реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религия и воспитание человека

реферат
ветская школа - непременное условие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно это структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты. [2,13]

Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации "Об образовании" не разрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создавать религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы.

Бесспорно, некоторые из достижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускают альтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические или религиозные) толкования, и учителю не следует умалчивать об этом. Школьнику, как правило, трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. учитель, на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. [2,15]

4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ

4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе

И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. [2,16]

С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы "Религия и ее памятники", Из истории религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др. [2,17]

Преподавание религиозных дисциплин в светской школе - дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к "Закону Божию". Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам - как атеистическая, так и религиозно-апологетическая.

Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по "Закону Божию" и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят.

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт. [2, 19]

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений - главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога - это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное - он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование - одно из важнейших по своей методологической значимости. [2,22]

Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы - неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе - не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23]

4.2 Православное образование

В прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это было свойственно всем ярусам социальной стратификации - от царской до простой крестьянской семьи. [15,16]

Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам истины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16]

Глубокое качественное изменение претерпевает современная школа под воздействием информационного бума и глобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня более доступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальную реальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиеся компьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом "медвежьем углу", смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальной научно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающими нас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушения традиционных связей между людьми - родственных, личностных, общественных. [15,17]

Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17]

Интересы, нужды духа, нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальную личность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамках рационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума.

Отсюда выводились исключительно важные для педагогики мысли:

Во-первых, человек в ней изначально рассматривался не только как существо физическое, но и как нравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Если человеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно есть источник слов, мыслей и дел, то последние составляют "нашу личную вину или нашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм и свободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования. Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитание имеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чем способствует овладению нравственной свободой.

Во-вторых, представление о человеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранить индивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность и особенность есть "нечто первоначальное и простое", недоступное научному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно, педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определенная тайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правом ребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принципов воспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществляться как субъект-объектные.

В-третьих, мышление было бы спокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи, которые "происходят в своем последнем основании не из влияний внешнего мира, а из влечений и неотразимых требований сердца" В связи с этим образование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80]

4.3 Принципы православной педагогики

1. При построении системы педагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике.

2. Современная педагогика при всем богатстве ее творческих исканий скованна узкими рамками педагогического натурализма, отвергающего участие высшего мира в развитии человека. Необходимо освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей, но и в формулировке его целей. Воспитание не может проходить мимо этого, не может отодвинуть в сторону участие в вечной жизни. Этим определяется существенно религиозная основа воспитания в целом.

3. Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека. Все это может быть понято правильно лишь при учении христианской антропологии об образе Божием в человеке.

4. Образ Божий в человеке не есть его природа, но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в товарном мире вне человека нет. Начало личности становится центром человеческой природы, в которой в силу этого все личностно, т.е. все восходит к духовному средоточию в человеке.

5. Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни и жизни эмпирической.

6. Развитие эмпирической личности в ребенке. Это развитие, осмысляемое в свете учения о духовном начале, иерархически связывающем все в человеке, должно служить цели спасения личности через освящение и преображение эмпирического естества.

7. Принцип всецелой личности в человеке позволяет формировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности - но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке.

8. Физическое воспитание не только оправдано, но и необходимо; даже больше оно священно как устроение жизни тела. Этот принцип дает основание для правильного понимания проблем физического воспитания в частности, устанавливает значение и границы спорта и иных форм физического воспитания.

9. Психическое развитие должно быть свободно от порождения тех тяжелых конфликтов, под бременем которых так страдает современный человек. Здесь с особенной силой выступает проблема воспитания дара свободы; послушание авторитету, могущее при правильном истолковании последнего быть проводником духовного здоровья.

10. Развитие характера как совокупности сил творческого социального осуществимого действования, как психофизической крепости, самообладания и жизненного творчества имеет, как и все в эмпирических задачах воспитания, инструментальное значение.

11. Вся проблема дисциплины в воспитании должна быть связана с учением об опосредствующей функции поведения и всей эмпирической жизни во внутреннем развитии человека. Существенный смысл дисциплины как частного выражения того, что нам дано вести детей и помогать им, заключается в развитии дара свободы, в постепенном освобождении духовных сил ребенка от плена случайных поверхностных его порывов.

12. Проблемы сексуального воспитания получают в воспитании эмпирической личности чрезвычайно серьезное значение. Если неверно видеть в начале пола источник духовной неустроенности человека, если бесспорно, что сублимация энергии пола расширяет творческие возможности человека, то все же данные современной психопатологии убеждают в том, устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности.

13. Социальное воспитание должно быть связано с идеей Церкви как благодатной соборности. Точно также и национальное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с родным народом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом, не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами во взаимоотношениях разных национальностей.

14. Моральное воспитание должно быть построено в линиях мистической морали, какую развивает христианство. Ни мораль благоразумная, ни мораль разума не преодолевают начала греховности, ибо не связывают служение добру с преданностью Богу. Подлинная моральная свобода лежит не в организации отвечающего закону добра поведения, а в свободе от самоутверждения, в восстановлении реального единения с Богом.

15. В духовном созревании огромное, а иногда и совершенно исключительное значение принадлежит эстетической сфере в нас. Использование эстетических сил в целях укрепления духовной жизни тем более важно, что современная жизнь проникнута эстетикой.

Эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам развлечения и игры, и высшую, служащую питанию души через приобщение души к красоте.

16. Интеллектуальное воспитание, развивая инициативу в уме, творческие силы, способность интуиции, должно развивать и удовлетворять потребность в целостном мировоззрении.

17. В религиозном воспитании основное место должно принадлежать развитию религиозного вдохновения, живой, свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви. [9,148-153]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе я рассмотрела тему религиозного воспитания человека.

Несомненно, любое воспитание - это некоторое навязывание подростку определенного образа действий мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. Но у детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок не агностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку [17,13]

Сегодняшнее поколение детей дичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет.

Конечно, верить или не верить в Бога - это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но, по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра и тепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, не будет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего в наш век многим не хватает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мистика. Религия. Наука. /Ред. Г.В. Смирнов - М.: Канон, 1998.

2. Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика - М.: Юнита, 2000.

3. Мень А.: История религии в поисках пути, истины и жизни. - М.: Инфра-М, 2001.

4. Основы религиоведения /Ред. А.В. Солдатова - М.: Высшая школа, 1994.

5. Марченков В. Г.: Начала православия. - М.: Петит, 1991.

6. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока - М., 1986.

7. Ан С. А.: Человек в религиях мира. - Барнаул, 1999.

8. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

9. Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996.

10. Православие, современное образование и культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 1996.

11. Матяхина М. Р.: Православная церковь в культуре Алтая XVIII - начала XX вв. - Санкт-Петербург, 1997.

12. Ленсу М. Я.: Основы атеистического воспитания. - Минск, 1976.

13. Личность в церкви и обществе. - М., 2003.

14. Якунин В. Н.: Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны: // Педагогика. - 2003. - №3 - С.88 - 91.

15. Игумен Иоанн: Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика. - 1999. - №4 - С.15 - 21.

16. Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания. // Педагогика. - 1999. - №2 - С.76 - 81.

17. Куров А.: Школьное богословие. - М., 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.