ветская школа - непременное условие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно это структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты. [2,13] Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации "Об образовании" не разрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создавать религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы. Бесспорно, некоторые из достижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускают альтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические или религиозные) толкования, и учителю не следует умалчивать об этом. Школьнику, как правило, трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. учитель, на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. [2,15] 4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школеИ средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. [2,16] С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы "Религия и ее памятники", Из истории религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др. [2,17] Преподавание религиозных дисциплин в светской школе - дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к "Закону Божию". Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам - как атеистическая, так и религиозно-апологетическая. Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по "Закону Божию" и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят. В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт. [2, 19] Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений - главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога - это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное - он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов. Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование - одно из важнейших по своей методологической значимости. [2,22] Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы - неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе - не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23] 4.2 Православное образованиеВ прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это было свойственно всем ярусам социальной стратификации - от царской до простой крестьянской семьи. [15,16] Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам истины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16] Глубокое качественное изменение претерпевает современная школа под воздействием информационного бума и глобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня более доступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальную реальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиеся компьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом "медвежьем углу", смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальной научно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающими нас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушения традиционных связей между людьми - родственных, личностных, общественных. [15,17] Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17] Интересы, нужды духа, нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальную личность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамках рационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума. Отсюда выводились исключительно важные для педагогики мысли: Во-первых, человек в ней изначально рассматривался не только как существо физическое, но и как нравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Если человеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно есть источник слов, мыслей и дел, то последние составляют "нашу личную вину или нашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм и свободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования. Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитание имеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чем способствует овладению нравственной свободой. Во-вторых, представление о человеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранить индивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность и особенность есть "нечто первоначальное и простое", недоступное научному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно, педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определенная тайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правом ребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принципов воспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществляться как субъект-объектные. В-третьих, мышление было бы спокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи, которые "происходят в своем последнем основании не из влияний внешнего мира, а из влечений и неотразимых требований сердца" В связи с этим образование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80] 4.3 Принципы православной педагогики1. При построении системы педагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике. 2. Современная педагогика при всем богатстве ее творческих исканий скованна узкими рамками педагогического натурализма, отвергающего участие высшего мира в развитии человека. Необходимо освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей, но и в формулировке его целей. Воспитание не может проходить мимо этого, не может отодвинуть в сторону участие в вечной жизни. Этим определяется существенно религиозная основа воспитания в целом. 3. Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека. Все это может быть понято правильно лишь при учении христианской антропологии об образе Божием в человеке. 4. Образ Божий в человеке не есть его природа, но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в товарном мире вне человека нет. Начало личности становится центром человеческой природы, в которой в силу этого все личностно, т.е. все восходит к духовному средоточию в человеке. 5. Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни и жизни эмпирической. 6. Развитие эмпирической личности в ребенке. Это развитие, осмысляемое в свете учения о духовном начале, иерархически связывающем все в человеке, должно служить цели спасения личности через освящение и преображение эмпирического естества. 7. Принцип всецелой личности в человеке позволяет формировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности - но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке. 8. Физическое воспитание не только оправдано, но и необходимо; даже больше оно священно как устроение жизни тела. Этот принцип дает основание для правильного понимания проблем физического воспитания в частности, устанавливает значение и границы спорта и иных форм физического воспитания. 9. Психическое развитие должно быть свободно от порождения тех тяжелых конфликтов, под бременем которых так страдает современный человек. Здесь с особенной силой выступает проблема воспитания дара свободы; послушание авторитету, могущее при правильном истолковании последнего быть проводником духовного здоровья. 10. Развитие характера как совокупности сил творческого социального осуществимого действования, как психофизической крепости, самообладания и жизненного творчества имеет, как и все в эмпирических задачах воспитания, инструментальное значение. 11. Вся проблема дисциплины в воспитании должна быть связана с учением об опосредствующей функции поведения и всей эмпирической жизни во внутреннем развитии человека. Существенный смысл дисциплины как частного выражения того, что нам дано вести детей и помогать им, заключается в развитии дара свободы, в постепенном освобождении духовных сил ребенка от плена случайных поверхностных его порывов. 12. Проблемы сексуального воспитания получают в воспитании эмпирической личности чрезвычайно серьезное значение. Если неверно видеть в начале пола источник духовной неустроенности человека, если бесспорно, что сублимация энергии пола расширяет творческие возможности человека, то все же данные современной психопатологии убеждают в том, устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности. 13. Социальное воспитание должно быть связано с идеей Церкви как благодатной соборности. Точно также и национальное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с родным народом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом, не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами во взаимоотношениях разных национальностей. 14. Моральное воспитание должно быть построено в линиях мистической морали, какую развивает христианство. Ни мораль благоразумная, ни мораль разума не преодолевают начала греховности, ибо не связывают служение добру с преданностью Богу. Подлинная моральная свобода лежит не в организации отвечающего закону добра поведения, а в свободе от самоутверждения, в восстановлении реального единения с Богом. 15. В духовном созревании огромное, а иногда и совершенно исключительное значение принадлежит эстетической сфере в нас. Использование эстетических сил в целях укрепления духовной жизни тем более важно, что современная жизнь проникнута эстетикой. Эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам развлечения и игры, и высшую, служащую питанию души через приобщение души к красоте. 16. Интеллектуальное воспитание, развивая инициативу в уме, творческие силы, способность интуиции, должно развивать и удовлетворять потребность в целостном мировоззрении. 17. В религиозном воспитании основное место должно принадлежать развитию религиозного вдохновения, живой, свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви. [9,148-153] ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе я рассмотрела тему религиозного воспитания человека. Несомненно, любое воспитание - это некоторое навязывание подростку определенного образа действий мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. Но у детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок не агностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку [17,13] Сегодняшнее поколение детей дичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет. Конечно, верить или не верить в Бога - это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но, по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра и тепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, не будет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего в наш век многим не хватает. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мистика. Религия. Наука. /Ред. Г.В. Смирнов - М.: Канон, 1998. 2. Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика - М.: Юнита, 2000. 3. Мень А.: История религии в поисках пути, истины и жизни. - М.: Инфра-М, 2001. 4. Основы религиоведения /Ред. А.В. Солдатова - М.: Высшая школа, 1994. 5. Марченков В. Г.: Начала православия. - М.: Петит, 1991. 6. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока - М., 1986. 7. Ан С. А.: Человек в религиях мира. - Барнаул, 1999. 8. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. 9. Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996. 10. Православие, современное образование и культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 1996. 11. Матяхина М. Р.: Православная церковь в культуре Алтая XVIII - начала XX вв. - Санкт-Петербург, 1997. 12. Ленсу М. Я.: Основы атеистического воспитания. - Минск, 1976. 13. Личность в церкви и обществе. - М., 2003. 14. Якунин В. Н.: Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны: // Педагогика. - 2003. - №3 - С.88 - 91. 15. Игумен Иоанн: Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика. - 1999. - №4 - С.15 - 21. 16. Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания. // Педагогика. - 1999. - №2 - С.76 - 81. 17. Куров А.: Школьное богословие. - М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|