/b>Справедливо ли рассматривать взаимодействие силовых структур и РПЦ в качестве некого «клерикально-милитаристского заговора»? РПЦ - опирается на большинство населения страны. Эта же конфессиональная (или, точнее, этноконфессиональная) особенность пропорционально отражается и в кадровом потенциале силовых структур, являющихся частью общества. (Когда престиж службы в силовых структурах будет таким же как занятие бизнесом, адвокатским или платным медицинским делом, возможно, этноконфессиональный состав этих структур несколько изменится…) Поэтому не является случайностью совпадение интересов и соответствующих структур, и самой массовой Церкви России в решении ряда актуальных проблем общественного развития. Кроме того, РПЦ, выполнившая в истории нашей страны культуро- и государствообразующую роль, традиционно воспитывала своих последователей в духе любви как к Богу, так и к Отечеству. Патриотические традиции, опыт достойного сотрудничества с государством в заботе о своей стране и ее людях, - и стали тем основанием, на котором строится в рамках действующего российского законодательства взаимодействие РПЦ и силовых ведомств, в том числе и в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания. Наконец, взаимодействие силовых ведомств (и в частности МВД) в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания осуществляется не только с Русской Православной Церковью, но и с другими религиозными организациями, действующими в Российской Федерации. Этот факт в несколько искаженном виде признается даже в Ежегодном докладе Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2004 год: «Власти разрешили наличие православных часовен и священников в воинских частях. Отдельным протестантским группам также предоставляется ограниченный доступ на военные объекты, однако исламские богослужения запрещены, и призывникам из числа мусульман не предоставляется альтернатива блюдам из свинины и не выделяется время на ежедневные молитвы» См.: Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2004 год (доклад опубликован Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда 15 сентября 2004 года // http://www.usembassy.ru/embassy/religious_2004r.php (Сайт Посольства США в Москве)Справедливое и остроумное замечание относительно угрозы «клерикализации» силовых структур принадлежит протоиерею Димитрию Смирнову: «России можно только мечтать, когда ее армия достигнет уровня «клерикализации» Франции, Польши, а уж до уровня Греции или Соединенных Штатов за весь XXI век, наверное, нам не дотянуться, что грустно» Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. ( 2.08.2005 г.).Зарубежный опытЗа рубежом имеет место «устойчивая сакральная традиция в обществе, обусловившая объективную потребность в наличии военно-религиозных служб в армии» См.: Рыжов, Леонид. Служба капелланов: Социальные и правовые основы духовного окормления военнослужащих армий западных государств// Вестник военного и морского духовенства. - 2004. - № 1. - С. 92.Институты военного духовенства каждая страна строит исходя из тех традиций, которые характерны для исторического развития ее народа. Среди многообразия вариантов организации духовной работы можно выделить моноконфессиональную и поликонфессиональную системы. Первая характерна для армий мусульманских государств, для Израиля. Институт военного духовенства этой страны включает только раввинов, хотя в армии служат и представители других конфессий. Военный раввинат оказывает содействие исполнению религиозных служб военнослужащими христианского, друзского и мусульманского вероисповеданий. С этой целью офицеры военного раввината взаимодействуют со священнослужителями соответствующих вероисповеданий. Военный раввинат также оказывает содействие в исполнении религиозных обрядов военнопленным различного вероисповедания См.: Военный Раввинат Израильской армии// http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/13.htm.Как отметил военный атташе при посольстве Израиля в России полковник Миха Маргалит: «Израиль - еврейское демократическое государство, хотя религия, охватывающая все сферы деятельности еврейского общества, в значительной мере присутствует и в вооруженных силах» Цит. по: Сумбаев, Сергей. В военном раввинате только ортодоксы // http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_04.html (2005-05-27 16:05:00).«В Израиле наличие военного раввината вызвано религиозной сущностью самого государства. Кстати, подобным же образом действуют и войсковые имамы в исламских странах. Ведь для иудеев и мусульман религия - это свод законов, а религиозный деятель - знаток этих законов, который следит за их исполнением и помогает в их соблюдении» Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г.Основным назначением Главного военного Раввината и подчиненных ему структур является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением законов Галахи в армейских условиях. Кроме того, в дивизиях есть роты военного раввината, основным назначением которых является поиск и погребение военнослужащих, павших в бою, в соответствие со всеми требованиями иудаизма. В учебных заведениях - ешивот-хесдер изучение ТАНАХа сочетается с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Выпускники проходят службу в боевых частях и участвуют в боях См.: Шульман, Александр. Духовную миссию в израильской армии исполняет военный раввинат"// http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=775. (27 мая 2005 г.).В некоторых подразделениях молитвы проводятся после утреннего кросса. Тогда религиозные солдаты идут на молитву, а остальные - на уборку территории. Обычно после этого количество религиозных солдат возрастает… См.: Сумбаев, Сергей. В военном раввинате только ортодоксы // http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_04.html (2005-05-27 16:05:00).Наиболее распространенной в наши дни является поликонфессиональная система, означающая, что институт военного духовенства включает представителей различных исповеданий. (Кстати именно таковым был институт военного духовенства в дореволюционной России.) К этому типу относится, например, американская военно-духовная система. «Всего в ВС США - около 2500 офицеров-капелланов (1200 из них - в резерве и Национальной гвардии), представляющих более 120 религиозных конфессий» Тиранов, Александр. Слово Божье на поле боя // http://nvo.ng.ru/printed/forces/2003-01-17/3_god.html.Среди капелланов есть и православные Так, например, источник The Orthodox Church. - Crestwood, 1997. N 4. P. 4. сообщает о православном протоиерее (РЗПЦ) о. Павле Савчаке, который служил капелланом полиции Сент-Луиса и Сент-Луисского международного аэропорта. (См.: Протоиерей Павел Савчак // http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_122.htm). и иудеи Иудаистский капеллан Армии США готовится к войне// http://www.sem40.ru/warandpeace/military/hero/3889/., и католики и т.д. Капеллан должен заботиться о духовных нуждах военнослужащих, независимо, как от их вероисповедания, так и от своего собственного. Среди капелланов есть представители необычных религиозных меньшинств. Так, в штате Висконсин в одну из тюрем строгого режима назначена капелланом женщина, исповедующая языческий культ викканства (Wiccan), официально называющая себя ведьмой. Однако ее деятельность будет иметь некоторые ограничения: заключенным тюрьмы - приверженцам сатанизма и других культов, исповедующих насилие, не будет позволено исповедоваться перед новым капелланом В США ведьма стала капелланом тюрьмы для особо опасных престпуников//http://www.pora.ru/cgi-bin/go.pl?to=http://lenta.ru/oddly/2001/12/08/witch/&week=200149&id=1320_view. (8.12.2001г.).В вооруженных силах США корпус капелланов имеется в каждом виде вооруженных сил. Такие службы строятся по командному принципу. (Один капеллан приходится примерно на 700 человек.) Капеллан американской армии в первую очередь - помощник командира по религиозной работе, имеющий офицерское звание и оказывающий помощь солдатам, независимо от вероисповедания. В его обязанности входит укрепление психологической устойчивости военнослужащих. Религиозная поддержка также оказывается семьям военнослужащих, сотрудникам министерства обороны, гражданскому персоналу, госпиталям, гауптвахтам, образовательным учреждениям. Некоторые капелланы проходят специальное обучение и подготовку на курсах семейной жизни, больничного пасторского образования и гражданского обучения. Если он не может обеспечить требуемую поддержку солдату, принадлежащему к особой вере, капеллан должен запросить помощь со стороны, обращаясь по команде См.: Сергей Сумбаев. Мы выше межконфессиональных различий //http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_02.html (Красная звезда. -11 декабря 2003 г .).В армии Германии доминирует представительство католической и лютеранской церквей. Священник в бундесвере помогает воспитывать солдат и не дает им почувствовать себя оторванными от дома См.: Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г.Комплектуется военно-религиозная служба за счет представителей тех конфессий, которые исторически доминируют в обществе и органически ему присущи. Ранее штатную должность капеллана в британской армии могли занимать только представители христианских конфессий. Также имелась договоренность с иудейской общиной Великобритании, представитель которой работал в рядах британской армии безвозмездно. Так как в наши дни около 740 военнослужащих Великобритании исповедуют буддизм, индуизм, ислам или сикхизм, командование Вооруженных сил Соединенного Королевства планирует привлечь к службе в армии священнослужителей, исповедующих эти религии ВC Великобритании планирует привлечь к службе в армии священнослужителей, исповедующих буддизм, индуизм, ислам и сикхизм// http://www.russiancourier.com/news/2005/10/21/40648/.В Литве капелланы работают и в местах лишения свободы как штатные сотрудники, помогающие администрации исправительного учреждения в религиозной, социальной и педагогической работе с заключенными См.: В Вильнюсе прошла конференция тюремных капелланов// http://www.baznica.info/modules.php?name=News&file=print&sid=537 (14/03/2005).В Эстонии среди христианских капелланов появился мусульманин Эстонская армия обзавелась капелланом, исповедующим ислам// http://islam.com.ua/news/2435/. (19.09.2005).В Латвии планируется создать службу капелланов для полиции с целью поднятия морально-этического уровня сотрудников правоохранительных структур. Соответствующее предложение в 2005 г. подано министром внутренних дел на рассмотрение Кабинету Министров и уже получило одобрение Глава МВД намерен создать в полиции службу капелланов// http://www.life4god.com/modules.php?name=Life4God_Press&op=modload&file=news&d=2005-09-26&n=3 (26.09.2005 04:50).После распада Советского Союза и расширения НАТО на Восток, командование Североатлантического блока активно способствует появлению института военного духовенства у новых членов и союзников. В 2002 г. генеральный капеллан вооруженных сил США в Европе полковник Дж. Стеферо заявил, что его страна готова оказать помощь Грузии по созданию в армии института капелланов и организовать для этого подготовку грузинских военных священников в США в специальном учебном центре по подготовке капелланов. Грузинская сторона, благосклонно приняв идею в целом, отметила, что такую подготовку сможет осуществить и на родине США готовы помочь грузинской армии по части капелланов // http://www.newsru.com/religy/17dec2002/georgia_capellans.html 17 декабря 2002 г., 10:36.Недавно в Словении при помощи НАТО была создана служба капелланов. Само создание института военного духовенства в Словении осуществлялось столь активно и быстро, что в руководстве НАТО «даже, кажется, забыли поставить в известность о создании такой службы Ватикан, то есть пошли в обход священноначалия» Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. ( 2.08.2005 г.).ЗаключениеИтак, нуждается ли Россия в патриотическом воспитании, в осуществлении которого силовые структуры сотрудничали бы с религиозными организациями? Безусловно, да. Как было отмечено ранее, в стране есть реальные предпосылки и опыт военно-религиозного взаимодействия. Формирование общественного единства, престижа силовых структур, законопослушания - это условия выживания страны в условиях динамично развивающегося мира. И в этом свою важную роль сумеют выполнить Русская Православная Церковь и традиционные религиозные организации народов нашей страны.Перечень используемой литературы 1. Текст «Соглашения Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве» за подписью Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Нургалиева и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17 ноября 2004 г. 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные Общероссийские чтения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: Информационный бюллетень № 2 (ноябрь). - М., 2001 3. Текст Соглашения Красноярской Епархии РПЦ и Сибирского юридического института МВД России о сотрудничестве, подписанный 12 августа 2005 г. 4. Подписано соглашение о сотрудничестве между Тверской епархией и Тверским филиалом Московского университета МВД//http://religion.sova-center.ru/events/13B7335/13B7DDD/60E7329. (27.09.2005 17:56) 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52 (29 декабря). 6. Смирнов Димитрий. Церковь и Армия// Вестник военного и морского духовенства. - 2004. - № 1. 7. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны // Христианские чтения. - 1996. - № 12. // http://www.spda.ru/reading/12php 8. Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада// Религия, церковь в Росси и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - № 9-10. - М., 1997 9. Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. ( 2.08.2005 г.) 10. Сагитова, Наталья. Религию надо знать, но нельзя навязывать // http://www.tatar.ru/?DNSID=f7b3cd76abde288136211019c65335ce&node_id=1185&full=1010 (Официальный сервер Республики Татарстан). (Газета "Щит и Меч", 9-15 октября 2003г.) 11. Иванов Д. Сон разума рождает чудовищ// http://vip.lenta.ru/fullstoiy/2004/04/16/religion/ 12. Понкин И.В. Анализ доклада Н. Митрохина «Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета “Основы православной культуры” в программу средних школ». Ч. 2 // http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104021101164628&id=205053113460816 (26. 07. 05 г.) 13. Решитесь не веровать.// http://www.atheism.ru/library/Other_33.phtml 14. Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. ( 2.08.2005 г.) 15. Рыжов, Леонид. Служба капелланов: Социальные и правовые основы духовного окормления военнослужащих армий западных государств// Вестник военного и морского духовенства. - 2004. - № 1. 16. Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г. 17. Шульман, Александр. Духовную миссию в израильской армии исполняет военный раввинат"// http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=775. (27 мая 2005 г.) 18. Тиранов, Александр. Слово Божье на поле боя // http://nvo.ng.ru/printed/forces/2003-01-17/3_god.html 19. Иудаистский капеллан Армии США готовится к войне// http://www.sem40.ru/warandpeace/military/hero/3889/
Страницы: 1, 2, 3
|