Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского
40 Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского Калуга 2008 г. Содержание - Глава 1. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского
- Школьные годы
- Студенческие годы
- Начало пастырского служения
- Дела благотворительности
- Блаженная кончина
- Глава 2. Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Православном богослужении
- О Божественной литургии
- Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян.6,4) (Любимый эпиграф отца Иоанна). Святой праведный Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Церкви, да и в гражданской истории России неординарное место. Это было время социально-политических потрясении, с одной стороны, и духовно-религиозного застоя, с другой Конец XIX и начало XX столетия были временем завершения синодального периода в жизни Церкви. В этот период в обществе были поколеблены нравственные устои, посеяно среди народа Божия неверие, попытки поисков других "истин", а порой - в светском обществе - и откровенный атеизм. Отсутствие Предстоятеля Поместной Церкви, как земного образа Христа, проповедника великих и благодатных милостей, образовало пустоту в церковном организме. И эту пустоту заполнил государственный обер-прокурорский аппарат, который, хотя и был по плоти русским, но по духу - чуждым Церкви. Это привело к тому, что большинство российского духовенства, и без того скованного социальными узами, к XX столетию перестало быть авторитетом для русского народа, каким оно было в допетровское время. Обездоленное, бедное, не имеющее голоса и прав, полностью зависящее от благотворителей, оно невольно пустило на произвольное развитие нравственный порядок жизни населения России. Западное влияние свободомыслия, гигантское развитие капиталистических форм промышленности, развал патриархальных устоев крестьянства - все это породило в России индифферентное отношение к церковной жизни. Поэтому неслучайно наиболее образованное привилегированное городское духовенство, в лице его передовых представителей, осознавая пагубность состояния духовно-нравственной жизни страны, задумало провести ряд организационных реформ для поднятия авторитета Церкви среди народа, и, в первую очередь, среди интеллигенции. Конец XIX - начало XX века - время назревающих бурь после двухсотлетнего затишья в стане Русской Православной Церкви. Это стремление к реформам, а также острая социальная несправедливость, расслоение на далеко не равные классы стали основными отличительными чертами эпохи протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). С развитием многочисленных частных форм владения собственностью большая часть народа вела нищенскую жизнь. Проведенная правительством земельная реформа раскрепостила крестьян, и многие исконные земледельцы стали покидать свои веками обжитые места, увеличивая число рабочих, многие из которых, в силу своего сельского происхождения и необразованности, не смогли достичь успехов в ремесленном деле и тем самым пополнили обездоленные слои чернорабочих. В стране процветали пьянство, воровство, проституция, толпы людей мигрировали из одного места страны в другое. Такое положение простого народа не могло не отразиться на его духовной жизни. Священники не могли, в силу постоянной сменяемости паствы, влиять на духовный уровень своих прихожан. В результате пастырская деятельность пришла в упадок, а духовенство, в особенности сельское, вместе со своей паствой катилось в духовно-нравственную пропасть. Наряду с безрадостным состоянием простого народа те, кого называли "отечества отцами", придавались разгульной, роскошной жизни. Постоянные пирушки, отмежевание от церковных законов - вот образ жизни высших слоев общества того периода. Суббота с ее Всенощным бдением накануне воскресного дня, которая всегда считалась в народе днем обязательного посещения церкви, перестало быть для аристократии вечером молитвы, она стала вечером отдыха и развлечений. "Развлекались по субботам в царской России, - констатирует архиепископ Никон, - вопреки закону и церковному и даже гражданскому, против чего непрестанно высказывалась Церковь. Эта практика неуклонно расширялась и упрочивалась, принимая характер чего-то оправданного, - грозный то был симптом расцерковления общероссийского" Архиепископ Никон. Лже-православие на подъеме. - Джорданвиль, Нью-Йорк. - 1954. (эл. вариант). Бедность и роскошь различных слоев нации - эти две крайности вели к окончательному упадку нравственности: в народе иссякла любовь, появились озлобление, ненависть друг к другу, маловерие, а порой - и чистый атеизм. Кроме того, это было время многочисленных ересей, родителями которых становились некоторые видные представители российской интеллигенции; время необычного (после закона 1905 года о свободе вероисповедания) подъема сектантской деятельности. Многие понимали, что Церковь может и должна внести ясность в сложную жизнь России, помочь разуверившимся во всем людям приобрести веру, вдохнуть живой дух в измученное народное тело. Для достижения таких высоких целей нужны были и соответствующего уровня пастыри, ибо на них возложена великая и святая обязанность - пасти Церковь Христову - словесное стадо (Деян. 20, 28). Много тогда было в России пастырей, но один из них был особенным. Его особенность проявлялась во всем: в его богослужениях, в его проповедях, словах, речах, в требах, совершаемых им, в его заботах о бедных, больных, в его внешнем облике и манерах, наконец, в его особых дарах - любви, исцелениях, чудесах. Это был настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн Сергиев, более известный в народе как отец Иоанн Кронштадтский в 1990 году причисленный Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых. Вопреки весьма распространенному, особенно среди секуляризованной части общества, мнению, что почитание отца Иоанна и его влияние ограничивалось темными, безграмотными и забитыми слоями русского общества, следует отметить, что круг почитателей о. Иоанна был обширнейшим. Без преувеличения можно сказать, что это были практически все сословия русского общества, и влияние о. Иоанна на жизнь этого общества было весьма заметным. Лучшим опровержением расхожего мнения о влиянии и авторитете о. Иоанна в узком кругу экзальтированных богомолок и темной, необразованной бедноты может служить обширная переписка о. Иоанна с самой образованной и влиятельной частью русского общества, которая любила о. Иоанна не меньше, чем облагодетельствованная им беднота, для которой он был также близок и дорог. В телеграмме от 20 декабря 1907 года Император Николай II писал отцу Иоанну: "Радуюсь сердечно и благодарю Бога, даровавшего Вам улучшение здоровья, а всей России драгоценной Вашей жизни. Николай". Значение личности отца Иоанна в жизни Церкви и общества было осознано уже его современниками. Сразу после кончины отца Иоанна 12.01.1909 года вышел за подписью Императора Николая II Высочайший рескрипт, данный на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония, о ежегодном поминовении отца Иоанна. На основании этого рескрипта было принято Определение Святейшего Синода, согласно которому Учебному Комитету было поручено внести в учебную программу изучение жизни, деятельности и духовного наследия отца Иоанна. Таким образом, жизнь и творения отца Иоанна Кронштадтского его современниками ставилось в один ряд с жизнью и творениями святых отцов и учителей Церкви. Трудно переоценить значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского и его наследия для церковного народа и в наше сложное время. Все духовное наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского говорит о вере в Бога и настойчиво устремляет мысли и чувства людей к Небу, учит нас отрешаться от мирских пристрастий и жить в Боге. Голос отца Иоанна - как бы голос среди бури, голос успокаивающий, зовущий к мужеству, к борьбе и терпению во Христе. Его цель - спасти человека, возродить его нравственно. Не это ли цель, только в еще более острой духовно-нравственной ситуации, стоит сегодня и перед нами? Общество сегодня стремится к очищению, к возрождению, что определяет нынешнюю благородную и высокую миссию Церкви в современном мире. Наша работа, возможно, не представляет никакой исторической ценности, но имеет своей целью основательно изучить жизнь и труды святого праведного отца, а в особенности его учение и мысли о православном богослужении, которое неустанно совершалось и совершается в храмах Божиих. Глава 1. Житие святого праведного Иоанна КронштадтскогоДетство Родился святой праведный Иоанн Кронштадтский в Архангельской губернии в селе Сура в семье бедного сельского причетника Ильи Сергиева и его жены Феодоры Власьевны. Платонова А. Пастырь молитвенник. (Очерк жизни отца Иоанна Ильича Сергиева). - С-Пб., 1912. (эл. вариант) 19 октября 1829 года, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого он и был наречен Семенов-Тян-Шанский Александр, священник. Отец Иоанн Ильич Сергиев. - Нью-Йорк, 1955. (эл. вариант). "За слабостью здоровья крещен в доме священником Сергиевым; восприемники: Иван Кунников и священника Сергиева дочь Дарья", - такова подлинная запись о рождении отца Иоанна в метрической книге Алабовский М., священник. Великий пастырь русского народа. (Блаженной памяти отца Иоанна Ильича Сергиева). - Киев, 1909. (эл. вариант). Отец Иоанна, Илья Михайлович Сергиев, был не очень грамотным человеком, однако служил псаломщиком в местном сельском храме Семенов-Тян-Шанский А. Цит. соч. (эл. вариант). Этот приход был небогат. В церкви даже священные сосуды были оловянные Сурский И.К. Отец Иоанн Ильич Сергиев. - т. 1.М., Паломник. 1994. - с. 41.. Сведений об отце дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, также как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере 350 лет. Впоследствии, в беседе с игуменьей Таисией, отец Иоанн рассказывал: "Отец мой родился в 1802 году. В 1824 году он окончил учение в духовном уездном училище, в 1828 женился, а в 1829 году я, по милости Божией, родился на свет. Он женился на 26 году жизни" Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Путь к Богу. - С-Пб., 1905. - С. 201.. "Родители мои были бедны; притом, отец постоянно хворал; от тяжелых трудов у него сильно болел живот, в котором были не то грыжа, не то рак, от которого он умер рано, 48-ми лет Письма отца протоиерея Иоанна Сергиева к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (149 писем). С-Пб 1909. С. 25., в 1851 году". Феодора Власьевна, мать отца Иоанна, прожила сравнительно долго и увидела занимавшуюся славу своего сына. Она была женщиной простой и глубоко верующей. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел, однажды едва не умер от оспы. Не раз приходилось Иоанну видеть свою мать в слезах перед иконой Богоматери. Он видел, как она молилась за него, и сам учился глубокой проникновенной молитве Михаил (Семенов), иеромонах. Отец Иоанн Ильич Сергиев (Полная биография с иллюстрациями). - С-Пб., 1903. - с. 5-6.. Простая, строгая и нежно любящая мать умела поддержать и развить в сыне молитвенное настроение, безграничную преданность Церкви Христовой и полную покорность ее святым уставам, любовь к Богу и людям. В течение своей жизни в важных случаях отец Иоанн, несмотря на то, что сам был священник, учитель нравственности, постоянно обращался за советами к матери, хотя та была женщиной безграмотной. Отец Иоанн самого раннего детства представлял собой идеал послушания, покорности и нежной сыновней любви к своим родителям Цветков СИ. Отец Иоанн Ильич Сергиев и чудодейственная сила его молитвы. -1897. - С. 24.. Благочестивые родители оказали огромное влияние на малолетнего Иоанна. Доброе семя прорастало в душе мальчика и уже тогда, в детстве, приносило плоды. Он рос сострадательным к чужому горю, и односельчане нередко просили его помолиться о них, замечая в нем особый благодатный дар. К этому же времени относится и случай, рассказанный игуменьей Таисией (рассказ, очевидно, записан со слов отца Иоанна): "Однажды ночью Ваня увидел в комнате необычный свет. Взглянув, он увидел среди света Ангела в его небесной славе. Младенец смутился. Ангел успокоил его, назвавшись Ангелом-хранителем" Семенов-Тян-Шанский А. Цит. соч. - С. 17.. В жизни отрока подобные чудесные явления и события не были единичными случаями. Школьные годыВ 1839 году, когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, с большим трудом собрав скудные средства, отвез сына в Архангельское приходское училище. Однако учение на первых порах шло крайне туго. Мальчика мучила мысль о родном доме, о нищете родителей, именно в это время он научился с особой болью чувствовать чужую нужду.Школьное дело шло плохо. Иоанн занимался целыми днями и все-таки не успевал. Для религиозно настроенного Сергиева был один исход - молитва. В воспоминаниях отца Иоанна мы находим воспоминание события, напоминающего рассказ о преподобном Сергии. "Ночью, - писал отец Иоанн, - я любил вставать на молитву. Все спят, тихо. Не страшно молиться, и молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителей. И вот, как сейчас помню, однажды, был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала; я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, - и, о счастье! - читать гораздо легче, понимаю все, то, что прочитал, не только все помнил, но хоть сейчас и рассказать могу. В классе мне сиделось уже не так, как раньше. Все понимал, все оставалось в памяти. Дал учитель задачу по арифметике - решил, и похвалили меня даже. Словом, в короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|