Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым
Размещено на http://www.allbest.ru Размещено на http://www.allbest.ru ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ «КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ И.о. заведующего кафедрой экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент _____________ В.А. Заготов «___» ____________ 2010 г. МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА на тему: Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым Направление подготовки 0501 «Экономика и предпринимательство» Специальность 8.050107 «Экономика предприятия» Выполнил: А.В. Белошицкий Научный руководитель: к.э.н., доцент В.Н. Дятел Симферополь - 2010 Содержание Введение 1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства 1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции 1.2 Современное состояние и особенности производства винограда 1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции 2. Состояние и конкурентоспособность производства продукции виноградарства в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий 2.2 Развитие и современное состояние производства винограда в предприятиях 2.3 Конкурентоспособность производства винограда в предприятиях 3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства 3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства 3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства 3.3 Повышение имиджа ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района Выводы и предложения Приложения Список использованных источников Введение Актуальность темы. Для успешного развития виноградарско-винодельческого подкомплекса в Украине есть благоприятные почвенно-климатические условия, достаточная обеспеченность трудовыми и другими ресурсами. Но в последние годы в связи с усилением конкуренции на рынке аграрных предприятий всё сложнее становится производить конкурентоспособную продукцию и успешно реализовывать её. Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как:: В.Г.Андрийчук, С.С.Гаркавенко, В.И.Крамаренко, Ф.Котлер, А.Б.Кулешова, А.Н.Литвиненко, М.И. Малик, С.В.Мочерный, Г.Г.Пастернак-Таранущенко, А.М.Романов, П.Т.Саблук, Р.А.Фатхутдинов, А.Ю.Юданов и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С., Ермаков А.Е., Мазур Р.В., Маркина Т.А., Мокрицкая О.Н., Павлов В.Н., Рульев В.А., Слободянюк Н.И., Шестопаль А.Н. и другие исследователи. Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы. Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка экономических и методических основ повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства. Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи: ѕ исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства»; ѕ исследовать методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции; ѕ дать организационно-экономическую характеристику предприятий; ѕ проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства винограда в предприятиях; ѕ обосновать направления повышения конкурентоспособности производства в предприятиях; ѕ обосновать направления снижения себестоимости производства продукции виноградарства; ѕ обосновать направления повышения имиджа предприятия. Объектом исследования являются теоретически-методические положения и организационно-экономические мероприятия, связанные с производством и переработкой винограда. Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции виноградарства. Методы и приемы исследования. В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятия); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); экспертные методы, рассчётно-конструктивный. Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли виноградарства и виноделия, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора. Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции виноградарства. Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 47 наименование, приложений. Общий объем работы составляет 100 страниц. Работа содержит 23 таблицы, 9 рисунков. конкурентоспособность себестоимость виноградарство - 1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания. Существовавшая плановая экономика не создавала реальной самостоятельности для предприятий. Они находились в прямой зависимости от решений вышестоящих организаций почти по всем вопросам хозяйствования (формирование ассортиментной политики, установление цены на продукцию, определение размера заработной платы и премии работающим, объемы производства, каналы реализации произведенной продукции и т. д.). Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь находились в подчинении центральных структур. В итоге сам процесс производства и сбыта продукции не был практически ничем мотивирован [9]. Это приводило к ущемлению заинтересованности работающих в улучшении качества производимой продукции, снижении потерь и брака в производстве и соответствующему ухудшению экономических показателен работы предприятия. Впервые научно-теоретические аспекты конкуренции были основаны о обобщены зарубежным учёным Адамом Смитом. Дальнейший вклад в развитие теории науки внесли Рикардо Д., Робинзон Дж., Шумпетер Й., Хайек Ф.А., Макконел К.Р., Брю С.Л., Портер М.Е. и другие. В результате проведённой ими работы было сформулировано понятие конкуренции, а также разработан гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли. Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т. д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия [22]. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны. С одной стороны, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не признана покупателем и не имеет сбыта, с другой стороны, имидж производителя, его конкурентные преимущества позволят повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В словаре иностранных слов «конкуренция» выступает, как борьба между частными товаропроизводителями при более выгодных условиях производства и сбыта продукции или соперничество между отдельными личностями, заинтересованными в достижении конкурентной цели каждый для себя. Мочерний С.В. отмечает, что конкуренция не просто “борьба между товаропроизводителями”, а также объективный экономический закон, который принудительно действует на производителей в сторону улучшения всех экономических показателей на предприятии [23, с.164]. Ракочий Ж.В. трактует с позиции ученых - экономистов: “конкуренция - антагонистическая форма экономического соревнования, соперничества, борьбы между обобщёнными производствами за свои интересы на рынке сбыта с целью получения наивысших доходов”[29, с.199]. С позиции маркетологов [28, с.32], конкуренция является условием, которое доминирует на рынке, где идёт соперничество контрагентов (продавцов между собой, продавцов и покупателей, покупателей между собой), которые хотят увеличить свою прибыль за счёт друг друга. В Законе Украины “Об ограничении монополии и недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” конкуренция рассматривается как соревновательность предприятий, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям [15]. В законе “О защите экономической конкуренции” определение конкуренции направлено больше на защиту потребителей, когда субъекты хозяйствования должны выбрать между несколькими продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условий оборота товаров на рынке [13]. В любом случае государственное регулирование в Украине направлено на достижение более высокого уровня развития отечественного предпринимательства наряду с зарубежными инвесторами и конкурентами. Но есть общепринятые правила международной экономики, которые дают право странам выходить на международные рынки. Конкурентоспособность - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рынку, но и к определённому моменту времени. Вместе с тем такой методологический подход не отражает всей глубины категории "конкурентоспособность предприятия" и имеет ряд существенных недостатков: 1. Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщённой объективной оценки отраслевой конъюнктуры. 2. Основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остаётся проблема своевременной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды. 3. Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятий сопоставляются без учёта сложных внутрисистемных связей и динамики изменения. 4. Сопоставляя те или иные характеристики конкурентов, в лучшем случае можно определить превосходство, скажем, предприятия А перед предприятием Б на определённом рынке и не более того. Вместе с тем вполне вероятна ситуация, когда оба предприятия находятся фактически на грани банкротства. В таких условиях вывод о конкурентоспособности предприятия А является, на наш взгляд, неправомерным, т.к. не подтверждается возможностью дальнейшего полноценного (бескризисного) функционирования данного предприятия. Высокая конкурентоспособность предприятия обуславливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании .
Страницы: 1, 2, 3
|