реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Семантическое поле "духовность"

реферат

Семантическое поле "духовность"

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО "Бурятская государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова"

Кафедра иностранных языков

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Семантическое поле «духовность»

Выполнила: студентка гр. 7102

Сафонова Н.Ю.

Проверила: профессор, д.ф.н.

Козина О.М.

Улан-Удэ

2009 г.

Содержание

Введение

1 Понятие духа. Дух и душа

2 Понятие духовности в мировых религиях

3 Проблема духовности в античной философской традиции

4 Понятия «дух» в концепциях мыслителей ХХ века

5 Духовность и самосознание

6 Светская и конфессиональная духовность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вероятно, в мире не найдется другого такого понятия - сколь известного, столь же неоднозначно воспринимаемого многими людьми, каковой является духовность. Издревле во всех религиях важнейшим критерием духовности считалась вера человека в высшие силы природы: Бога, Аллаха и т.д.

Существует также мнение, что духовность - это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя всё, что производит человек. Но что же такое духовность?

Целью данной работы является изучение феномена духовности с различных сторон и точек зрения, а именно:

· с религиозной стороны (в концепциях мировых религий)

· с точки зрения античной философской традиции

· с точки зрения знаменитых мыслителей

· с психологической стороны

· на примере сравнения светской и конфессиональной позиций.

1 Понятие духа. Дух и душа

Духовность -- в самом общем смысле -- совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии "светский" вариант духовности именуется социальным капиталом.

Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

ДУХ (лат. spiritus),

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

3) внутренняя сущность, смысл.

Дух (в общем смысле) - обозначение невидимого, сверхчувственного, нематериального начала. Прежде всего, дух - это содержание всякого религиозного опыта, переживание реального действия некоторой недоступной человеческим органам чувств силы, заставляющей человека мыслить, говорить, вести себя определенным образом.

Само слово «дух» уже на уровне этимологии указывает связь с воздухом, дуновением, дыханием, тогда как с английского ghost и немецкого Geist добавляется к этому связь с чем-то клубящимся, пенящимся, шипучим, бодрящим, но одновременно и вызывающим ужас. Слово «дух» соотнесено с такими не менее многозначными смысловыми комплексами, как душа, плоть, тело, материя, жизнь, смерть. При этом важнейшим процессом на ранних этапах человеческой истории было различение представлений о духе и душе. Первоначально дух и душа просто отождествляются, и им приписываются одни и те же свойства, что проявляется в исторически первом представлении духа в качестве души предка. Душа также связывается с дыханием и дуновением и обозначает особую, находящуюся в теле человека (а также животного и даже растения), но независимую от тела нематериальную субстанцию, которая считается подателем жизни.

Душа - нематериальная сущность человека. В древнегреческой., древнеиндийской и русской языковой этимологической, традиции термин «душа» восходит к глаголу «дышать». Представление о душе., т.е. человека о самом себе в своей сущности, зависит от духовного.

Пифагорейские представления о душе во многом оказали влияние на формирование в будущем христианского учения: «Вместе с открытием души как самостоятельного начала появилось и чувство связанности души телесным началом, чувство Грехопадения, жажды преодолеть телесное начало и такого возмездия за грехи, в результате которого можно было надеяться на полное очищение» (Лосев). Конечно, пифагорейское «очищение», находясь в рамках языческого политеизма, не могло прямо вести к концепции спасения в христианстве, однако путь был уже открыт. Существенное отличие христианской концепции души от пифагорейской заключается еще и в том, что в последней душа хотя уже понимается как индивидуальное начало, но еще не мыслится как личностное. Отсюда с необходимостью вытекает и теория метемпсихоза, которая занимает переходное место между первобытным анимизмом и христианским представлением о сущности души. Христианству здесь близко то, что души понимались в пифагореизме равными перед вечностью, но это равенство было ограниченным, так как осуществлялось в рамках рабовладения. Для пифагореизма здоровая душа требовала здорового тела.

В древнегреческой культуре наука о душе (психология) впервые оформляется в самостоятельный, вид знания у Аристотеля. У предшествующих греческих мыслителей, в том числе Платона, представления о душе носят расплывчатый характер и выражаются в основном в мифосимволической форме. Аристотель разрабатывает научный подход к области психических явлений, в связи с чем его можно считать основателем психологии как науки о душе. «Познание души, - утверждает он в трактате «О душе», - много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ», а потому ей необходимо отвести «одно из первых мест».

В средневековье возникает идея бытия как трансценденции, что меняет представление о душе, сущность человека начинает мыслиться как дух. Закрепляется трихотомическое представление о человеке: стихея (материальная, телесная составляющая), психея (душа, область осознанных чувств и мыслей) и диохея (сфера духа, бессмертная и богоподобная часть человека). Человек приходит к различению тела, души и духа. Тело он относит к сущему, а дух к бытию или чему-то вечному. Душа же связует оба понятия.

В ходе исторического развития отождествление духа и души постепенно исчезает, хотя душа и сохраняет отдельные свойства духа.

В результате душа оказывается не только носительницей всей полноты внутренних состояний человека, но и восприемницей действий духа. Временные границы душевных процессов определяются продолжительностью и формой единства отдельной человеческой жизни, тогда как временные границы духа охватывают значительно большее содержание. Духовным считается то, что имеет отношение больше, чем к одной душе, и определяет порядок сочетания душ в пространстве и времени. Соответственно, дух -- это способность человеческого рода в целом, а душа -- способность отдельного человека. Отдельный человек, как считается в системе смыслов культуры, обладает душой, а дух обладает человеком и людьми, охватывает их своими действиями. В этом случае говорится о вдохновении или одухотворении.

Понятие духа рождается вместе со становлением монотеистических религий, когда Бог мыслится запредельной реальностью, творящей мир «из ничего», когда предметом философии становится не сущее, а умозрительное бытие. В этом смысле ранняя древность не знает духа, ибо она соматична и «душевна» («пневматична»).

Из понимания духовного как духа рождается этика, добродетелями которой становятся созерцание запредельного, бесстрастие, отрешенность и т.д. Возникает новый идеал святости.

Реконструкция представлений о духе, основанная на дошедших до нас фрагментах культурной традиции и сакральных текстах, позволяет с достаточной степенью достоверности утверждать, что первоначально, дух понимался в качестве тончайшей, но все же материальной субстанции, подобной ветру, пару, дыму или летучим жидкостям вроде спирта (что, кстати, нашло отражение в самом его латинском названии «spiritus»).

С точки зрения истории культуры, дух является обобщающим обозначением структур «человеческого в человеке», некоторого «порядка души». Все элементы культуры, все ее достижения не даны, а созданы (сотворены), когда-то возникли, а возникнув в некоторый момент, они затем начинают транслироваться во времени в качестве более или ме-

нее устойчивых образований. В этом смысле история культуры как особого человеческого мира, в отличие от естественной истории (т.е. истории природы), принципиально «неестественна» и представляет собой историю продолжающегося творения «человека» в качестве единого человеческого рода.

Духовное -- высший продукт жизни как таковой, которая приходит к своему самосознанию и сознательному возрастанию в человеке. Высшая форма духовного отношения человека к миру - любовь. Она выражает собой принцип возрастания жизни, пришедшей к своему самосознанию через человека. Любовь - существо самой жизни и представляет собой духовный архетип человечества, который раскрывается через развертывание сущности человека. Именно любовь связует воедино истину, добро и красоту, являя в этом высшем синтезе духовный архетип человечества.

Следующая форма духовного отношения - совесть. Совесть - именно благодаря ей вступают в сообщение, во взаимодействие как бы два онтологически разных мира: материальный и духовный. Человек посредством совести осуществляет их координацию, строит мир эмпирический по законам мира идеального. Совесть связует поступок человека с его идеалом. В совести человек выступает в роли вестника бытия, чтобы жить в согласии с ним (Хайдеггер).

Высшим видом творчества является самопознание, самосозидание человеком самого себя, - лишь этот процесс можно определить как собственно духовный, как действительно творческий, приводящий к развертыванию на основе любви сущности человека, и к явленности - духовный архетип человечества.

2 Понятие духовности в мировых религиях

Одной из основных сфер жизни человечества является религия. В системе форм общественного сознания (наряду с моралью, искусством, идеологией правом, философией, наукой) только религия обладает своеобразным универсализмом. Возникнув по времени после морали и искусства, религия вобрала в себя все остальные формы общественного сознания - мораль, искусство, идеологию и т.д.

Если главные причины возникновения религии лежат в особенностях низкого состояния исторического развития человечества, а истоки кроются в мифологических воззрениях, то становление ее и превращение в духовную традицию этноса (рода, племени, народа) определялось исключительно жизненными потребностями людей. Таким образом, религия является частью духовной культуры человечества. При этом в любой ее форме и при любом содержании она представляет очень сложный феномен духовной культуры народа.

Христианство

В I в. н.э. в восточной части Римской империи возникла новая религия - христианство, которая затем распространилась по всем миру. Эта религия родилась в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета.

Христианскую мораль, определяющую духовность, можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. В христианской морали есть такие нравственные наставления, которые отсутствуют в нерелигиозной морали. Например, учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и так далее.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в среде верующих, в обществе. Это известные ветхозаветные заповеди евангельские «заповеди блаженства» и другие новозаветные нравственные наставления. Главные нравственные законы Нового Завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, в которой он провозглашает восемь заповедей блаженства. Из них в Евангелии от Луки поминается четыре: блаженство бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, но они дополняются строками о наказании божьем богатым и пресыщенным. Таким образом, исполнение этих аспектов христианского учения выражает духовную сторону жизни христианина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.