реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Естественнонаучный базис концепции "Золотого миллиарда" в свете информационного обеспечения социума - (реферат)

реферат
p>Даже одумавшись и захотев заняться процедурой стабилизации биосферы, современное человечество не сможет совместить в пространстве и времени решение одновременно двух задач–и поддержания полноценного и здорового человеческого генофонда, и ограничения собственных установок на выживание посредством реализации ресурсной концепции развития.

Да, собственно, о какой вообще возможности стабилизации биосферы может идти речь, еслина многие сотни, тысячи и десятки тысяч лет вперед биосфера дестабилизирована одним только рукотворным перераспределением радионуклидов?

Между прочим, рассеиванием или рассосредоточенным размещением в земной коре радионуклидов в течение более чем трех миллиардов лет (3, 7 млрд. ) ради создания условий, обеспечивающих биоте безопасное развитие, занималась сама природа. Наверное, это, как и все в природе, - не случайно.

Современные исследования показывают, что искусственно созданные на земле места скопления радиационно-активных материалов являются стратегическими объектами. В качестве стратегического объекта любая атомная станция сама может стать местом приложения сил так называемого“тектонического оружия”, возможности которого уже были естественным образом проиллюстрированы Чернобыльской трагедией.

Собранные в наземных хранилищах или в подземных геологических формациях, радиоактивные отходы также опасны. И не только потому, что они могут стать объектом нападения в случаях военных конфликтов, но и потому, что, попадая в зону действия непрогнозируемых природных“точечных”землетрясений, эти потенциальные источники огромной разрушительной силы могут стать причиной развития неуправляемых процессов.

Поскольку все атомные станции располагаются по берегам рек, а все реки текут по местам геологических разломов, то, как утверждают геофизики, человечество, выбравшее атомную энергетику, обречено жить под постоянной угрозой повторения Чернобыля, ведь именно края плит испытывают наибольшие колебания. Таким образом, учеными прогнозируется высокая вероятность повторения в будущем естественных“точечных” землетрясений, подобных Чернобыльскому. Да и военная наука не стоит на месте, уже имеются пути их искусственного вызывания…

Несмотря на то, что выбор стоит жизни всего человечества, не похоже, что человеческое сообщество согласно и готово отказаться от научно-технического“прогресса”, от той культуры, которая заложена в способе его современного существования. Да и реальна ли глобальная программа, согласно которой каждый человек должен изменить свое поведение, работать на перестройку среды своего обитания на основе имеющегося культурного наследия? Не проще ли полностью потерять способность к существованию, если уж такой “прогресс” в дальнейшем невозможен? Вопрос состоит в том, что считать прогрессом - скорость смены информационных потоков, увеличение их плотности, проникновение в глубины материи без возможности анализа смысла этого проникновения или действительно глубокое самопознание и определение смысла существования человека в мире? В сущности, это и есть корень проблемы, ее философское начало: что первично – материя или все же – сознание, а также что для чего существует – материя для духа или наоборот?

    Проблема искусственного интеллекта

В информационном обществе складывается принципиально иной тип производства, распространения и хранения культуры. Культура стала одним из компонентов технической цивилизации. Так как для культуры не является характерным ограничение ресурсов, она более динамична, чем техника, для которой необходимы идеи, чей реальный кризис тоже назрел, он выражен в дефиците концепции. Новая культура создает свои инновации, жадно поглощаемые уже вполне сформированной и подготовленной аудиторией.

В доиндустриальной среде большое значение предавалось личному контакту с другим человеком, мудрецом. В индустриальном обществе процветающей была книжная культур, которая теперь сменяется культурой экранной. Это значит, что теперь культура создается соединением компьютера, аудиовизуальной техникой и новейшими средствами связи. Производство, хранение и передача осуществляется на принципиально иной технической основе, что приводит к коренным изменениям в самой культуре.

Компактность хранения и переноса информации на любые расстояния децентрализует любые процессы, включая производство, управление, образование. Вместо иерархических систем появляется целая разветвленная сеть коммуникаций, поддающихся легкой трансформации в зависимости от динамики задач и функций. Таким образом, кажется возможным почти полностью исключить фактор манипулирования информацией. Доступность и разнообразие информации дают, по крайней мере, сегодня возможность дифференцировать и выбирать потребителю и саму информацию, и ее источник.

Но ситуация может стать диаметрально противоположной, если будут найдены и реализованы системы коррекции информационного потока - либо посредством цензуры, либо за счет формирования (воспитания) субъектов, не интересующихся широким кругом вопросов, что является необходимым условием аналитического мышления. Действительно, современные тенденции в педагогике ориентированы на “узкое”профилирование специалистов. Более того, техническое оснащение современной жизни, основанное на внедрении компьютерного обеспечения во все сферы жизнедеятельности, формируетчеловека, не полагающегося на запасы собственной памяти, привыкшего обращаться лишь к тем отделам собственного мозга, которые связаны только с оперативной памятью.

Компьютеризация жизни, таким образом, становится узловым моментом в трансформации человеческого сознания, обеспечивая его унификацию. Интеграция человечества, превращение его в единый конгломерат без каких-либо этнических признаков, т. е. сообщество, не помнящее своих корней и истории, является целью создаваемого ныне мира.

Процесс получения и анализа информации позволил сделать кризис западной культуры глобальным. Благодаря выбору человечеством технократического варианта развития, не локальны также экологический и политический кризисы. Так как запреты на международные отношения сняты, человечество постепенно вступает в фазу интеграции, и любая частная проблема становится общей. В почти фантастическом варианте можно, конечно, предположить, что период кризиса закончится, и ситуация обретет стабильность. При этом придется пережить экологический кризис и кризис ресурсов. Но для этого потребуется в корне менять всю философию человечества.

Реальность же такова, что общие философские проблемы все больше исчезают из сферы человеческого сознания. Они становятся уделом немногих, еще способных задумываться людей. Технократическое мышление доминирует и, как оно рассчитывает, ведет человечество по пути прогресса.

    Успехи информатики

Посмотрим теперь, на каком примерно технократическом уровне сегодня решается проблема искусственного интеллекта. Как представляет это себе Пархомчук А. А. , контрольная работа“Новое информационное общество” - по курсу “Современный уровень системного подхода к Природе и обществу”, Гос. унив. Управления Института Национальной и мировой экономики М. 1998: - “массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интерфейсом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).

От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний -выявление, структурирование, формализация знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, илиэкспертных систем (ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.

Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990 г. составил 30-40 млн. $, а 1993 г. - 207 млн. $, и продолжает стремительно расти.

Что же осталось в области исследований И. И. , так сказать, в узком смысле слова? 1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.

2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые решения (познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка будущего решения, т. е. когнитивная графика, является визуальным изображением математики. 3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный мир” - искусственное трехмерное пространство.

Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”. 4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические [1- от греч. - учение о знаках. Семиотика - учение о знаках, свойствах знаковых систем (ее разделы - синтактика, семантика, прагматика)]системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.

В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия собственно социальной информатики. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций. Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов (7) и т. д. , она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений. Информационный обмен в обществе и его эволюция.

    Типы обменов в обществе:
    - материальный;
    - энергетический;
    - информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (В. Г. Афанасьев). Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков. Основными фазами информационного обмена являются:

    - устная фаза;
    - письменная фаза;
    - книжная фаза;
    - компьютерная фаза.

Д. С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация” (10).

Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации поколичеству производимой ими информации следующим образом: Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит; Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации» 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена.

    1). Устная фаза.

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в не меньшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю. В. Рождественский выделил 10 до письменных знаковых систем: - приметы, включая симптоматику народной медицины;

    - гадания;
    - предзнаменования (знаменья);
    - язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; - измерительная группа: меры;

    - пространственные ориентиры;
    - сигналы в контуре управления;
    - обряды.
    2). Письменная фаза.

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, какцивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества (11).

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде (12).

    Проблема “левшей”, ее социальное значение.

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. Дорожные знаки - идиографическое письмо.

    3). Книжная фаза.

Станок Гуттенберга(1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В. И. Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1, 5 раза больше, чем прозы, т. е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А. Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе. Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса.

    Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гуттенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (Госуд. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, г. С. -Петербург).

    4). Компьютерная фаза.

Новый безбумажный [2 термин “безбумажная информатика” введен академиком Глушковым В. М. ] этапв развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника (12).

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А. В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а сэлектронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” (12).

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? (13).

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога [3- широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст; ] и интертекста [4 - взаимодействие между текстами] .

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.

Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другой причиной популярности данных технологий является предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей. Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и “статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры”.

Как видим, оптимизм технократического подхода к перспективам совершенствования и развития информационных технологий, плохо стыкуется с реальными возможностями живой материи на всех уровнях ее развития, но особенно очевидно– на уровне социума.

    Заключение

Считая социум высшим проявлением самоорганизации живого вещества, мы все-таки не должны забывать о том, что в своей биологической первооснове он, также как и всякий составляющий его организм, подчиняется общим биологическим законам. Следовательно, принципы развития социума и его взаимодействия с информационным потоком будут проявляться и на этом уровне организации.

    А это, в свою очередь, означает, что:

превышение порога плотности информационного потока, действующего на личность или социум, вплоть до общепланетарного сообщества людей, неизбежно приведет к распаду сложной конструкции (личности или социума) до ее менее сложных составляющих, превращая всю конструкцию в целом в совокупность автономных и полуавтономных компонентов.

    Иначе говоря, для человека – безумие, для общества – хаос.

На уровне животного организма, как известно, передозировка посредством введения извне чужеродной белковой информации нарушает гармонизирующиемеханизмы иммунной противоинформационной защиты. Проявлением дисгармонии становятся сначала извращенные адаптивные реакции аллергического типа, а затем более грубые проявления иммунодефицита. Последние могут обнаруживать себя трояко:

хронизацией заболеваний инфекционной и неинфекционной природы;

активацией нормальной микрофлоры организма, как, например, микрофлоры кишечника и бронхов при ВИЧ-инфекции;

    раковым перерождением тканей.

Существующие статистические данные о состоянии населения Земли, кстати, регистрируют рост именно этих проявлений нарастающего общепланетарного иммунодефицита.

В данных типах реакций проявляется именно “уход” тканей и органов от единоначалия нервной системы, выступающей в качестве организатора гомеостаза. (Гомеостаз –состояние относительного равновесия в работе целостного организма, свидетельствующее о сохранении баланса между плотностью (давлением) информационного потока, действующего на организм, и ресурсными возможностями организма адекватно реагировать на это давление).

В социуме при информационной передозировке это будет проявляться нарастанием социального хаоса, в том числе, в виде войн и катастроф.

Выходом из этого легко прогнозируемого и, к сожалению, уже проявляющего себя состояния, может стать такаяорганизация социума, в которой будут выдерживаться следующие требования*:

    контролируемость информационного обеспечения населения;

сокращенная численность населения и территориально разобщенное расселение народов планеты: **

    тоталитарное общепланетарное руководство социумом. ***

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

*Это, конечно, фашистский вариант, но окрашенный в интернациональные цвета мировой элиты.

**России пришлось стать первым крупномасштабным полигоном для отработки технологий тоталитарного подавления социума. При этом была доказана высокая эффективность превращения этносов в“Иванов - родства не помнящих”, доказана эффективность утраты исторической памяти, ключом к которой является интернационализация брачных отношений. Кстати, именно этой цели служит “религиозная”практика международного духовного террориста Муна, идеологию которого так широко распространяют в настоящее время в России, в том числе и посредством школьных учебных программ.

*** Разумеется, имеется и альтернатива –духовное возрождение человека в духе ортодоксального христианства. Впрочем, вероятность этого как массового (социально значимого) явления практически равна нулю.

    Литература

Арский Ю. М, Данилов-Данильян В. И. , Залиханов К. Я. с соавт. в кн. “Экологические проблемы; что происходит, кто виноват, и что делать? ”. Учебное пособие, М. , изд. МНЭПУ, 1997 Башин М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля 1994 года.

Бурлакова Е. Б. “Сверхмалые дозы – большая загадка природы”. Экология и жизнь”, 2, 2000, стр. 38 Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М. 1987. 15

Горшков В. Г. Современные изменения окружающей среды и возможности их предотвращения. Докл. РАН, 1993 - 332, N 6, стр. 802-806

Горшков В. Г. Физиологические и биологические основы устойчивости жизни, М. : ВИНИТИ, 1995. -XXVIII;

Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М. : МГСУ, 1996

Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С. -Петербург, 1994, с. 54.

На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с. 5-66.

Рейзема Я. В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М. 1990, с. 127.

Робертсон Д. С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб. / ИНИОН РАН. М. , 1993, с. 17-26 Соколов А. В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с. 45-51

Юревич А. В. , Агамова Н. С. , Цапенко И. П. , Куда ученому податься // Независимая газета, 17 ноября 1994 года. 17

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.