реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

реферат
p align="left">Чтобы стать конкурентоспособным, любое предприятие должно уметь: а) адаптироваться к изменениям окружающей среды; б) создавать свои конкурентные преимущества и на этой основе достигать лучших результатов деятельности, чем конкуренты; в) функционировать в бескризисном режиме.

С учетом выше сказанного, по мнению автора, наиболее удачным можно признать такое определение конкурентоспособности предприятия: комплексная социально-экономическая характеристика субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка, отражающая уровень превосходства по отношению к реальным конкурентам по состоянию и уровню использования финансово-экономического, производственно-технологического, маркетингового, кадрового потенциалов, а так же способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Отдельные авторы термин “конкурентоспособность” применяют относительно национальной экономики, отрасли, предприятия и продукции. То есть фундаментальной основой выхода государства на конкурентный рынок является повышение конкурентоспособности именно продукции. Существуют разные взгляды на сущность понятия «конкурентоспособность продукции». Синишин И., например, считает наиболее точным определением “соответствие товара требованиям ринка, возможность его сбыта на конкретном рынке” [12, с.816]. Романов А.М. уверен, что “самой важной составляющей конкурентоспособности товару является уровень затрат потребителя в период его потребления” [30, с.166].

Гаркавенко С.С. понимает конкурентоспособность, как “совокупность качественных и количественных характеристик товара” [6, с.89].

Брилев А. считает, что конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического употребления в рыночной среде товаров и услуг с конкретными стоимостными о потребительскими качествами, что проявляется в процессе разных форм конкурентной борьбы [7]. Другие научные деятели [3, с. 561] конкурентоспособность товара определяют, как возможность реализации его на конкретном рынке, что характеризуется преимуществами конкурентов. Конкурентоспособность товара - понятие относительное, чётко привязанное к рынку и времени продажи (для товаров сезонного спроса).

В первую очередь на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции может повлиять целый ряд факторов (рис. 1.1), которые условно делятся на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся: люди, материально-техническое обеспечение, оборотные средства, организация производства и другое. Гармоническое функционирование вышеуказанных компонентов

Рис.1.1. Факторы, которые влияют на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции

обеспечивают на основе маркетинговых исследований, которые определяют основные недостатки предприятия и конкурентоспособность, в своём роде понятия близкие, которые эффективно отражают сущность рыночных отношений. В любом случае основную роль играет формирование эффективного рынка агропромышленной продукции.

Совокупность свойств продукции, которые должны отвечать требованиям рынка в определённый момент, раскрывают такие стороны: потребительские свойства, затраты потребителей, коньюктура рынка реализации товаров [26, с.532]. К ним можно добавить: формирование политики ценообразования, информационной базы для потребителя. Наиболее отражают сущность конкурентоспособности такие показатели, в основу которых положены затраты производства (цена, уровень рентабельности), степень насыщения данным видом продукции (объём производства и реализации продукции, уровень товарности), уровень покупательной способности потребителей (уровень жизни человека, доходы граждан). При этом важным конкурентным преимуществом товаров АПК является их минимальная себестоимость, которая даёт возможность назначить более низкие цены.

Рассматривая вопрос о факторах, определяющих успех фирмы в конкуренции, необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом.

Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя. Стимулирует эффективно использовать ресурсы. Вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает. В то же время наказывает ленивых и недальновидных.

Таким образом, рынок и конкуренция разворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обес-печение высокого качества товаров, услуг, работы.

Многие специалисты сравнивают проблему качества с тяжелым кам-нем, который постоянно надо катить в гору -- чуть-чуть ослабнут усилия, и камень рухнет вниз, несмотря на все предыдущие усилия.

Конкурентоспособность -- это свойство объекта, характеризую-щееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объекта-ми, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Под отличительным преимуществом понимается что-то, чем обла-дает компания или один из ее продуктов, чего очень хотят целевые по-купатели и чего нет пока у конкурентов. Преимущество может быть в самых разных сферах: в технической оснащенности, сервисе, доставке, широте ассортимента и так далее.

Одни в своей рекламе делает упор на способности и доброжелательность своих дилеров, другие -- на возвышенность своих марок, охват и готовность помочь, новаторство и творческий потенциал, скорость и надежность, повышенный комфорт и удобство, ценность и надежность, зак-люченные в названии марки.

Можем сделать вывод, что конкуренция выступает важным двигателем развития экономической системы, составной частью её хозяйственного механизма. Для формирования качественной конкурентной борьбы между предприятиями возникает потребность в проведении маркетинговых исследований. Конкуренция становится экономической основой, которая требует чёткого регулирования со стороны государства, что должно отражаться в законодательных документах.

Наличие конкуренции в АПК возможно лишь при наличии существования мощных рынков сбыта, увеличения объёмов сельскохозяйственной продукции в предприятиях разных организационно-правовых форм хозяйствования. При этом главной силой развития конкуренции является фактор времени.

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

В Крыму виноградарство является традиционной отраслью, которая своими корнями уходит в глубокую древность. Виноградарство прошло через тысячелетия, и без него наш край трудно представить. Оно практически всегда обеспечивало благополучие человеку благодаря благоприятным природным условиям полуострова и наличию подготовленных виноградарей, которые знали и понимали секрет лозы. Эти знания накапливались и передавались новым поколениям.

Народнохозяйственное значение винограда состоит в том, что он является высокоценным продуктом питания, а также сырьём для разных отраслей пищевой промышленности. Он содержит большое количество сахара (в 1 кг -- 700-1200 калорий, что больше чем в яблоке (475-550) или сливе (580), белков, жиров, кислот, минеральных солей и других веществ, необходимых для нормального развития человеческого организма. Особенное значение имеют моносахара -- фруктоза и глюкоза, которые полностью усваиваются организмом человека и выполняют в нём важные функции.

Виноград имеет огромное народнохозяйственное значение как сырьевая база для винодельческой промышленности, где перерабатывается 75--80% его производства. От наличия сырьевых ресурсов и масштабов их увеличения зависят темпы роста производства винодельческой продукции. Затраты на сырые материалы занимают значительный удельный вес в общих затратах на производство продукции виноделия. В дореформенный период в Украине затраты на сырьё составляли свыше 90% в себестоимости продукции. В настоящее время удельный вес этих затрат в себестоимости продукции составляет до 50%. Поэтому рациональное использование их является важным условием эффективной работы предприятия.

Следует отметить, что продуктами переработки винограда являются соки, вина, коньяки, шампанское и т.д., которые отличаются потребительской ценностью и пользуются спросом потребителей. Это свидетельствует о особенной роли и преимуществе винаградарско-винодельческой продукции.

Под конкурентоспособности продукции (в том числе винограда и вина), на наш взгляд следует понимать комплекс основных качеств, которые отличают её от товара-аналога. Повышению конкурентоспособности винограда и вина способствуют в первую очередь улучшение сортовой специализации (за счёт использования перспективных, наиболее качественных районированных сортов винограда) и внедрение новых ресурсосберегающих технологий. Именно они дают возможность получения необходимого количества качественного сырья и винодельческой продукции, высокприбыльного ведения хозяйства. Ассортимент в значительной степени определяет потребность в капиталовложениях на закладку виноградников, в рабочей силе, машинах, средствах химизации, а также качество, сроки сбора урожая и направление его использования, экономические результаты производства.

Крым, как и Украина в целом, ощущает острый дефицит винограда столовых сортов. 300 тысяч тонн столового винограда Украина ежегодно завозит из-за границы.

На Украине виноградарством и виноделием занимаются преимущественно южные регионы. До 1985 года виноградарство и виноделие в Украине были мощными отраслями, благодаря которым в госбюджет страны «вливалось» около 11 % от общих поступлений. Но сравнивая с настоящей ситуацией, следует отметить, что площади виноградников сократились в 3,4 разы

Ощутимые разрушения в виноградарском комплексе, по мнению А.М.Авидзби и В.И.Иванченко, нанесенные тремя бедами. А именно: первую беду нанесла филлоксера, вторым было постановление правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Для выполнения постановления много заводов были перепрофилированы на производство безалкогольной продукции. В результате спрос на виноград технических сортов упал. Третьим самым жестким потрясением стал экономический кризис страны [2].

В последние годы правительство Крыма взяло курс на возрождение былой славы и масштабов виноградарства. За период 2006-2008 гг. в результате мер, принимаемых по развитию отрасли, в соответствии с Программой развития садоводства и виноградарства в АРК, во всех категориях хозяйств высажено 6,5 тыс. га многолетних насаждений, что в 2 раза больше, чем за предыдущие 3 года. За эти 3 года аграрии Крыма получили государственную поддержку за счёт средств 1%-ного сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства в размере 135 млн. грн. При фактических затратах в 250 млн. грн, компенсация составила 54% затрат. В 2009 году в автономии, несмотря на трудности кризисного периода в экономике, за весенний период всеми категориями хозяйств высажено 755 га виноградников. Сельхозтоваропроизводители Крыма получили из бюджета компенсацию фактических затрат на посадку и уход за молодыми виноградниками 16,8 млн. грн., процент компенсации составил 74%. На данный момент в Крыму виноградники стабилизированы на площади 32 тыс. га, в том числе площадь плодоносящих виноградников составляет 25,5 тыс. га с валовым производством винограда 85-90 тыс. т.

Отметим, что пятьдесят два года назад в Крыму была принята Программа развития многолетних насаждений и, благодаря консолидированным усилиям всех участников программы, в 1969 году валовой сбор винограда достиг рекордной для Крыма отметки 648 тыс. тонн. В этот период доходы от виноградарства и виноделия составляли до 60% бюджета Крыма. Однако, последовавшие затем объективные и субъективные условия свели на нет усилия поколения. Решающими факторами, вызвавшими в конце ХХ века спад в виноградарстве Украины и Крыма, стали поражение филлоксерой, суровая зима 1984-1985 гг., в результате которой на 40% площадей виноградников была повреждена морозами многолетняя древесина, антиалкогольная кампания 1985-1989 гг., сократившая площади виноградников еще почти на 10 тыс. га.

Третьим фактором, после филлоксеры и постановления правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом, оказавшим разрушающее действие на виноградарство по мнению А.М.Авидзби и В.И.Иванченко стал экономический кризис страны [2].

Перед производителями продукции (винограда свежего, соков, вина, виноматериалов, коньячных изделий и другое) появилась основная задача - достичь наивысшего уровня качества. К факторам повышения качества продукции можно отнести улучшение сортового состава за счет реставрации старых насаждений, улучшения технологии, и организации производства. Экономические аспекты качества винограда и винодельной продукции рассмотрены в трудах Авидзбы А.М., Бузни А.М., Гаркуши А.Н., Гульчака А.Б., Макаренко П.П., Матчинои И.Г., Пеляха М.О., Рибинцева В.А., Червена И.И. и других. Исследователи придерживаются мысли, что качественное виноградарство и виноделие требует больших расходов на приобретение специальных сортов винограда, на их закладку, выращивание и переработку. Понятно, что их владельцы самостоятельно в современных трудных экономических условиях чаще не в состоянии финансировать такую капиталоемкую отрасль производства. Поэтому должна существовать помощь со стороны государства, как основного инвестора, или со стороны потенциальных иностранных инвесторов.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.