p align="left">Первые лошади, попавшие в «Кони-Клуб» и работавшие ранее на «Железе», переучивались на недоуздки постепенно. Роуп надевался поверх уздечки - получалось 4 повода. Управление вначале осуществлялось корпусом и роупным поводом, если лошадь не понимала, что от нее требуется - подсказывали трензельным. Когда лошадь начинала слушаться повода роупа - трензельный отстегивали совсем, оставляя саму уздечку и железо во рту у лошади (управление через роуп). Затем снимали и уздечку. С лошадей, привезенных из «Нолинской» птицефабрики весной 2008 года, «железо» сняли сразу, и сразу перешли на роупы. Вначале сотрудники «Кони-Клуба» ездили в манеже, затем на прогулочном кругу и в поля, только потом допустили лошадей до работы в прокате. Первоначально лошадь, привыкшая иметь упор в повод, «слушать» руки всадника и быть ведомой, теряется от предоставленной свободы. Она совершенно не понимает, куда нужно идти и что делать. Паллада нашла выход из этой ситуации - она брала повод в зубы и шла с ним. В этом состоит еще одно отличие безжелезной езды - лошадь не слепо следует указаниям человека (куда направил - туда и иду), не ждет его подсказки, а сама следит за дорогой, за тем, что происходит вокруг, думает, где ей пройти (ни за что не заставите коня лезть в лужу, если рядом есть сухая тропочка). Затем наступает вторая стадия - полной благодарности, когда лошадь, поняв, что больше во рту нет железа, самой ужасной болевой составляющей всего процесса верховой езды, становится готова сделать для человека буквально все. В этот период лошади становятся очень отзывчивы, общительны, с удовольствием обучаются. На третей стадии лошади наглеют. Они уже прекрасно начинают различать тех, кто занимается с ними постоянно и тех, кто приходит лишь иногда и если почувствуют неопытность всадника - стараются избежать работы, как только могут (ничего хорошего в неумелом, ерзающем по спине седоке лошади не находят). При езде очень большое значение имеет баланс всадника. Лошади выезжаются на голос и на изменение положения в седле. Наклон корпуса вперед дает сигнал двигаться быстрее. Более глубокая посадка с переносом веса назад - сигнал замедляться. Вначале это объясняется лошади при помощи повода, затем его почти не включают в управление. Вообще очень важно повод всегда держать распущенным - это сигнал для лошади, что она все делает правильно, и на свободном поводу лошадь должна просто двигаться прямо. Упор в повод, как при езде на «железе», недопустим. Он способствует постоянному длительному надавливанию переносьем на тонкую носовую кость, что довольно болезненно, может вызвать лишь раздражение у лошади и полный отказ работать. Поворот, так же, осуществляется по-иному. Руки всадника всегда находятся внизу (можно просто спустить на бедра). Если собирать повод вверх, то нижний узел роупа тоже поднимается к вверху, начинает давить на горло. Кроме того натяжение роупа назад и вверх создает дискомфорт для лошади и она уходит от него вытягивая шею и выворачивая голову круговым движением, задирая ее. И чем выше руки, тем сильнее лошадь задирает голову. Поэтому поворот осуществляется сильным отведением руки назад в сторону поворота (обычно за бедро человека), обеспечивая перенос веса и натяжение повода именно в нижнем положении. Одновременно с этим происходит поворот плеча и разворот всего корпуса всадника, с прижатием внутренней ноги, вокруг которой буквально сгибают лошадь. Но такие сложности важны только вначале, когда учится лошадь или, когда на выезженной лошади учится человек (новичкам всегда подробно объясняется, как и почему происходит управление). А вообще, в дальнейшем, повод роупа служит лишь подсказкой, управление идет чисто за счет корпуса. Кроме всего прочего очень важно научить лошадь «собириться» под всадником. Сбор - это то положение лошадиного тела, при котором она находится в состоянии некой психологической и мышечной концентрации, полной готовности к движению или к сосредоточенной абсолютной неподвижности. Внешней приметой сбора является сильное подведение ног под корпус и поднятие затылка. Внутренней, безошибочной, приметой сбора является чувствуемая всадником (да и при работе в руках тоже) концентрация большей части веса лошади в бедрах, пояснице и мускулатуре крупа. Сбор позволяет лошади собраться в так называемое «мышечное кольцо» и без особого вреда для здоровья держать на спине всадника. Движение без сбора с всадником на спине разбивает ее и калечит [3]. Сбор на роупе, как и на уздечке, делается принудительно, с той лишь разницей, что как только лошадь «отдает» голову - руки тут же выносят вперед, снимая давление. Конь опустил голову - снова подбирают повод и отпускают при «отдаче». Это в процессе занятий приучает лошадь ходить под всадником, чуть выгнув спину, подобрав зад и подогнув голову. В таком положении лошади работать намного легче, что она очень быстро понимает и начинает «собираться» самостоятельно. Так она меньше устает и ни чего себе не повредит, не растянет. Например, Герди всегда ходит в сборе, даже под новичками - ему и напоминать ненужно (жеребец все-таки). Кроме того, смещение баланса всадника так же «подбирает» зад у лошади. Поджимают ягодицы, внутреннюю поверхность бедра и слегка подводят под себя поясницу, как будто сам всадник себе спину «подбирает». Поджимают немного коня и подтягивающим движением, словно надевают его на себя, одновременно «подбирая» голову. Как только лошадь «собралась» - повод отдают, а сами чуть-чуть расслабляются. Потом конь сам начинает понимать и «отвечать на спину» уже без повода. Кроме работы под седлом параллельно проводится подготовка лошади на земле «в руках» (для молодняка все начинается именно с нее), направленная на развитие доверия и укрепления взаимоотношений между человеком и лошадью. При этом коня учат откликаться на кличку, доверять полностью человеку, позволяя везде дотрагиваться и делать с собой, буквально, что угодно (нежным, ласковым и уверенным обращением). Человек должен стать для лошади, своего рода лидером, что бы конь с удовольствием следовал за человеком, следил за каждым его действием и был готов мгновенно отреагировать на любую его команду. Этого добиваются через частое общение с лошадью, разучивание различных новых упражнений (в том числе элементов «Haute Ecole»), которые помогают сделать занятия интересней, насыщенней и разнообразней (ведь важно не только завоевать внимание лошади, но и суметь его удержать). И конечно, ненужно забывать о поощрении, которое осуществляется, практически постоянно, при каждом верном действии. В конечном счете, хозяева занимаются со своими лошадьми на кордео, которое служит для подсказки при поворотах, осаживании или подъеме на песаду (куш - в «Коне-Клубе»). На кордео водят лошадей пастись в поля и выезжают на верховую прогулку. 4. Выводы КРБОО «Кони-Клуб “Йахо”» - небольшая, частная организация с весьма специфическими методами работы. Основными ее целями являются: 1. Добиться желания лошади сотрудничать с человеком, как с товарищем или другом, уйти от утилитарного использования живого существа в собственных целях. 2. Сохранить здоровое физиологическое и психическое состояние лошади, ее душевное равновесие, учитывая природные особенности и потребности. 3. Избавиться от проблем и заболеваний у лошадей, связанных с применением железа. 4. Решить проблемы «плохого» поведения и дурных привычек лошади, создав условия для их естественного искоренения и предупреждения образования. 5. Помощь в обретении человеком уверенности в себе, наработка и укрепление способности находить общий язык не только в мире лошадей, но и в социуме. Задачи альтернативной работы с лошадью: 1. Полностью изменить взгляд на саму лошадь, рассмотрение ее в качестве личности, индивидуальности, со своими мыслями и желаниями. 2. Исключить наказания, как не эффективный и «тупиковый» способ работы с лошадьми. Отказаться от силового, болевого воздействия и подчинения. 3. Научиться грамотно объяснять лошади, что от нее требуется, понятным для нее языком, не требуя слишком многого - того, что противоречило бы ее физиологии и природной предрасположенности. 4. Заинтересовать лошадь в общении с человеком, сделать занятия самым главным и ожидаемым событием дня. 5. Раскрыть таланты, природные способности, предрасположенности каждой лошади к обучению чему-либо и направить их на большее сотрудничество, установление контакта с человеком. 6. Обрести навыки в понимании языка поз, движений лошади, уметь предугадать ее реакцию на то или иное действие. 7. Научиться самообладанию, спокойствию в любых ситуациях, внутреннему контролю над собственными эмоциями, а также последовательности и соразмеренности действий через общение с лошадью. Люди, приходящие в «Кони-Клуб», разного возраста, представители различных профессий, разного социального положения и достатка, но лошадям это совершенно не важно. Слушать они станут только того, кто совершенно точно уверен в себе, знает, чего он хочет и как этого добиться. Того, кто всегда спокоен, чьи действия точны, обдуманы и сконцентрированы. Лошадь, которой дано право «быть услышанной» обмануть нельзя, нельзя заставит силой, как в «железном» прокате. Она сразу видит, что за человек стоит передней или залез на ее спину. Грубость, попытки принуждения не приведут ни к чему. Человеку необходимо вначале разобраться в себе, после чего его легко поймет и лошадь. Такие занятия и внутренний самоконтроль помогают решать и будничные проблемы, справляться с неудачами, находить компромиссы, становиться «разумным лидером» в обществе, не ущемляя ни чьих прав. 5. Предложения «Кони-Клуб “Йахо”» - это, к сожалению, единственное место в городе и вообще Кировской области, где практикуется подобное отношение к лошадям. Учитывая это, с целью более широкого распространения данных методов работы, необходимо больше устраивать показательных выступлений, рассказывать и показывать то, какими могут быть и должны быть отношения человека и лошади. Кроме того, клуб уже взял направление на организацию и проведение под музыку веселых шоу и детских праздников, что в дальнейшем планирует развивать, совершенствовать, делать выступления все более красочными и профессиональными. Остается надеяться, что эти праздники станут более частыми и регулярными, что у данной методики работы появится множество поклонников и еще несколько лошадей станут счастливы вместе со своими хозяевами. Список использованной литературы 1. Невзоров А.Г. Трактат о школьной посадке. - СПб.: NEVZOROV HAUTE ECOLE; СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2008. - 126 с. 2. Теллингтон-Джонс Л., Тэйлор С. Как правильно выбрать и воспитать лошадь. TTouch - новый метод воздействия на лошадь. - М.: ООО «АКВАРИУМ-ПРИНТ», 2007. - 224 с. 3. Лошадиная энциклопедия мастера Haute Ecole Александра Невзорова/ А.Г. Невзоров; Под. Науч. ред. Л.А. Невзоровой. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. - 383 [1] с. 4. Кузовлева Д. Легенды и мифы Natural Horsemenship// Конный мир. - 2007. - № 3. - С 88 - 90. 5. Кузовлева Д. Человек, который слушает лошадей// Конный мир. - 2006. № 3. - С 74 - 77. 6. Рашид М. Поиск гармонии// Конный мир. - 2006. - № 5. - С 66 - 68. 7. Смирнов В. Все лошади немного… люди// Золотой мустанг. - 2005. - № 1. - С 46 - 52. 8. Монти Робертс и его методика “join - up”// Коневодство и конный спорт. 2005. - № 1. - С 29 - 31. 9. Кузовлева Д. Что такое «Семь игр» и как в них играть? Методика Пата Парелли// Конный мир. - 2003. - № 5. http://www.horseworld.ru/?article=413 10. Макаревич А. Что такое Natural Horsemanship и зачем "оно нам надо". http://www.filly.msk.ru/articles/human_lrn/nh.htm 11. Маркина Т. Невзоров отвечает, Люраши подтверждает…// Конный мир. 2002. - № 3. http://www.horseworld.ru/?article=215 12. Невзорова Л. Из разговора с корреспондентом немецкого журнала Cavallo, декабрь 2006. http://www.hauteecole.ru/ru/nevzorov_haute_ecole.php?sid=0&id=392 13. Парелли П. Путь к успеху в отношениях с лошадью// Конный мир. - 2003. - № 4. http://www.horseworld.ru/?article=323 14. Парелли П. Семь игр. http://www.filly.msk.ru/articles/horse_ground/7_games.htm 15. Точка зрения лошади. http://loshadka.pp.net.ua/publ/12-1-0-43 16. DVD - Video: Лошадиная энциклопедия мастера Haute Ecole Александра Невзорова, 17. DVD - Video: Методика. Основные принципы Haute Ecole Александра Невзорова, 2006.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|