реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

реферат
тец Иоанн не только ясно сознавал, но чувствовал, опытом личной жизни переживал величайшее значение для своей жизни им деятельности великого таинства Евхаристии. Он говорил и писал, что свою бодрость, свою неутомимою энергию, свою положительно непосильною обыкновенному человеку деятельность, оставлявшую для его сна и покоя не более четырех часов в сутки, он объясняет тем, что ежедневно, по милости Божией, он совершает великое таинство и причащается Святых Таин. Все проповеднические труды и дневники отца Иоанна, чтение которых переносит каждого к апостольским временам, раскрывая внутреннюю работу души и сердца этого выдающегося пастыря нашей Церкви, его жизнь во Христе ярко свидетельствует о значении и величии таинства Евхаристии, его глубокую веру в реальность присутствия Иисуса Христа в этом таинстве и Его значения в жизни человека и всего мира.

Для отца Иоанна "литургия - все на свете" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. - С. 63., поэтому по его учению, таинство Евхаристии является альфой и омегой не только спасения отдельного человека, "благопоспешения живым, оставления грехов и упокоения со святыми, всем в вере, покаянии и уповании вечной жизни преставльшимся", но и благополучного существования всего мира. Отец Иоанн видел в Евхаристии божественную философию. Его учение - это в первую очередь глубокое проникновенное православное учение о Евхаристии. В каждом его слове, проповеди, его знаменитых дневниках - везде он все христианство сводит к "одному знаменателю" Там же. С. 78. - Евхаристии.

В своих многочисленных литературных трудах отец Иоанн дает нам много ценных указаний, необходимых для понимания и усвоения таинства Евхаристии, раскрывает субъективные переживания христианина-пастыря, участвующего в Евхаристии, и указывает на результат ее влияния. Будучи великим столпом, соединяющим небо с землей, раскрывая догмат о Евхаристии, отец Иоанн прежде всего останавливается на Евхаристии, как на средстве спасения падшего человека, обольщенного дьяволом и нарушившего заповедь Божию, он смотрит на Это Таинство, как на "Врачующую подобное подобным" Сергиев И.И. протоиерей. Путь к Богу. Т. 4. СПб., 1905. С. 256..

"Господь как Премудрый врач, - пишет отец Иоанн, - врачуя подобное подобным, Сам благоволил уподобиться человеку и вместо запрещенного плода, принесшего ему и всему потомству смерть, дал ему и повелел ему (человеку) вкушать Самое Пречистое Тело Свое, за нас пострадавшее, и Пречистую Кровь Свою, за нас, в искупление нас от грехов, проклятия и смерти, пролиянную на кресте для примирения нашего с Богом; и как через вкушение запрещенного плода в человека вселился дьявол, так через вкушение Пречистого Тела и Крови Христа вселяется в человека Христос Бог с Отцом и Духом Святым, очищая грехи человеческие, освящая его и даруя ему действительное и блаженнейшее обожение и бессмертие" Там же..

По учению отца Иоанна, "совершение Животворящих Тайн есть неизменное соизволение Животворящей Троицы от сложения мира предопределенное, не быть оно не может" Сергиев И.И., протоиерей Мысли христианина. С. 174-175..

Эту необходимость Евхаристии, как "неизменного соизволения Животворящей Троицы от сложения мира предопределенного", отец Иоанн обосновывает рядом аргументов.

Евхаристия необходима, во-первых, потому, что "без Крови нет очищения и освящения; Господь излиял на Кресте Кровь Свою в очищение и освящение мира", а таинство Евхаристии - "это образ Пречистой Божественной Крови Христа Нового Завета, без которой не может быть очищения грехов" Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия. С. 150.; во-вторых, потому, что Господь, "чтобы явить общительность Свою не только современным явлению Богочеловека в мире людям, но людям "всех веков", - дал всеблагий, премудрый, прерадостный завет Церкви Своей в Его воспоминание и в теснейшее сообщение с Ним, до скончания века совершать всеспасительное и самонужнейшее таинство - совершения таинства Тела и Крови Его и причащения верующих" Сергиев И.И., протоиерей Мысли о Церкви. С. 64., и, в-третьих, потому, что "без таинства Тела и Крови, без литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости, всемогущества Спасителя нашего могли бы утратиться плоды Его страданий" Там же. С. 153..

Через таинство Евхаристии "Господь наш привил нас к Себе, как дикую ветвь, - к Себе, виноградной Лозе, питает нас Плотью и Кровью Своей, как ветви виноградной лозы питаются ее соками" Сергиев И.И., протоиерей Полн. Собр. Соч. С. 53..

С самого установления таинства Евхаристии Иисусом Христом громогласно во всеуслышание, во всем мире совершается это всемирное таинство, и "Кровь Христова не только проливалась, но и проливается за нас во время литургии до конца мира" Венок на свежую могилу о. Иоанна. СПб 1908. С. 55..

Эта Кровь Христа "как противоядие греху служит средством примирения с Отцом Небесным, источником бессмертия, обожения и силы против греха и смерти залогом бессмертия" Сергиев И.И., протоиерей. Путь к Богу. СПб. 1905. С. 257..

Как пастырь, отец Иоанн, говоря о Евхаристии, различает две ее стороны: видимую - вещество для таинства и свершителя таинства и - невидимую, таинственную сторону, которая заключается в пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа.

Видимая сторона таинства состоит из вещества для самого таинства - "пшеничного хлеба" и "виноградного вина". Отец Иоанн объясняет, что под видом хлеба и вина Господь преподает нам Себя "потому же, почему Он явился человеком плотски, с душой человеческой, т.е. потому, что иначе человек не может соединиться с Ним, как при посредстве Его видимой и осязаемой природы - пречистого Тела и Крови, претворяемых по существу и самой истине из хлеба и вина. В этом заключается величайшая благость и премудрость Божия, действующая силой Божества нашего сладчайшего Господа" Сергиев И.И, протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 74., Который "знает немощь нашу, слабость веры и потому благоизволил употребить для таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества" Сергиев И.И., протоиерей Мысли христианина. С. 183..

По учению отца Иоанна, "Сам Агнец в виде части хлеба зрится и предлагается, и искупленные Кровью Его люди на проскомидии воспоминаются под образом частей хлеба, изъятых из просфоры, чем показывается единство человеческого естества с Божественным, неслитно соединенного в Иисусе Христе и в нас, Его причастниках" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 74..

Говоря о Евхаристии, отец Иоанн обращает внимание на то, что в Православной Церкви христиане должны причащаться под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой.

"Непременно и Крови Христовой под особым видов вина, как установил Господь, а не без Крови", ибо "Кровь в таинстве Причащения необходима для клира и мирян" Сергиев И.И. протоиерей Христианская философия. С. 150..

Отец Иоанн касается в своих трудах и нравственных качеств совершителя таинства. Таинство Евхаристии бывает действительно только тогда, когда оно совершается "православным священником, имеющим законное рукоположение и от Бога данную власть" Сергиев И.И. протоиерей Правда о Боге, мире и человеке. С. 72.. Отец Иоанн учит о высоте священника как посредника между Богом и человеком; он является "ходатаем за всю Церковь, за весь мир… На него (совершителя Евхаристии) Ангелы взирают с благоговением и некоторой ревностью, созерцая такое снисхождение к нам Божие" Сергиев И.И. протоиерей. Путь к Богу. С. 84..

Кронштадтский пастырь напоминает и о святости и чистоте священника. "Сколь должны быть святы и блаженны лица, совершающие это пренебесное таинство и часто причащающиеся его, делающие блаженными и радостными такое множество народа причащающегося" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 77..

Более глубоко отец Иоанн раскрывает в своих трудах вторую сторону таинства - невидимую, - пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, осознавая, однако, что "постигнуть все величие благодеяния, подаваемого нам Господом в таинстве Причащения, вполне никто не может... ибо благодеяние это беспредельно и необъятно, как и сам Бог" Там же. С. 77..

Следуя учению Православной Церкви, отец Иоанн учит о мгновенности пресуществления по слову Всемогущего Бога. "Как Он одним мановением Своим творит из четырех стихий, что хочет, так и из пшеничного хлеба и вина виноградного Он творит Плоть и Кровь Свою, все Тело Свое, в Которое вселяется весь Бог и Человек и преподается верующим в тайне Причащения" Созерцательное подвижничество. С. 9..

Замечательное сравнение находим в трудах отца Иоанна по поводу пресуществления. "Какой ваятель, делая изваяние для других, не в состоянии сделать его для себя? Себе ли Бог не сотворит плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь?" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 183. - пишет духовный писатель.

Излагая свое учение о пресуществлении, отец Иоанн говорит и о том, что в хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился - и этого довольно на все бесконечные веки, - но воплощается тем самым Телом, которое прежде воплотилось Сергиев И.И., протоиерей. Мысли христианина. С. 176..

"В эти страшные, великие минуты храм делается небом, и Ангелы Божий присутствуют при совершении величайшей тайны милосердия и любви к людям, при совершении высочайшего таинства Тела и Крови Христовых - претворения хлеба и вина в истинные Тело, Кровь Христовы" Венок на свежую могилу о. Иоанна Кронштадтского. С. 53..

В своих трудах отец Иоанн сравнивает причастников с современниками и последователями Христа, что говорит о том, как переживалось им таинство Евхаристии.

Он говорит, что христиане, живущие после Христа и не видевшие Его, счастливее тех, кто видел Его, ходил за Ним и даже прикасался к Нему. "Мы счастливее Марфы и Марии (сестер Лазаря - И. Х), так как они принимали Господа только несколько раз в своей жизни, мы же часто принимаем Господа в свой дом, а некоторые и каждый день тесно соединяются с Ним духовно и телесно" Венок на свежую могилу о. Иоанна Кронштадтского. С. 11-15., мы счастливее старца Симеона (Лк.2, 29), ибо "праведный старец, можно сказать, заключал в объятиях своих Жизнодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени во вся дни до скончания века будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем" Сергиев И.И., протоиерей. Полн. Собр. Соч. т. 1. -изд. 2. СПб., 1893. С. 349..

Так отец Иоанн свидетельствует о присутствии истинного Тела и истинной Крови Христовой в таинстве Евхаристии.

Как видим он, как никто другой, переживал моменты богообщения в этом таинстве. Вот как он пишет об этом: "Совершая ежедневно страшные и животворящие Тайны Тела и Крови Христовых, за нас и за весь мир страдальчески принесенных в жертву Богу и Отцу Своему, - я поражался величием Божией к нам благости", а "видя перед собой сердечными очами Бога во плоти", я "держал иногда поочередно в руках святой дискос с Агнцем и чашу с Пречистой Кровью, как блудница держалась за ноги Господа Иисуса Христа", и "исполнялся дерзновения. молить Его о всем мире и святой Церкви" Сергиев И.И., протоиерей. Полн. Собр. Соч. т. 3. СПб., 1894. С. 114..

Размышляя о высоте, величии и безмерности Евхаристии, отец Иоанн говорит и о большом значении ее для христиан, как в этой жизни, так и в иной. "Мы действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго, тогда, когда достойно причащаемся святых, пречистых и животворящих Тайн Христовых; тогда мы несомненно бываем святыми святостью Христовой, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовой" Там же..

Благодаря Святому таинству Евхаристии, "приближися Царство Небесное, сошло с высоты небесной, ибо Христос и в устах и в сердце нашем" Там же. С. 115., и мы начинаем уже сидеть на престоле Спасителя, бесконечным самым делом в святом Причащении. "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем (Ин.6, 56)" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 100..

Отец Иоанн говорит, что Господь через Евхаристию дает нам "залог бессмертия". "Таинство Причащения - это таинство возрождения и бессмертия" Там же. С. 101..

Кронштадтский пастырь, совершая таинство Евхаристии, ощущал и переживал эту истину бессмертия. Служа залогом бессмертия, Евхаристия, по учению отца Иоанна, дает верующим и достойно принимающим святые Дары такую же силу исцеления, какую Христос имел при жизни. "Я видел много больных, истаявших как воск от болезней, совершенно расслабевших, сам причащал их Божественных Таин и они дивным образом быстро поправлялись" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 75..

Плоды Евхаристии, по учению отца Иоанна, простираются не только на каждого человека, достойно причащающегося, но и на весь мир, разрушая царство зла. "Диавольские дела или грехи человеков непрестанно разрушаются ежедневное приношение в христианских храмах бескровной жертвы - Пречистого Тела и Крови Христовых" Сергиев И.И., протоиерей. Правда о Боге, мире и человеке. С. 18..

Отец Иоанн учит и о том, как должен себя вести христианин после Причастия: "Помни постоянно, Кто в тебе и в Нем ты должен быть" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 74.. А также предупреждает о последствиях недостойного Причащения и непринятия Христовых Тайн вообще: "... недостойных, неверных, лукавых, неисправных попаляет и посрамляет Бог" Сергиев И.И., протоиерей. Полный годичный круг поучений. Спб., 1902. С. 459., - пишет Кронштадтский пастырь. "Совсем не причащаться, - продолжает он же, - весьма губительно для души ибо она начинает смердеть страстями" Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и Православном богослужении. С. 77..

Благодаря тесному общению верующих со Христом в таинстве Евхаристии они "чувствуют большее, духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо "един хлеб" таинства, "едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор.10, 17)" Сергиев И.И., протоиерей. Полн. собр. соч. С. 74.. Это таинство "соединяет всех в один союз братства, совокупляет в один союз небо и землю - Ангелов и человеков", так что и "при совершении литургии весь род христианский и православный приводится к единому знаменателю, т.е. к единому Телу Христову (Церковь есть Тело Христово) и к единой Главе Христу" Там же..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.