p align="left">По официальным данным Финлян-дии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары состав-ляет только 11.2%. Однако эта сред-няя ставка может дать искаженное представление, поскольку она не от-ражает реальной степени защиты внут-реннего рынка. Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт. включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж. составляет в пересчете к импортной стоимости, в %: говядина свежая и мороженая -- 341, свинина свежая -- 270, баранина -- 390, молоко с жиром до 6% -- 144, сливки -- 454. масло сливочное -- 566, сыр -- 305, пшени-ца -- 352, ячмень, овес. кукуруза -- 236, тростниковый сахар -- 307. Почти 80% всех сборов таможенно-го управления составляют акцизы, компенсационные сборы и налоги с продаж, а собственно импортные пош-лины играют весьма скромную роль. В целом же это создает условия для эф-фективного функционирования сель-ского хозяйства в тяжелых почвенно-климатических условиях. Кроме тарифной и налоговой защи-ты собственного производства от дей-ствия сил мирового рынка и поддер-жания приемлемых экономических условий для расширенного воспроиз-водства. стандартной стала практика регулирования цен и товарной интер-венции, на что расходуются огромные средства. Государственная поддержка сельского хозяйства, прежде всего в целях поддержания его международ-ной конкурентоспособности, привела к тому, что весьма значительная часть доходов фермеров поступает за счет затрат государственного бюджета, как национального, так и наднациональ-ного. Характерно в этом отношении положение в Европейском союзе, где основная часть бюджета этой между-народной организации идет на поддер-жание цен на сельскохозяйственную продукцию и защиту от влияния миро-вого рынка (табл. 1). При этом, не-смотря на в целом благополучные при-родные условия и высокую техничес-кую вооруженность, уровень такой внешнеторговой защиты составляет порядка 60%, что не дает реальных возможностей для зарубежных экспор-теров (кроме стран тропическою поя-са) проникать на этот рынок Таблица 1 Уровень субсидирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции в ЕС, % |
| 1987 г.. | 1989г. | 1991 г. | | Пшеница | 60 29 62 | | Масличные культуры | 76 61 67 | | Сахар | 78 47 68 | | Растениеводство всего | 68 38 61 | | Молоко | 64 55 67 | | Говядина | 46 55 54 | | Мясо птицы | 22 25 15 | | Баранина | 74 75 72 | | Свинина | 7 7 8 | | Животноводство всего | 41 42 44 | | Вся продукция | 49 41 49 | | |
Кроме наднациональных в Европейском союзе функционируют нацио-нальные системы субсидирования. Примером такой массивной госу-дарственной поддержки сельского хо-зяйства является Франция. Здесь кроме общих основных дотаций и субси-дий, которые идут через аппарат Ев-ропейского союза, существует ряд про-грамм прямых производственных суб-сидий. Доля этих субсидий в валовом доходе сельского хозяйства колеблет-ся по годам от 4,6 до 15%. Можно ука-зать на следующие виды государствен-ной помощи. 1. Дотации на обустройство моло-дых фермеров (от 21 до 35 лет), имею-щих сельскохозяйственное образова-ние и соответствующие профессио-нальные навыки. В горных районах молодые фермеры на эти цели получа-ют от 108 до 162 тыс. франков, в не-благоприятных для сельскохозяй-ственного производства зонах -- от 67 до 100 тыс., остальные -- от 52 до 78 тыс. франков. Молодые фермеры получают также льготные кредиты (всего 3,4--6,6% годовых) сроком на 12 лет. Число молодых фермеров, которым была предоставлена дотация, состави-ла в 19S8 г. 10,8 тыс. человек, в 1992 г. -- уже 12,8 тыс., общая сумма выплат в 1992 г. достигла 4 млрд. франков, 2. Компенсационная помощь фер-мерам горных районов и районов с неблагоприятными природными усло-виями. Это специальная помощь, ус-танавливаемая Министерством сель-ского и лесного хозяйства для живот-новодческих ферм, расположенных в определенных зонах (около 364 тыс. фермерских хозяйств). Субсидии про-изводятся из расчета 163--933 фран-ка на одну условную голову скота, но не более чем на 50 условных голов. Выплаты по растениеводству (в ос-новном фуражные культуры) произво-дят из расчета 764 франка на 1 га. Ежегодно дотируется выращивание около 4 млн. голов крупного рогатого скота па общую сумму 1,6 млрд. фран-ков. Компенсационная помощь также выплачивается в основном из государ-ственного бюджета. Решение о выдаче дотации принимают префект департамента и управление сельского и лес-ного хозяйства. 3. Субсидии под вывод пахотных земель из сельскохозяйственного про-изводства выделяются в размере от 1,5 до 3,5 тыс. франков на 1 га для поддер-жания плодородия земель. 4. Субсидии и займы на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и улучшение жизни фермеров. Предназначены для высо-коквалифицированных фермеров, в возрасте до 58 лет, имеющих от одно-го до трех наемных рабочих. Основное условие выделения этих субсидий и займов -- обязательство фермера уд-воить ежегодный доход. Число ферме-ров, получивших эти субсидии и зай-мы, в 1992 г. составило примерно 12.5 тыс. Средняя дотация -- 115 тыс. франков, а средний заем. который вы-дается сроком на 6 лет, -- 460 тыс. франков. 5. Дотации сельскохозяйственному производству, подвергшемуся стихий-ным бедствиям. Их выделяет нацио-нальный фонд гарантий по стихийным бедствиям. Так, в 1992 г. выплаты в 42 департаментах, пострадавших от засу-хи, составили примерно 900 млн. фран-ков. 6. Выплаты за прекращение произ-водства молока. На молоко устанавли-ваются квоты ЕС. Дотации составляют 2,91 франка на 1 л молока при общем объеме производства не более 60 тыс. л в год в равнинных зонах. Эти субси-дии выделяют только фермерам, ре-шившим прекратить производство мо-лока. 7. Специальные дотации, устанав-ливаемые ежегодно в зависимости от складывающихся экономических ус-ловий. В 1993 г. были уменьшены вы-платы фермеров в фонды социального обеспечения на 400 млн. франков, зе-мельный налог--на 490 млн. франков, оказана помощь в покупке фуражного зерна на 500 млн. франков, увеличена премия ЕС на поддержание молочного стада коров до 40 экю (280 франков) на 1 голову, на эти же цели Министерством сельского хозяйства Франции были выделены 25 экю (175 франков) на 1 голову. 8. Субсидии, направленные на по-вышение сельскохозяйственного дохо-да фермера, предоставляются тем фер-мерам, которые хотят восстановить свое хозяйство и довести его до уровня ферм такой же специализации в данной зоне. Такой фермер получает 25 тыс. франков в год (в течение 6 лет). Кроме того, существуют еще не сколько видов субсидий, связанных с сохранением окружающей среды. строительством малых оросительных систем и т. д. В США -- стране с лучшими в мире природными условиями для сельско-хозяйственного производства -- так же широко практикуется прямая це-левая финансовая помощь фермерам. не говоря уже о системе поддержания цен, стимулировании экспорта, развитии сельской инфраструктуры и т. д. Взаимоотношения России с мировым рынком продовольствия строятся и, видимо, в обозримом будущем могут строиться, исходя из понимания ряда основополагающих факторов. Мы можем прежде всего зада .себе вопрос -- что такое мировой рынок и что такое мировые цены? Ответ здесь один: мировой рынок -- это рынок экспортных товаров, произведенных в лучших условиях наиболее эффектив-ными производителями и реализуемых 'по приемлемым для производителя ценам. Мировые же цены -- это цены на основе себестоимости в лучших ус-ловиях производства, полученных на-иболее эффективными производителями. При этом нужно иметь также в виду экспортные субсидии и другие формы стимулирования экспорта. Все остальные производители в мире, которые работают в худших ус-ловиях или менее эффективными спо-собами. имеют более высокую себес-тоимость. Поэтому они либо не могут конкурировать с мировыми ценами, либо должны прибегать к каким-то мерам защитного характера, в против-ном случае соответствующие отрасли сельского хозяйства будут раздавлены. Это элементарные истины, и их хо-телось бы повторить в свете тех заявлений, высказываний, программ, ко-торые наполняют нашу сегодняшнюю жизнь. Каковы же в этом отношении исходные позиции отечественного сель-ского хозяйства? По оценкам компе-тентных географов и агроклиматологов, средняя природная продуктив-ность гектара пашни в бывшем СССР (вероятно, это еще более верно для России), была в 2,8 раза ниже, чем в США. и примерно в 2 раза ниже, чем в Западной Европе. Это, естественно, неустранимый фактор, который нуж-но учитывать при определении нашей внешнеторговой политики. Российское сельское хозяйство в пять раз более энергоемко и в четыре раза более металлоемко, чем амери-канское. Частично это объясняется значительно худшими природными условиями, частично -- значительно меньшей эффективностью производст-ва и использования ресурсов. Что ка-сается природных ресурсов, то это фактор постоянный, а повышения эффективности труда и производства по всем имеющимся международным стандартам можно добиться лишь в течение длительного времени. Миро-вой опыт показывает, что рост эффек-тивности использования ресурсов на 2--3% в год в долговременном плане 'является высоким показателем. Сле-довательно, в исторически обозримом будущем нужно исходить из того, что сельское хозяйство России работает и будет работать в худших условиях и с, гораздо меньшей эффективностью, чем стран, которые определяют пол-ожение на мировом рынке. При этом разрыв в уровне себестоимости и за-трат на единицу продукции будет ос-таваться очень существенным. Сельс-кое хозяйство России, во всяком слу-чае большинство его отраслей, будет постоянно в проигрышном положении по сравнению с Западом.(АПК 1996-№2) ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечение экономической безопасности на общегосударственном уровне предполагает проведение стратегии, направленной на сбаланси-рованный экономический рост, то есть на развитие конкурентоспособ-ной экономики, обеспечивающей рост благосостояния населения и пред-усматривающей расширение участия страны в международном разделе-нии труда. Задача обеспечения внешней неуязвимости национального хозяйства решается с учетом баланса очевидных выгод и определенного ущерба, наносимого процессом втягивания экономики той или иной страны в международные экономические связи. Внешнеэкономическая безопасность любого государства с рыночной экономикой поддерживается правительственными мерами, направлен-ными и на стимулирование внешнеэкономических связей, и защиту внут-ренней экономики и отечественных экспортеров от иностранной кон-куренции. Основными областями, где ощущается воздействие эконо-мической политики правительств зарубежных стран, являются между-народная торговля товарами и услугами и «перелив капиталов» (инос-транные инвестиции и кредиты). Что касается международной торгов-ли, то экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольст-вия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой эко-номики, где активное вмешательство государства является важнейшим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высо-кую степень политизации данного сектора межгосударственных эконо-мических связей. Важнейшим «структурным блоком» национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продо-вольственной безопасности страны. Проблема международной и национальной экономической безопас-ности, включающая, в частности, гарантирование достаточного продо-вольственного обеспечения, занимает одно из центральных мест в поли-тике всех экономически развитых государств мира. При этом вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире являются приоритетными для международного сообщества. Они обсуж-даются на ежегодных совещаниях руководителей «большой семерки», дру-гих высокоавторитетных региональных и мировых форумах. Вопросы сель-ского хозяйства, торговли продовольствием остаются в повестке дня и двусторонних отношений США и стран ЕС, США и Японии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|