реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Семантическое поле "духовность"

реферат
p align="left">Христианское понимание духа

Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, 1:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патриотического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.

Христианская теология о грехе

Христианская теология считает страдание расплатой за грехи. Христианское сознание считает, что страдание -- непременный спутник человеческой жизни. Именно через страдание можно добиться искупления. Сострадание в этом контексте оказывается универсальным, поскольку любовь к ближнему постоянно вызывает жалость и сочувствие. А. Шопенгауэр считал, что именно сострадание позволяет преодолеть эгоизм. Поэтому оно есть основание морали. Шпенглер рассматривал страдание как критерий и содержание подлинной духовности. Ницше оценивал как его величие души. Из этого следует вывод, что страдание является выражением духовного состояния.

Буддизм

Буддизм - одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. По представлению буддизма каждое существо, достигшее высшей святости, может стать Буддой, то есть просветленным. Один из Будд (Шакьямуни) поведал людям учение о спасении. Познав причину страданий и путь избавлений от них, Будда решил возвестить свое откровение людям. Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, но внес в него существенные изменения. Буддизм объявил всякое перерождение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтом высшей целью буддиста должно быть прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия.

Буддизм - это религия одной пятой населения планеты, и он распространен во многих странах. Духовность в буддизме не оставляет места мирским заботам. Буддизм - одновременно религиозное и философское мировоззрение - ставит своей целью указать людям благой способ избавления от страданий и неурядиц путем отречения от собственных желаний и личностных устремлений. Согласно учению буддизма людская жизнь суетна, пуста и иллюзорна, и чем активней она протекает, тем больше множит страдания. Путь ухода от этих страданий и достижения нирваны заключается в полном отречении от любого вида активной деятельности и сосредоточение на своем внутреннем духовном мире. Буддизм - глубоко нравственное учение. Оно учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен». Буддизм призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро. Это не просто житейские советы, это принципы общественной жизни, которым, к сожалению, еще предстоит утвердиться в умах людей и стать их политической прозорливостью и мудростью. Таково буддистское понимание конечной цели и смысла человеческой жизни, понимание духовности как добровольного отречения от активной преобразовательной деятельности и полного погружения человека в свой внутренний духовный мир. Социальная философия и этика буддизма были слишком пассивны и носили абстрактный характер. Вместе с тем, в отличии от всех предшествующих учений, буддизм значительно расширил понимание духовности, наполнив её новым смыслом и содержанием. Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы в жизни, конечной цели человеческого существования буддизм не только завоевал сердца многих народов, но и стал неотъемлемой частью их духовного мира.

«Существуют две крайности от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали. Одна - жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям, это жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная. Другая крайность - жизнь добровольных страданий: это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная. Совершенный стоит далеко от обеих крайностей, он познал путь, который лежит посредине, путь который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к познанию…»- говорил Будда в своих проповедях.

Ислам

Ислам является самой «молодой» из трех мировых религий. Он распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное влияние на социально-политическую и культурную жизнь. Ислам оформился в VII в. н.э. Разложение родоплеменного строя, кризисные явления в экономической и политической жизни вызвали усиление тенденций к объединению и созданию политически устойчивых государств. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консолидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.

Ислам - это система монотеистической религии со своей специфической догматикой, выражающей иррациональное мировоззрение на основе веры в Аллаха как сверхъестественной верховной силы.

В широком смысле, ислам - совокупность мировоззренческих, идеологических и духовно-культурных элементов, облекаемых мусульманской оболочкой.

Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для любых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе очень порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека - это служение Богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, несущественным. Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху (если делаешь добро не из-за любви к Аллаху - это безнравственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху - это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, «великое избиение их». Поскольку ни один человек не может быть абсолютно нравственным, то большое место отводится покаянию, которое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпустить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост. Все это в целом и определяет духовную сторону ислама. Духовная жизнь мусульманина имеет разные положения, такие, как чтение Корана, намаз, суннат, милостыня, хадж. Чтению Корана в богослужебном ритуале отводится очень большое место. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Намаз - это молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день. Суннат - обряд обрезания крайней плоти, котором подвергаются мужчины в младшем возрасте. Милостыня осуществляется в соответствии с указаниями Корана, который говорит о том, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Хадж - это паломничество в Мекку и Медину является очень желательной, но не строго непременной обязанностью верующего. Совершивший паломничество в Мекку удостаивается почетного звания «хаджия» и рассматривается в качестве почти святого человека. Духовная жизнь в мусульманстве имеет определенные рамки, которых каждый, кто считает себя верующим, должен придерживаться.

3 Проблема духовности в античной философской традиции

На протяжении всей истории науки и философии в человеке развивался дух творчества и свободного поиска истины, стремление познать не только окружающий мир, законы развития природы, общества, но и самого себя, свой внутренний мир. Эволюция человеческих представлений о духовности находила свое наиболее яркое выражение в философских системах и социально-этических концепциях и воззрениях мыслителей древности и средневековья, философов эпохи Ренессанса и Нового времени, а также современных исследователей, рассматривающих духовность как специфический природный и социальный феномен.

Поэтому для рассмотрения специфики духовности, выявления ее онтологической, социальной и индивидуально-личностной значимости необходимо в первую очередь проследить весь непрерывный и целостный процесс эволюции духовности в учениях наиболее выдающихся представителей социально-философской мысли с древности до наших дней, вычленить наиболее самобытные и оригинальные трактовки данного понятия, исследовать объективные закономерности сходства и различия в понимании духовности в различные исторические эпохи, у разных мыслителей, проследить взаимопроникновение и противоборство различных концепций, рассматривающих данный феномен, а также выявить внутренние противоречия и несоответствия в самих этих учениях, что даст нам возможность провести более глубокий анализ самых разносторонних учений в их отношении к исследуемой проблеме.

Зарождение духовной философской традиции во многом связано с Древним Востоком, оно происходило в рамках мифологического и религиозного мышления в общем русле развития всей древневосточной культуры. Мышление человека этой эпохи по преимуществу было созерцательным, пассивным, проникнутым идеей фатальной предопределенности событий и невозможностью активного вмешательства в общий поток жизни, которым правят по одним представлениям - боги, по другим - неумолимая судьба. Подтверждением такому пессимизму может служить исходный принцип философского осмысления реальности в культурах народов Древней Индии. Его смысл - универсальный космический порядок, который властвует над всем и которому подчинены как природа, так и человеческая деятельность. Этот безличный всеобщий принцип, царящей в природе необходимости, наиболее четко выражен в учении джайнизма. Это учение провозглашает дуализм мира и человека и связывает всю человеческую деятельность с особой духовной сущностью - «кармой», которая изначально определяет цель жизни человека и направленность его деятельности. Согласно джайнизму, сущность человеческой личности, также двояка: она имеет материальную и духовную стороны. «Карма» в данном случае выступает особым связующим звеном между этими сторонами, которая связывает душу с более грубыми видами материи: с неорганическим, неживым веществом. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, который в своем развитии проходит бесконечную цепь перерождений.

Отсюда джайнисты приходят к выводу, что человек при помощи своей духовной сущности может объективно познавать и определенным образом контролировать материальный мир и даже управлять рядом природных явлений в той мере, в какой это не противоречит изначальному космическому порядку. Исходя из этого, только сам человек решает, что есть добро и что есть зло, и к чему следует отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог джайнистов - это всего лишь душа, которая когда-то жила в обычном материальном теле, но затем смогла освободиться от уз кармы и цепи бесконечных перерождений. Этот бог нигде не рассматривается как творец Вселенной и никогда не вмешивается в человеческие дела. Таким образом, бог джайнистов - это просто определенный моральный принцип, этический абсолют, нравственный идеал, которого человек вполне может достигнуть путем личностного самоусовершенствования.

Несколько дальше в понимании духовности продвинулась персидская философская традиция. Один из ярчайших её представителей пророк Заратустра выдвинул и отстаивал идею постоянного противостояния добра и зла, задачу нравственного перерождения человека на пути достижения им личностной свободы. Нравственные и социальные учения персов менее абстрактны и более активны, по сравнению с аналогичными учениями индусов. Однако милосердие и гуманизм не считаются ими высшими ценностями духовного мира человека.

Наиболее самобытное представление о мире и человеке как созвучных реальностях создала древняя китайская философия. Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и первых философских концепций. Древнекитайских мыслителей интересовали не столько закономерности природного развития в целом, сколько конкретные социально-политические и этические проблемы, среди которых проблема духовности занимает особое место. Само понятие «духовность» употреблялось здесь для решения реальной проблемы управления поведением и психической деятельностью человека. Именно эту проблему, имеющую самоценное значение, решала философская дихотомия «духа» и «тела». Древнекитайские мыслители считали, что именно дух, т.е. способность синтетической ориентации, есть «подлинный государь в нас». «Оберегайте свой дух покоем, и тело само исправится», - советует даосский мыслитель.

Заметный след в древнекитайской философской школе оставило конфуцианство. Мировоззренческой основой этого учения о человеке являются традиционные взгляды на устройство мира. Человека оно рассматривает как особый предмет природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий противостоять. Это объясняется срединным положением человека между Небом и Землей: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой - человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.