реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религиозные организации и силовые структуры: совместное воспитание патриотизма

реферат
). Религия любого народа, ставшая духовной основой его культуры и ключевым интегрирующим фактором, всегда была с ним и в победах, и в поражениях.

Примером тому служат события времен Великой Отечественной войны. РПЦ, выполнившая отнюдь не второстепенную роль в становлении и развитии страны и ее культуры, к 1941 г. как организация была практически разгромлена: множество священнослужителей и мирян были уничтожены или находились в лагерях, государство препятствовало выбору патриарха, закрыты духовные школы, разгромлено множество храмов.

Тем не менее, с первых дней войны Церковь немало делала для победы. Не случайно, в 1943 г. советское государство во многом облегчило положение религиозной организации, оказавшей значительную роль в патриотическом сплочении общества.

Параллельно происходила смена интернационально-атеистического на патриотическое (даже умеренно религиозное) направление в идеологии. Такая перемена была обусловлен рядом причин.

В их числе: 1) очевидная неэффективность искусственной революционной идеологии, неспособной должным образом объединить население в тылу и воинов на фронте для отпора врагу; 2) жизненно важная задача пробудить патриотические чувства у населения; 3) фактически сложившаяся с первых дней Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Московской Патриархии.

Главной же причиной было то, что в церкви вновь увидели опору государственности и единения общества. Согласно этим же обстоятельствам произошло обращение к отечественным национальным и патриотическим традициям, что прослеживалось во всех областях - «от культурно-исторической до религиозной.

В процессе завершения перехода от интернационального к национально-патриотическому курсу церкви отводилась роль катализатора и цементирующего компонента» Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны // Христианские чтения. - 1996. - № 12. // http://www.spda.ru/reading/12php.

Большинство священнослужителей поддерживало патриотический дух советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, способствовало партизанскому движению. В проповедях осуждалось дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами, измена Отечеству приравнивалась с изменой вере. Немало священников, монахов сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах. Подвиги многих из них были отмечены орденами и медалями.

4). Православие и другие традиционные религии народов России пользуются огромным авторитетом у населения. Стоит согласиться с мнением о том, что Церковь и армия - это те институты нашего общества, которые пользуются наибольшим доверием у населения. Кроме того, армия и Церковь - это наиболее патриотично настроенные и организованные части нашего общества См.: Там же.

Институт военного духовенства обладает значительными возможностями в сфере воспитания личного состава, нормализации психологического климата в подразделениях.

Не случайно в силовых структурах многих стран мира огромное внимание уделяется институту капелланов, призванному способствовать предотвращению нарушений дисциплины, присяги, суицидов, и других негативных явлений.

Помимо этого военное духовенство организует и проводит работу с гражданской молодежью по пропаганде службы в армии и других силовых структурах.

5) Наконец, сотрудничество силовых структур с религиозными организациями в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания и профилактики правонарушений не противоречит ни нормам международного права, ни законодательству Российской Федерации.

Участие объединений граждан (в том числе и объединений верующих граждан) в решении общих проблем является признаком гражданского общества и правового государства. Такое участие ни в коей мере не нарушает принцип светского государства и право граждан на свободу совести.

Как свидетельствует современная мировая практика, духовно-нравственная подготовка и патриотическое воспитание служащих в армии и полиции имеет место во многих странах мира. О серьезном общественном и государственном отношении к своим религиозным традициям говорит сам факт наличия в силовых структурах Великобритании, Германии, США, Израиля и многих др. государств военно-религиозных служб, призванных осуществлять нравственно-патриотическое воспитание и удовлетворять религиозно-духовные потребности сотрудников Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада// Религия, церковь в Росси и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - № 9-10. - М., 1997. - С. 25.

Какую же помощь Церковь может оказать Армии и другим силовым структурам? «Во-первых, возвращение к истинному национальному самосознанию. Должно вернуться ощущение огромного престижа служения в Армии… денежная мотивация ни в коем случае не увеличивает ни ответственность, ни качество воинского труда.

Должны быть совершенно другие мотивы. И вот в возрождение этих принципов русский священник обязательно должен потрудиться. И еще чего от нас ждет Армия - что священники с помощью армейских воспитателей помогут если не решить, то начать решать проблему и суицида, и неуставных отношений». Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. ( 2.08.2005 г.).

Проблема многоконфессиональности

Многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они являются сердцем народов, мирно сосуществовавших в течение многих столетий, обладающих общими интересами и одним Отечеством.

Противники сотрудничества утверждают, что очень опасно разделять армию по конфессиональному признаку. На первый взгляд, звучит вроде бы убедительно. Но давайте детально взглянем на проблему.

Во-первых ситуация в армии такова, что хуже, как говорится, некуда.

Во-вторых, Россия уже не столь многоконфессиональна, как бывший СССР. Подавляющее большинство верующего населения остается этнически русским и по вероисповеданию православным. Мусульмане составляют около 20%, католики, иудеи и протестанты -- вместе около 3,5% от всего населения. Количественно, военное духовенство разных конфессий должно быть представлено в той же пропорции. Так это было в России до 1917 г., и такая же ситуация имеет место в армиях цивилизованных стран.

Возникает вопрос: не начнутся ли религиозные войны в армии? Все, конечно, возможно, но насколько это вероятно? Никаких системных конфликтов между православием и исламом, несмотря даже на военные действия и терроризм на Кавказе, не возникает.

Это тот редкий случай, когда уместно вспомнить евразийскую природу России. Кроме того, все традиционные религии имеют очень сходные заповеди: уважай человека, не вреди, не воруй, не развратничай. Многое, конечно, зависит от культуры проведения реформы. Но это общий фон нашей жизни.

Подтверждением тому служит опыт многих европейских стран, история института военного и морского духовенства в дореволюционной России и, а также современные примеры межконфессионального сотрудничества в решении общих для всей страны проблем.

Так, в 1999 году «по инициативе министра внутренних дел Республики Татарстан А. Сафарова за круглым столом в МВД собрались не только руководители силовых ведомств, деятели культуры и искусства, но и представители двух основных религиозных конфессий Татарстана: архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий и председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман-хазрат Исхаки». Итогом «круглого стола» стало подписание соглашения о сотрудничестве между МВД РТ, Управлением исполнения наказаний МЮ России по РТ и представителями всех основных конфессий, зарегистрированных в республике конфессий Сагитова, Наталья. Религию надо знать, но нельзя навязывать // http://www.tatar.ru/?DNSID=f7b3cd76abde288136211019c65335ce&node_id=1185&full=1010 (Официальный сервер Республики Татарстан). (Газета "Щит и Меч", 9-15 октября 2003г.).

Заместитель начальника Управления кадров МВД Татарстана Эдуард Усманов отметил: «Мы прекрасно понимаем степень влияния религии на людей. Это мощный инструмент воспитания преданности Отечеству и верности долгу. Представители православия и мусульманства - постоянные гости на всех наших мероприятиях, будь то праздник Дня милиции Татарстана или другие торжественные мероприятия.

А взять проводы сотрудников, убывающих для несения службы в Северо-Кавказском регионе. Благословение духовных лиц, обязательно присутствующих при каждой церемонии - очень большая моральная поддержка. Оно не только привносит особую торжественность, оно дает сотрудникам определенный настрой, надежду. Тем более когда они покидают дом для работы в горячей точке.

В повседневной жизни сотрудников милиции представители религиозных конфессий тоже играют большую роль. Они участвуют в жизни каждого подразделения,- в программах обшественно-государственной подготовки и в рамках работы университетов культуры, которые решением коллегии МВД РТ созданы в каждом органе и подразделении внутренних дел с начала 2000 года» Там же

О светскости государства

При этом религия не навязывается сотрудникам и не ущемляется право граждан на свободу совести.

Тем не менее, идея социального партнерства религиозных организаций и органов внутренних дел в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания, несмотря на очевидную перспективность и широкое признание во многих странах мира, принимается далеко не всеми.

Критики подобного сотрудничества чаще всего ссылаются на возможную клерикализацию общества и активные социальные инициативы Русской Православной Церкви (РПЦ). В постсоветский период нередко повторялся прогноз о надвигающейся клерикализации общества, угрожающей российской демократии, формирующемуся гражданскому обществу и его светскому характеру.

Вот пример одного из аргументов в пользу такого утверждения: «Наше государственное руководство почти в полном составе по большим религиозным праздникам охотно позирует перед телекамерами в храмах со свечками в руках... И все-таки - светское ли у нас государство?» Иванов Д. Сон разума рождает чудовищ// http://vip.lenta.ru/fullstoiy/2004/04/16/religion/.

«Несветскость», «клерикальность» государства определяется, конечно же, не позированием тех или иных официальных лиц перед телекамерой на фоне храма.

В действительно клерикальном государстве доминирующая религиозная организация оказывает непосредственное влияние на: 1) внешнюю и внутреннюю политику страны; 2) на законодательство; 3) экономику; 4) культуру; 5) гражданское состояние населения; 6) на систему образования, определяя ее содержание и структуру.

В современной России ничего подобного нет и быть не может: во-первых, это противоречит российскому законодательству; во-вторых, ни одна из религиозных организаций официально не выдвигала требований о получении статуса государственной религии (по этому поводу, кстати, достаточно познакомиться с программными документами крупнейших российских конфессий).

«Толкование светскости государства как требования полного отказа от учета в деятельности государства реальной картины национально-культурной и религиозной идентичности населения России является совершенно необоснованным, представляет собой искаженную трактовку светскости государства» Понкин И.В. Анализ доклада Н. Митрохина «Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета “Основы православной культуры” в программу средних школ». Ч. 2 // http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104021101164628&id=205053113460816 (26. 07. 05 г.)

Вместе с тем, светское государство вовсе не является государством атеистическим.

Кстати, атеисты довольно критически отзываются о сотрудничестве религиозных организаций (в частности, РПЦ) с силовыми структурами. Вот пример материала, размещенного на одном из атеистических сайтов: «Клерикализация России происходит, когда РПЦ сращивается с армией и иными силовыми структурами, для чего ещё в 1994 г. Церковь заключила соглашение с Министерством обороны, а в 1996-97 гг. - договоры о сотрудничестве с МВД, ФАПСИ, Федеральной погранслужбой и т.п., - так что теперь даже приём в курсанты Суворовского училища происходит не где-нибудь, а под стенами всё того же ХХС !» Решитесь не веровать.// http://www.atheism.ru/library/Other_33.phtml.

(Уточним, аббревиатура ХХС означает «Храм Христа Спасителя - амбициозное и уродливое сооружение», как охарактеризовал памятник национальной воинской славы, посвященный победе нашего народа в Отечественной войне 1812 г. тот же источник Там же

Стремление воспитывать граждан РФ в духе верности воинскому долгу, свойственное традиционным религиозным организациям народов России, также подвергается своеобразной «критике». Патриотические устремления российских религиозных организаций в таких случаях обозначаются как «современный русский православный милитаризм» или «воинственный милитаризм современных лидеров московского православия» См.: Из комментария Якова Кротова - ведущего программы Радио Свобода "С христианской точки зрения" к беседе Елены Фанайловой с главой отдела общественных связей МВД России генерал-лейтенантом Александром Толкачевым и заместителем главы синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиереем Алексеем Зотовым. // Сайт Радио Свободы.

Аналогичные тенденции зарубежных религиозных организаций обозначаются более толерантно, объясняя это тем, что «во многих государствах Европы и Америки христианское духовенство … давно уже распрощалось с патриотическим милитаризмом» Там же

Совпадение интересов

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.