реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Пути повышения экономической эффективности использования земельных угодий на примере ОАО совхоз "Червишевский" Тюменского района

реферат
p align="left">Важным шагом в учете и оценке земель является введение Государственного земельного кадастра. Земельный кадастр - это систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Это сведения о местоположении, целевом назначении, правовом положении земель РФ, о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

В результате кадастрового учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет сопровождается присвоением каждому участнику кадастрового номера. В Федеральном законе РФ «О Государственном земельном кадастре» (ст.4) перечислены цели его создания и ведения. Государственный земельный кадастр необходим для:

- Государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

- Государственного контроля за использованием и охраной земель;

- Мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

- Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- Землеустройства;

- Экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

- Установления обоснованной платы за землю;

- Обоснования размещения, специализации и систем ведения хозяйства по зонами регионам;

- Иной деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельным участком.

Система непрерывного наблюдения за состоянием земельного фонда называется мониторингом. Основные задачи мониторинга состоят в контроле за использованием земли, в предупреждении и устранении негативного влияния на землю.

Обязательным условием деятельности сельскохозяйственного предприятия является оценка земли. Она включает бонитировку и экономическую оценку.

Бонитировка - это качественная оценка земли как природного тела.

Экономическая оценка - это оценка земли как средства производства в сельском хозяйстве, как объекта земельных отношений, т.е. оценивается потребительская стоимость земли, ее способность дать некоторое количество продукции при определенных условиях. Основой для проведения экономической оценки земли является бонитировка почв, в процессе которой всесторонне изучаются физические и химические свойства почв: их механический состав, содержание гумуса, мощность гумусового горизонта, кислотность и др. Бонитировка производится по 100-бальной системе. 100 баллов получает почва с лучшими условиями для ведущей культуры или определенной группы культур:

- Зерновых и трав;

- Сахарной свеклы, кукурузы на силос и зеленого корма;

- Картофеля и овощей;

- Других культур.

Усредненная оценка по полям с учетом показателей качества позволяет судить о качестве почв в целом по сельскохозяйственному предприятию. На основании урожайности ведущей культуры можно определить балл почвенного бонитета (БПБ), для этого урожайность фактическую (УФ) нужно разделить на урожайность максимальную (УМ), принятую за 100 баллов.

БПБ=100

После проведения бонитировки почв может быть выполнена экономическая оценка земли на основе различий в качестве почв и экономических условий производства. При экономической оценке земли проявляется влияние качества почвы на важнейшие экономические показатели, в том числе урожайности - на валовую продукцию. В настоящее время в качестве критериев экономической оценки земли чаще всего используются урожайность, валовая продукция, чистый доход, т.е. оценка предполагает учет выхода продукции и затрат, а чистый доход - это разность между ними. Есть два аспекта оценки земли: общая экономическая оценка земли как средства производства; частная экономическая оценка земли по эффективности возделывания сельскохозяйственных культур. Экономическая оценка земли исчисляется в относительных величинах - баллах (Б) - как отношение ВП или ЧД, получаемых с единицы оцениваемой площади, к валовой продукции, чистому доходу с единицы оцениваемой площади, к валовой продукции, чистому доходу с единицы площади лучших эталонных земель (ВП и ЧД), умноженное на 100

Б=100 или Б=100

Сложность использования чистого дохода (ЧД) в качестве критерия экономической оценки земли заключается в том, что на него действует больше факторов, нежели на валовую продукцию (ВП), которые трудно выделить, например уровень цен на ресурсы.

С экономической оценкой земли связана платность землепользования, которая действует в РФ на протяжении 10 лет. Специфической формой платного землепользования является нормативная цена земли. Она применяется не для платы в бюджет за землю, а для решения практических вопросов землепользования:

- Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность гражданам;

- При установлении коллективной собственности на землю;

- При передаче земли по наследству, дарении;

- При получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли первоначально был установлен постановлением Правительства РФ от 25 февраля 1992 г. Нормативная цена - это минимальная цена земли.

Также формами платного землепользования являются арендная плата и земельный налог.

Арендная плата - это заранее зафиксированная в договоре часть выручки арендатора земли, которая устанавливается в абсолютной сумме и перечисляется арендодателю в определенные сроки.

Земельный налог - это зафиксированная стабильная плата в бюджет на единицу земельной площади. Он не зависит от результата хозяйственной деятельности производителя на земле в течение года. Земельный налог как вид земельных отношений по поводу платного землепользования требует совершенствования. Сумма земельного налога слишком незначительна, чтобы ее можно было использовать для улучшения плодородия земли и повышения эффективности производства. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают размер земельного налога. Некоторые хозяйства, не имея денежных средств, практикуют выплату его натуральной продукцией.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 28 сентября 2001 г.

1.1. Земельный фонд России и его содержание по категориям

Состояние почвенных и земельных ресурсов характеризуется на основе ежегодного "Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации", подготовка которого осуществляется Госкомземом России и Госкомэкологией России, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491 "О мониторинге земель" и от 25 августа 1992 г. № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации". Информационной базой настоящего раздела являются данные государственного земельного кадастра, государственной статистической отчетности по госземконтролю, иные материалы, представляемые органами Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, Росгидромета, Федеральной службы лесного хозяйства России и др. Используются также материалы ведущих научно-исследовательских и проектно-технологических институтов этих ведомств, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

Неоднородность климатических, геоморфологических условий и геологической истории территории Российской Федерации определяет разнообразие почвенного покрова. Более трети территории России занимают горные регионы с выраженной вертикальной зональностью почвенного покрова. Общими чертами горных почв являются их маломощность, каменистость и подверженность эрозионным процессам. Более 70% территории страны характеризуется низким уровнем комфортности для проживания и практически не пригодно для земледелия.

В 1997 г. состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, оставалось неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих или способствующих развитию процессов деградации почв сельскохозяйственных и иных угодий. Характер и интенсивность деградационных процессов определялись действием природных и антропогенных факторов и имели свою региональную специфику: от деградации оленьих пастбищ на севере страны, дегумификации, агрогенного истощения и эрозии почв в центральной части России до опустынивания на юге.

В составе сельскохозяйственных угодий России более 116 млн. га занимают эрозионно опасные и подверженные водной и ветровой эрозии земли, в том числе эродированные (53,6 млн. га). Общая площадь оврагов, по данным Минсельхозпрода России, в 1997 г. составила более 2 млн. га, а площадь заовраженных земель -- более 5 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградационных процессов.

Общая площадь земель России, подверженных процессам опустынивания или потенциально опасных в этом отношении, составляет более 100 млн. га. Это Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, другие регионы Российской Федерации.

За 1997 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 7,9 млн. га. В последние годы в структуре сельскохозяйственных угодий сохраняется устойчивая тенденция к сокращению площади пашни и росту за счет этого площади залежных земель. "Залежь" -- пашня, которая более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлена под пар. В 1997 г. площадь залежи составила 2,0 млн. га (в 1990 г. -- 0,34 млн. га).

Утрата значительных площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий обусловлена, в основном, недостатками их хозяйственного использования, сложной экономической ситуацией, не позволяющей в полной мере осуществлять комплекс работ по сохранению и повышению плодородия почв и улучшению культуртехнического состояния земель, а также продолжающимся их изъятием для несельскохозяйственных нужд.

В 1997 г. сельскохозяйственные угодья по всем учетным категориям земель, включая частный сектор, занимали 220,5 млн. га (12,9% земельного фонда России) и на значительных площадях характеризовались низким почвенным плодородием, неудовлетворительным культуртехническим состоянием и плохой мелиоративной обустроенностью. Более 44 млн. га (20%) сельскохозяйственных угодий переувлажнены и заболочены. Около 17,3 млн. га (7,8%) засолены, около 95 млн. га характеризуются низким и очень низким содержанием гумуса, почти 44% сельскохозяйственных угодий имеют повышенную кислотность почв. Принимаемые государством меры к сохранению плодородия почв явно недостаточны и не позволяют кардинально изменить качественное состояние сельскохозяйственных угодий страны. Сокращены объемы работ по мелиорации земель, не выполнено ни одно из мероприятий, предусмотренных Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России.

Земли населенных пунктов. Площадь земель, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, составила 38,6 млн. га и по сравнению с 1996 г. увеличилась на 0,4 млн. га. В ведении городских (поселковых) администраций находится 7,4 млн. га, в ведении сельских администраций -- 31,2 млн. га.

Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения занимают 18,3 млн. га. Это земли промышленных предприятий (2,9 млн. га), автомобильного и железнодорожного транспорта (2,2 млн. га), связи, радиовещания, телевидения и прочих предприятий (13,3 млн. га).

Земли природоохранного назначения. На территории Российской Федерации учтено 32,5 млн. га земель природоохранного назначения. На долю лесных угодий в этой категории земель приходится 49,8%. Кроме того, земли природоохранного назначения имеются в составе земель других категорий: лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земель водного фонда. Так, в составе лесного фонда насчитывается более 56 млн. га земель с особым природоохранным правовым режимом.

Земли лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом, в состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для лесовосстановления) и нелесные земли (земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства). По данным государственного учета, на 1 января 1998 г. в составе земель лесного фонда числится 828,4 млн. га лесных земель (на 2,8 млн. га больше, чем в 1996 г.), из которых только 607,6 млн. га покрыты лесом, а остальная часть -- непокрытые лесом вырубки, гари, редины и т. д. Сельскохозяйственные угодья в категории земель лесного фонда занимают 3,7 млн. га (0,4%), около 62 млн. га (7,5%) пригодны для использования под оленьи пастбища. Значительные территории заняты водно-болотными угодьями (11,0%), на долю прочих земель приходится 7,7% территории лесного фонда.

Земли водного фонда занимали 19,4 млн. га, из них собственно под водными объектами (реками и водохранилищами на них, ручьями, каналами, озерами, болотами, ледниками и снежниками) находится около 99%, что соответствует значению этих показателей в 1996 г. Всего же в Российской Федерации под водой находится 71,9 млн. га.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.