реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религиозные памятники Евпатории

реферат

Религиозные памятники Евпатории

18

Свято-Николаевский собор

Этот храм построен на месте старой греческой цер-кви. Он был заложен 11 июля 1893 года (по старому стилю) в память об освобождении города от англо-фран-ко-турецких войск и торжественно освящен 16 февра-ля 1899 года преосвященным Никоном, епископом Воль-ским. Здание, рассчитанное на две тысячи прихожан, проектировал архитектор А. И. Бернардацци. Оно по-строено в византийском стиле, с подчеркнуто большим, даже огромным куполом.

Протоиерей Яков Чепурин затратил на строитель-ство все личные средства, заложив домашнее имуще-ство, посвятил богоугодному делу всю свою энергию, всю душу -- и не дожил до освящения храма. Здесь, под стенами, осталась могила самоотверженного христиани-на; его именем названа церковно-приходская школа. Рядом с Чепуриным похоронен доктор Н. А. Оже, впервые научно обосновавший грязелечение -- дело, которым живет Евпатория сегодня.

По высоте, площади и по вместимости этот храм в настоящее время -- первый в Крыму. Уступает он лишь находящемуся на реставрации Владимирскому собору в Херсонесе. Первоначально собор замышлялся почти без росписи: белые стены, окна без витражей и светлое бе-зоблачное небо, с которого Христос глядит в широко раскрытые глаза прихожан. Только в 70-е годы XX века начали покрывать стены орнаментами.

Покровитель мореплавания и торговли Николай Угод-ник особо почитается бесстрашными и бесшабашными моряками. Более того, это единственный из святых, поминать которого бранным словом запрещает неписаный морской закон, что бы ни случилось на море. И военные моряки, и торговые, и даже богохуль-ники-пираты -- все, со времен зарождения христианства, почитали и почитают Николая Чудотворца. Многие хранят его образ в меда-льонах рядом с фотографиями близких. Традиция эта неотделима от Евпатории -- города морского и в прошлом купеческого.

Мемориальная доска слева от входа напоминает о посеще-нии собора российским императором. В мае 1916 года он при-был в Евпаторию на открытие госпиталя имени императрицы Александры Федоровны. Это был последний приезд августей-шего семейства в Крым. В собор Святого Николая приходил царь Николай, тоже причисленный теперь к лику святых.

В советское время служба в храме прекратилась, а в 1942 году немецкие оккупанты вновь открыли его, как открывали все молитвенные заведения (даже синагоги), -- лишь бы они рабо-тали против большевиков. Старожилы рассказывают, что на от-крытие пришли в парадной форме немецкие и румынские офи-церы. К торжественному моменту -- видно, это было угодно Святому Николаю -- с якоря сорвало большую донно-якорную мину (как потом выяснилось, времен первой мировой войны). Мина прибилась к берегу и, выброшенная волной на песок, взор-валась. В соборе взрывной волной выбило стекла; перепуган-ные румыны в ужасе повалились на пол, а немцы продолжали стоять, только сильно побледнели. Все, должно быть, подумали, что это действия партизан.

Кончилась война, прошли десятилетия. Постепенно менялось отношение власти к культовым сооружениям -- на них начинали смотреть как на объекты культурной ценности. Был даже проект позолотить купол Николаевского собора; исполком дал разреше-ние православной общине на закупку золота. Но началась инфля-ция, и золочение купола отложили на неопределенное время...

На прощание поглядим на крест, венчающий собор. В про-шлом он был вдвое больше, и на него смотрели, уходя от родного берега, труженики моря, искатели опасных, но, как видно, увлека-тельных приключений. Смотрели с надеждой.

Мечеть Джума-Джами

Краса и гордость Евпатории -- два ее минарета тоже слу-жат своеобразным маяком для тех, кто уходит в море. Они же помогают разобраться в лабиринте улочек «Старого города» и найти выход к набережной. Чтобы не заблудиться, нам тоже надо чаще поднимать голову и смотреть на эти минареты.

Считается, что мечеть Джума-Джами была построена Ход-жи Синаном ибн Абдулменнаном, одним из самых известных зодчих мусульманского мира. Мимар (архитектор) Синан ро-дился в деревне Аирнас в Малой Азии в семье греков-христи-ан. Полагают, что его настоящее имя было Христодулу. В 1512 году Синан был привезен в Стамбул и стал янычаром (так называли обращенных в ислам юношей, составлявших отборную пехоту турецких султанов). О жизни архитектора сложены ле-генды. Говорят, еще юношей Синану удалось во время военного похода, навести мост-переправу через болото, и за это султан назначил его старшим архитектором. Большего доверия заслу-живает другая история. В 1538 году во время военных действий в Молдавии Синан навел мост через реку Прут за тринадцать дней и тем заслужил высокую оценку султана Сулеймана I -- назначение главой имперских архитекторов. В этой должности Синан пробыл пятьдесят лет. Как военный инженер он строил мосты, акведуки, водопроводы, фонтаны, подземные ходы и кла-довые, как архитектор -- возводил мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи, приюты и дворцы. Он строил не только в Тур-ции. Шедевры Синана сохранились в Сирии и Македонии, Бос-нии и Герцеговине. За свою долгую жизнь Синан построил более четырехсот зданий (131 мечеть, 55 медресе, 19 мавзолеев, 7 библиотек, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань и множество других сооружений). Постройки Синана подчинены всепобеж-дающей логике геометрических форм. Они строгие, почти суро-вые снаружи, а внутри поражают разнообразием и обилием мно-гоцветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры».

В списке сооружений Синана мечеть Джума-Джами значит-ся под номером 77. Синан приступил к ее созданию в 1552 году и очень увлекся работой. Однако султан Сулейман отозвал архи-тектора в Константинополь для постройки собственной мечети. Синан не торопился покидать Гёзлёв, и тогда султан прислал нового гонца и напомнил, что сто лет назад другой зодчий был казнен за медленное исполнение султанского указа. Мечеть Джума-Джами достраивали ученики Ходжи Синана, а знаменитый ми-мар еще долго творил в других городах. На могильной плите великого мастера начертано: «...Этот искусный архитектор воз-двиг в 80 городах мечети и умер, прожив больше ста лет».

Исключительная по изяществу и простоте, рациональности и гармоничной возвышенности, мечеть Джума-Джами органично сочетает архитектурные формы Византии и мусульманского Во-стока. По красоте ей не было, да и нет равной в Крыму. Снаружи мечеть напоминает куб, увенчанный куполом, диаметр кото-рого 11 метров. Этот крытый свинцом купол прорезан пятнад-цатью большими окнами. Вокруг -- 11 куполов меньшего раз-мера. Гармоничное сочетание разновеликих куполов оживляет строгие формы строения. Высота мечети 22 метра. В здание ведет три хода: западный, восточный и северный. С запада и востока к мечети примыкают два минарета. В XVII веке они пострадали от землетрясения или бури, но позднее были восста-новлены. Высота их 35 метров.

Над минаретом установлен знак алем -- символ величия Аллаха. Под ним два кружочка: нижний -- наша земная жизнь, верхний -- жизнь потусторонняя. На балкончик минарета (шер-фе), украшенный орнаментом, ведет спиралевидная лестница с выходом точно на юг, в сторону Мекки, в сторону Каабы -- свя-щенного места, куда мусульмане совершают паломничество. Пять раз в день муэдзины призывали на молитву правоверных жителей средневекового Гёзлёва. В муэдзины обычно принимали людей с хорошим голосом и плохим зрением, дабы с высоты он не увидел чего-либо недозволенного (например, лица незнакомой женщины, запретного, как красивый цветок в чужом саду).

Внутреннее пространство мечети двумя рядами каменных столбов разделено на три нефа. На галереи второго этажа ведет каменная винтовая лестница, настолько узкая, что на ней не ра-зойтись двоим. На полуоткрытую высокую кафедру -- мим-бар -- ведут 12 крутых ступеней. Только мулла имел право подниматься по ним и обращаться к правоверным. В пятьдесят девять небольших окон различной формы льется ровный рассе-янный мягкий свет. Об убранстве Джума-Джами в ханские вре-мена мы можем только догадываться. Известно, что здесь хра-нился Коран, написанный первоклассным каллиграфом в 1314 году, то есть за 250 лет до сооружения самой мечети.

В небольшой арочке с фасада, которую называют михраб, служитель читает сурры из Корана, зазывая прихожан на мо-литву. В мечети тоже есть михрабная ниша с полочкой, где до революции хранились старинные фолианты и Кораны. Во вре-мя гражданской войны часть этих раритетов затерялась, неко-торые попали в музей. В мечети нет икон и скульптур: ислам запрещает изображать людей; передать чувства и мысли мож-но только символами. Треугольник -- глас Аллаха, четыре вертикальные черточки -- имя Аллаха. Цветовая гамма тоже говорит о состояниях души человека. Например, голубой озна-чает стабильность, зеленый -- верность. Не только поэты, но и архитекторы имели возможность передать свои мысли и чувства, рассчитывая на современников, а еще больше -- на по-томков, которые сумеют их понять.

Женщины проходили в мечеть по боковой лесенке на второй этаж и во время чествования ханов стояли за решеточкой (чилте-ром). Простолюдинки на церемонию не допускались. Когда при-езжал наместник султана, стоявших в мечети жен влиятельных особ старались задобрить, потому что они, выражая скрытую волю своих мужей (а иногда и собственную), могли дать понять, что новый хан не угоден городу. Кричать в мечети нельзя, но можно выразить свое несогласие дружным подергиванием плеч, чтобы в тишине храма раздавался перезвон золотых и серебряных украшений.

Так что возразить можно было, не раскрывая рта, и даже вынудить несостоявшегося хана вернуться в Турцию. За время существования мечети Джума-Джами здесь объявляли султанс-кий фирман (указ, дававший право на ханство) восемнадцати ханам, поэтому ее называли еще Хан-Джами. Претендента на ханскую власть вызывали в Стамбул, во дворец. Султан встре-чал его сидя; хан клялся султану в верной службе и целовал землю. В ответ султан держал речь о том, какую милость он ему дарует, назначая ханом, требовал покорности и заключал речь словами: «С этого времени ты должен быть другом моему другу и недругом недругу». Хану подавали соболью шубу, крытую парчою, и хан, надевая ее, целовал воротник шубы. Потом ему подносили дорогую саблю, украшенную драгоценными камнями. Хан опоясывался ею, кланялся в землю и выходил.

Собираясь в мечеть, женщины надевали много дорогих ук-рашений. На всякий случай. Если муж долго отсутствовал, не при-сылая вестей, или жестоко обращался с женой, она была вправе подать на него в суд, требуя наказания. Но нельзя и супруге забы-вать о своей зависимости. Ведь стоило мужу трижды произнести в мечети слово «таллак» (развожусь!), брак считался расторгнутым, и жена уходила к родителям, в чем стояла -- то есть, со всеми своими драгоценностями. Женщины верили (и вряд ли часто ошибались), что чем больше будет на них золота и серебра, тем серьезней, заду-мается муж, прежде чем произнести роковое слово.

Когда-то рядом с Джума-Джами был небольшой источник, под которым прихожане омывали руки и ноги; из него можно было испить чистейшей воды. Сейчас на этом месте растут дере-вья. У восточного минарета поставлены памятники турецким ге-нералам времен Крымской войны. Надо только суметь прочитать орнаменты на этих памятниках. Расцветший цветок означает вер-шину творческих возможностей, а надломленная веточка -- гибель в расцвете лет. Изображение чалмы над могилой означает, что покойный при жизни совершил хадж в Мекку. Здесь же из поко-ления в поколение хоронили служителей мечети, а один обелиск (черный) поставлен условно, в честь первого президента Крыма Намана Челеби Джахана, убитого большевиками в Севастополе.

В 70-е годы в городе пропали защитные ограждения вокруг многих учреждений и культурных объектов, но остался забор вок-руг мечети. Его охранительная функция подчеркивается симво-лом -- восьмиконечной звездой. Знак заимствован после прихо-да ислама в Персию и подавления зороастризма (восьмиконеч-ные звезды носили на своих плащах поддерживаемые государ-ством персидские маги -- астрологи). Говорят, что если убрать забор с этими охраняющими знаками, мечеть потеряет защиту от энергетических ударов. Впрочем, жизнь показывает, что даже са-мый обыкновенный забор лучше все-таки не убирать.

Небесный свет проникает в мечеть сквозь окна, украшенные витражами разного цвета: теплые тона льются с юга, символизируя весну, когда зарождаются жизненные планы, и лето -- время свер-шений. Холодные тона исходят с севера, напоминая о неизбежном часе подведения итогов. Пока ты молод, пока еще полон сил, сумей воплотить в жизнь благие дела, выполняя волю Аллаха! А потом, когда придет час, -- закрой глаза и спокойно жди его суда.

Я молюсь не в сторону Каабы

(школа-медресе)

Неподалеку от ханской мечети находилась школа-медресе, где мальчики обучались грамоте. Здесь учился Ашык Омер (1621-- 1707) -- известный поэт, паломник и путешественник, про кото-рого литературоведы говорят, что был он «Есениным средневе-ковья». Само слово «ашык» по-арабски означает «влюблен-ный». Родился Ашык в Гёзлёве, в семье скорняка. Он был единственным сыном, его любили, о нем заботились. Когда при-шло время, родители отправили сына в школу.

Дальнейшие факты судьбы поэта неразделимо переплелись с легендой. Она гласит, что мальчик учился плохо, над ним сме-ялись товарищи, его ругали учителя. И так устал он, что однаж-ды пошел на кладбище и стал призывать ангела смерти Израила, чтобы тот прекратил его никчемную жизнь. Долго молился мальчик, а потом, утомленный, уснул. Во сне явилась к нему с небес прекрасная гурия и вручила музыкальный инструмент -- саз. Она сказала, что молитва услышана Аллахом, что суждено Ашыку отныне быть первым среди избранных -- сочинять стихи и песни, да так, словно «низать жемчуга мудрости»! Будет он скитаться по белу свету и петь для людей о жизни и любви. На прощание небесная дева сказала: «Когда ты умрешь, Ашык, мы снова встретимся, уже не на земле, но в садах Фердевса, на небе. Там будет тебя ждать моя любовь».

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.