реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религия и воспитание человека

реферат
ля семейного и школьного воспитания одинаково неотвратимо и настойчиво встает один и тот же вопрос - вопрос о создании целостной религиозной структуры. Не об утопии невозможной святости идет дело, а лишь о подлинной, свободной и творческой устремленности к Богу. Наши грехи не смутят души ребенка, хотя и заполняют ее грустью - лишь бы она видела ни одни грехи, но и раскаяние в них. Дети так чутки, что они без слов, без внешних данных легко и быстро улавливают духовный мир взрослых. И если они живут в атмосфере искренней религиозной жизни - как легко и свободно загорается их душа любовью к Богу и Церкви! Детской душе так естественна, так нужна религиозная жизнь, что, если только она видит ее перед собой, она без всяких усилий отдается ей. Но для этого необходима здоровая духовная атмосфера, необходимо, чтобы вся жизнь искала освящения в Церкви. [9,169]

2.3 Роль детской религиозной литературы

Возможно, кто-то считает, что чтение сказок детям - буржуазная сентиментальность, попытка убежать от жестокой прозы жизни в мир фантазий. Но все же чтение детям подобных произведения составляет неотъемлемую часть воспитания детей в вере, поскольку в нем заключены силы, помогающие становлению детской личности, а именно ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой и духовной сторон. Чтение высоких образцов детской религиозной литературы ни в коем случае не должно заменять ни регулярного участия детей в богослужениях, ни чтения Священного писания в воскресной школе и дома, ни молитвы в кругу семьи. Богослужения, знакомство с Писанием и молитва - это основополагающие элементы воспитания ребенка в вере.

Может показаться, что дети принимая пассивное участие в литургии и в других богослужениях в церкви, слушая слова Писания в воскресной школе и видя, как дома молятся их родители, бабушки и дедушки, проявляют недостаточно интереса к этим сторонам жизни христианина. Дело в том, что услышанные слова дети на подсознательном уровне сохраняют в своих сердцах, в своих душах и мыслях вплоть до того часа, когда Богу будет угодно пробудить их к живой вере. Однако только этого не достаточно для воспитания ребенка в вере. Хорошая детская религиозная литература также нужна для становления личности ребенка и укрепления его веры. Маленький христианин, слушая интересные произведения, углубляет знания родного языка, что необходимо для понимания слов Священного писания. В Библии заключено слово Божье, облеченное в формы, доступные человеческому разуму.

3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ

3.1 Религиозная школа

В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.

Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.

Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов. [2,10]

В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника - монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]

Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало - к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования. [10,17]

К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.

Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.

Изучение "Закона Божия", церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали в начальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а в церковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходили обязательную церковную цензуру. Преподаватель "Закона Божия" был одновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]

Традиция святоотеческого воспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системе отечественного светского образования, хотя и опосредованно - через формирование парадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19]

3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви на алтае

Приоритетная роль церкви в историко-культурном развитии Алтая в
XVIII - в начале XX вв. определилась с одной стороны, потребностью государственной власти в универсальном проводнике своей политики в деле политического, социально-экономического, духовно-идеологического и культурного освоения Алтая, а с другой - заинтересованности церкви в процессе колонизации как благоприятной возможностью поправить свое экономическое положение и сохранить роль духовного источника.

Особая роль церкви определялась неоднородностью этнического и социального состава населения, многообразием настроений и идей входивших в него групп. Церкви отводилась важная роль в консолидации населения, а также в его духовно-нравственном воспитании. В экстремальной жизненной ситуации церковь являлась психологической и моральной поддержкой для переселенцев.

Просветительная деятельность православной церкви определялась как задачами религиозного, так и светского характера. При этом, если канцелярия горного начальства проводила политику подготовки в основном квалифицированных работников для рудников и заводов, то церковь видела свою главную задачу в распространении веры и знания среди всех переселенцев. Установлено, что механизм решения данных задач включал:

во-первых, создание сети учебных заведений для подготовки кадров священнослужителей, выполнявших не только свои прямые обязанности, но также функции учителя и врача;

во-вторых, формирование фондов литературы религиозного и светского содержания, комплектуемых из привозных и местных книг;

в-третьих, организацию библиотек и читален при храмах. [11,6-7]

3.2 Антирелигиозная школа

Длительное время советская школа являлась важнейшим звеном партийно-государственной системы атеизма. Весь процесс обучения и воспитания был направлен на формирования у выпускников непримиримого отношения к религии. Многочисленные атеистические методические пособия для учителей обществоведения и литературы, биологии и химии, физики и даже математики, разнообразные хрестоматии и популярные брошюры издательства "Просвещения" способствовали формированию "образа врага" из религии. Такой идеологизированный образ представлял собой своеобразную смесь враждебности и невежества. Антирелигиозная школа навязывала одностороннее представление о религии, отрицала связанную с верой высокую духовность.

Указания Министерства образования предписывали руководителям школ составлять планы антирелигиозной работы с учащимися, особенно с пионерами, комсомольцами и учителями, периодически проводить антирелигиозные мероприятия, создавать клубы и кружки атеистов, выпускать стенгазеты, высмеивающие религию, духовенство и верующих.

Учреждения культуры, средства массовой информации всячески поддерживали у детей и взрослых созданный из религии образ врага". Атеизм был господствующей официальной идеологией, и к началу "перестроечных преобразований" большая часть населения находилась под ее воздействием. Лишь немногочисленные общины верующих и их семейное окружение сохраняли религиозность. [2,11-12]

3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности

Атеистическое воспитание - целенаправленное, планомерно организованное воздействие на отдельного человека или на группу людей, обеспечивающее формирование у них научного мировоззрения и коммунистической морали, глубокой коммунистической убежденности и высокой социальной активности
.

Объект атеистического воспитания - вся масса трудящихся, прежде всего те, кто находится под влиянием религии и церкви.

Субъектом атеистического воспитания являются лектор, агитатор и пропагандист атеизма, которые выступают в качестве представителей коллективного субъекта Коммунистической партии. [12,74-75]

Чем же определяется эффективность атеистического воспитания? Очевидно, есть основание говорить не о каком-то однозначном признаке, а о системе критериев. Один из главных, общих критериев - это связь атеистического воспитания с жизнью, практикой коммунистического строительства. Под ним следует понимать прежде всего требование насыщения содержания атеистических выступлений соответствующими примерами, взятыми из жизни. Причем взятыми не ради иллюстрации и развлекательства, а как средство аргументации в доказательство разъясняемых идей, чтобы помочь трудящимся осмыслить явления современности, проникнуть в существо конкретных задач, стоящих перед обществом. Но самое главное состоит в том, чтобы атеистическое воспитание через все его формы практически побуждало людей к духовному совершенству, способствовало формированию активного атеистического общественного мнения, чтобы слово рождало дело. [12,79-80]

3.2.2 Принципы атеистического воспитания

1
. Принцип партийности и научности. Характерной чертой принципа партийности в атеистическом воспитании является непримиримость по отношению ко всем проявлением религии и суеверий. Религиозное воспитание порождает трагическую "раздвоенность души" у ребенка и молодого человека. Религия отравляет сознание детей и молодежи разжиганием фанатизма, воспитанием духа стойкости в вере, вплоть до самопожертвования. [12,94-95]

2. Принцип конкретно-исторического подхода в атеистическом воспитании. Требование данного принципа - необходимость исходить из конкретного общественно социального уровня, т.е. учитывать особенности данного исторического этапа развития. Применительно к атеистическому воспитанию это обозначает, что коммунисты вели борьбу с религией не абстрактно, а конкретно, подчиняя ее задачам революционного преобразования общества. [12,109-110]

3. Принцип сочетания позитивного и критического. Позитивное - созидательная сторона атеистического воспитания, которая идейно и практически обуславливает формирование научного материалистического, в том числе и атеистического мировоззрения человека и способствует развитию его социальной активности. Критическое - преодоление условий и причин существования религиозного мировоззрения. [12,135]

4. Принцип комплексного подхода. Принцип требует, чтобы воспитание было не узко религиозным, а подчиненным практическим задачам коммунистического строительства, органически взаимодействующим со всеми сторонами коммунистического воспитания, с жизнью и бытом людей. [12,147]

3.2.3 Духовное образование в россии в годы великой отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война - это был шок для советского правительства
. Ведь не Сталин обратился первый с обращением к народу. Первым человеком, который обратился к народу, был ничтожный, презираемый правительством старик - митрополит Сергий (Страгородский). Он не имея ни радио, ни других средств связи, в проповеди во время богослужения обратился к народу, призывая защитить Отечество. Вот тогда и поняли, что надо использовать моральную силу церкви. [13,217]

В годы Великой Отечественной войны меняется позиция советского государства по вопросу духовного образования. Церковь и верующие, проявившие себя как истинные патриоты Отечества, перестают рассматриваться в качестве противников.

14 июня 1944 г. состоялось торжественное открытие Богословского института и пасторских курсов в московском Новодевичьем монастыре. [14,88]

Первый же опыт знакомства с желающими подготовиться к пастырскому служению показал, что учебные планы и программы духовных школ должны были быть приведены в строгое соответствие с запросами современной церковной жизни и уровнем богословской и общеобразовательной подготовки лиц, поступающих в институт.

Отсутствие у поступающих основных сведений по вопросам вероучения побудило перестроить учебный план и создать подготовительный курс, первоначально названный огласительно-христианским училищем, а затем переименованным в пастырские курсы. Их целью было дать слушателям в течении года минимум знаний о православной вере, достаточных для поступления в Богословский институт. [14,89]

В 60-х годах началось новое преследование верующих, уничтожили 2/3 церквей, действующих при Сталине.

3.3 Светская школа

Идея светской школы - завоевание демократического и культурного развития человечества, давно утвердившееся в странах, где церковь отделена от государства, а государственные учебные заведения выведены из ее подчинения, а также из-под опеки религиозных конфессий. Таким образом, "светская школа" - это учебное заведение, нейтральное как к религии, так и к атеизму. В ней недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм или ритуалов. Учащимся гарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.