья. В области охраны репродуктивного здоровья необходимо проводить профилактику абортов. В связи с этим необходимо: предупреждение нежелательных беременностей, снижение числа абортов, а также заболеваемости и смертности по причине аборта; повышение качества рекомендаций, информации, образования, просвещения, консультаций и услуг в области здоровья семьи; вовлечение мужчин в решение проблем охраны здоровья семьи, повышение их ответственности и роли в семье. В связи с увеличением лиц пожилого возраста рекомендуется использование современных технологий и методов с целью сохранения и продления их социального функционирования и улучшения качества жизни. В целях снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований репродуктивной системы необходима разработка и внедрение федеральных и региональных скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний. Для снижения уровня патологии беременности и родов, улучшения качества потомства следует предусматривать на региональном уровне: возможность бесплатного приобретения витаминов, необходимых продуктов питания, пищевых добавок для беременных из социально незащищенных слоев населения; бесплатное оздоровление нуждающихся беременных в пансионатах, домах отдыха и однодневных стационарах; разработку на базе профильных НИИ специальных продуктов питания для беременных с повышенным содержанием фолиевой кислоты, железа, йода и других микроэлементов, пищевых добавок; для профилактики врожденных пороков развития и наследственных болезней обеспечение бесплатным медико-генетическим консультированием вступающих в брак молодоженов, пациентов и семей с нарушением репродуктивной функции. Осуществлять среди всех слоев населения систему гигиенического обучения и воспитания здорового образа жизни, ценности семьи. Совершенствовать технологии, обеспечивающие гигиеническую и санитарную безопасность пациентов и медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях. 5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья является оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи на всех уровнях ее оказания с увеличением объемов и качества обследования, с учетом внедрения принципов семейной медицины. С этой целью должны развиваться консультативно-диагностические службы и дневные стационары с расширением амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции. На базе крупных амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо развивать специализированные виды помощи, обеспечивающие диагностику и лечение нарушений репродуктивного здоровья. Восстановление нарушений репродуктивного здоровья, особенно у подростков, должно стать важным направлением деятельности всех служб здравоохранения. Целесообразно разработать межведомственную программу работы с подростками. Обеспечение динамического контроля за их здоровьем должно быть возложено на педиатрическую службу с обеспечением ее необходимыми специалистами. Реорганизация стационарной помощи должна обеспечить сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусмотреть распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса:
интенсивное лечение до 20%; восстановительное лечение до 45%;
длительное лечение больных хроническими заболеваниями до 20%; медико-социальная помощь до 15%. При реорганизации стационарной помощи необходимо учитывать медико-демографические, экологические и другие особенности регионов. Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения с четким определением объема помощи и взаимодействия с различными учреждениями на каждом этапе. Важным является интеграция родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами, реорганизация крупных учреждений родовспоможения по типу перинатальных центров и поддержка их деятельности. Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения в амбулаторных и стационарных условиях. Требуется государственная поддержка по внедрению современных технологий и лекарственного обеспечения в подразделениях интенсивного лечения (федеральных и региональных клинических, перинатальных центрах). Необходимо повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья. Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению должны быть укреплены родильные и гинекологические отделения с обеспечением реанимационно-анестезиологической помощи. Следует развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи. При осуществлении медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья необходимо выделить приоритеты с учетом возраста. У детей от О до 10 летнеобходимо сосредоточить внимание на ранней диагностике и коррекции врожденных пороков развития половой системы, предупреждении высокого риска нарушений роста и развития, хронических болезней, инфекций, в том числе вакцинопрофилактике, особенно вирусного гепатита В, хламидийной, герпетической, мико-плазменной. В подростковом возрастеведущее значение занимают ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивной системы детей и подростков (девочек и мальчиков), ранняя профессиональная ориентация, профилактика неблагоприятных воздействий профессиональных факторов и производственных вредностей, нравственное и гигиеническое воспитание, формирование ценностных ориентиров здоровья, профилактика инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, наркомании, токсикомании, алкоголизма. Следует особое внимание уделить дальнейшему развитию андрологии, обеспечив раннюю диагностику урологической и половой патологии, начиная с дородового периода и новорожденности, создание единых протоколов наблюдения и лечения мальчиков и юношей-подростков с врожденными и приобретенными формами заболеваний. У женщин репродуктивного возрастаособое значение имеют подготовка женщины и ее семьи к беременности и родам, перенатальная охрана плода, в том числе предупреждение и лечение внутриутробных инфекций, профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности, снижение перинатального риска для здоровья плода и новорожденного. У женщин переходного возрастав 60-70% возникают специфические климактерические изменения, оказывающие существенное влияние на состояние их здоровья и трудоспособность . Необходимо принятие специальных мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни, разработка целевых федеральных и региональных программ. 6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья Основной задачей научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения, прогнозирования состояния репродуктивного здоровья является формирование стратегии в оценке уровня репродуктивного здоровья, разработке новых технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, новых форм управления и организации медицинской помощи. С целью реализации указанной задачи необходимо проведение специальных научных исследований и разработка целевых научных программ по охране репродуктивного здоровья с концентрацией научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях. Российской академии наук. Российской академии медицинских наук, с привлечением всех отделений необходимо осуществлять формирование и проведение фундаментальных исследований в области репродуктивного здоровья. Предусмотреть научные исследования на региональном уровне, финансирование которых осуществлять на основе конкурсного выделения грантов. Для выполнения разработок теоретического и практического характера необходимо использовать все возможные источники финансирования с привлечением внебюджетных средств. Приоритетными научными направлениями, решение которых даст практические результаты, являются: 1. Расширение эпидемиологических и социально-гигиенических исследований для выявления роли отдельных факторов риска в нарушении репродуктивного здоровья. 2. Научная разработка методов прогнозирования и профилактики нарушений репродуктивного здоровья с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей населения. 3. Проведение фундаментальных исследований (физиологических, генетических, иммунологических) при изучении состояния репродуктивного здоровья человека. 4. Создание новых методов аффективной профилактики и диагностики аномалий развития новорожденных. 5. Научная разработка и внедрение эффективных высоких технологий в лечении бесплодия и невынашивания беременности. 6. Создание методов ранней диагностики, эффективного лечения и комплексной поэтапной реабилитации новорожденных детей с различными формами патологии. 7. Осуществление медико-социологических исследований по репродуктивному поведению различных групп населения для научного обоснования программ в области семейной политики. 7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом задач, определенных Концепцией развития высшего медицинского образования и данной Концепцией. При осуществлении базовой общеклинической подготовки вопросы охраны репродуктивного здоровья населения целесообразно выделить в отдельный блок с учетом особенностей отдельных специальностей. Для обеспечения охраны репродуктивного здоровья необходимо адаптировать новые специальности такие, как "врач общей практики", медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, специалист по медицине труда, менеджер здравоохранения и др. Осуществлять работу по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья. Развивать работу по стажировке специалистов за рубежом по принципу обмена. Подлежит усовершенствованию система планирования и распределения кадрового потенциала между стационаром и амбулаторным звеном, изменение соотношения врач - медицинский работник среднего звена. В целях закрепления подготовленных кадров в системе здравоохранения следует изменить в сторону увеличения оплату труда; совершенствовать систему оплаты труда с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы. 8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением Успех мер по охране репродуктивного здоровья зависит от объединения усилий правительственных, общественных, религиозных и др. организаций, партий и движений, самого населения в выработке единых установок и их реализации по охране репродуктивного здоровья на основе уважения личности и ее права выбора. Осуществлять работу в области информации, образования и коммуникации с учетом тендерных аспектов и культурных особенностей, реализация которых позволила бы женщинам и мужчинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения. Проводить работу по формированию общественного мнения о необходимости введения в общеобразовательные школы изучения вопросов гигиенического и нравственного образования и воспитания. Проводить общественные просветительские кампании с целью защиты репродуктивных прав и здоровья, включая такие важные вопросы, как безопасное материнство; планирование семьи; жестокое обращение с детьми; насилие в отношении женщин; ответственность мужчин; равноправие полов; инфекции, передаваемые половым путем, и ВИЧ/СПИД; ответственное сексуальное поведение; подростковая беременность; профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы. Более эффективно использовать средства досуга и массовой информации для привлечения внимания общественности к тендерным проблемам и вопросам сексуальных и репродуктивных прав и здоровья. Министерствам и ведомствам, средствам массовой информации и другим социальным институтам следует разрабатывать новые и пересмотреть существующие информационные и учебные материалы, планы, средства обучения в школах, педагогические подходы по ликвидации тендерных стереотипов и дискриминации по признаку пола. Разрабатывать, издавать и распространять среди населения специальные печатные информационные материалы по охране репродуктивного здоровья. Подготовить серию тематических радио- и телепередач, посвященных вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья.
9. Механизмы и этапы реализации Концепции
Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции работа будет выполняться в два этапа.
I этап (2000 - 2001 годы)
1. Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом сложившихся социально-экономических условий, регламентирующих государственное признание репродуктивных прав граждан и обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья. 2. Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений по охране репродуктивного здоровья, профилактике его нарушений. 3. Совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, пересмотр нормативных актов, положений о видах деятельности и реализации стандартов объемов медицинской помощи. 4. Формирование научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья в целях реализации положений Концепции. 5. Разработка федеральных и региональных целевых программ по реализации основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения с научно обоснованных позиций.
6. Проведение информационных и образовательных кампаний среди специалистов и населения.
Перечисленные направления Концепции являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно улучшить состояние репродуктивного здоровья, повысить репродуктивный потенциал населения, активно содействовать сохранению здоровья нации.
II этап (2002 - 2004 годы)
1. Внедрение эффективной системы охраны репродуктивного здоровья на основе усовершенствованных и вновь разработанных законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность министерств, ведомств и учреждений. 2. Реализация государственных целевых программ по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья. 3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья. 4. Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья. 5. Формирование единой системы мониторинга репродуктивного здоровья, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями государственных и общественных структур.
Утверждаю Министр здравоохранения РФ Ю. Л. Шевченко
Утверждаю Министр труда и социального развития РФ С. В. Калашников Утверждаю Министр образования РФ В. М. Филлипов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|