реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Раскол русской церкви в середине XVII века

реферат
p align="left">После того, как дело переписки книг оказалось у приезжих, сторонники старины выступили под флагом «хранителей древнего благочестия». Сказалась приобретенная в Смутное время непримиримость к любому покушению на старорусскую православную традицию. Исправление церковных текстов по греческим образцам вольно или невольно ставило под сомнение канон русских православных святых. Реформа Никона зачеркивала решения Стоглавого собора 1551 года, закрепившего приверженность «старине», бросала тень на традицию школы Сергия Радонежского, делавшей акцент на особый характер русского православия, его отличие от византийского. С точки зрения исторических фактов, были правы Аввакум и его товарищи: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, пересмотрев в XII веке обрядовые нормы. Что касается исправления священных книг, то у греков погрешностей и ошибок встречалось не меньше, чем у русских.

Никон после отстранения московских правщиков священных текстов пригласил не только киевлян, но и иностранцев, среди которых выделялись Паисий Лигарид и Арсений Грек. Показательно, что Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином, а Лигарид за симпатии к католичеству был отлучен константинопольским патриархом от православной церкви. Никону удалось привлечь на свою сторону некоторых представителей высшего клира русской православной церкви: Дмитрия Ростовского, Иллариона Рязанского, Павла Сарского и др. Симеон Полоцкий, его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин объявляли духовное наследие Руси не имеющим особой ценности. Отрицалась вся сумма привычных идей и обиходных аксиом, в незыблемости которых было уверено все русское население. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты.

Полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Аввакум и его соратники старались действовать силой логики. Их противники, бывало, прибегали к прямым подлогам (каким было, к примеру, пресловутое «Соборное деяние на еретика Мартина»). Возможность компромисса была мизерной -- столь сильный накал приобрела полемика. Кроме того, победа никонианам была фактически гарантирована: за ними стояла государственная власть. Царь Алексей, несмотря на его истовую религиозность, не препятствовал Никону в сломе прежнего церковного уклада. По косвенным данным, за реформой скрывалась надежда Алексея встать во главе всего православного мира. Старообрядцы восприняли Алексея как вероотступника, что подтверждает характеристика, данная царю протопопом Аввакумом: «Отеческое откиня, странное противоборство возлюбиша, извратишася».

Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа. Было непонятно, чем оказался плох привычный уклад, освященный временем. В 1667 году соловецкие монахи подали челобитную Алексею Михайловичу, в которой сквозило явное недоумение: «Учат нас новой вере, якоже мордву или черемису... неведомо для чего». Настроения людей выразились в словах Аввакума: «Выпросил у бога светлую Росию сатана да же очервленит ю кровию мученическою». Старообрядцы опирались на мнение народа, приводя в споре с никонианами аргумент: «Глас народа -- глас божий». В ответ на это один из лидеров новообрядчества Карион Истомин усмехался: «Мужик верещит».

Реформа проводилась с элитарных позиций, сбрасывала со счетов народный дух православия. Никониане ставку делали на «внешнюю мудрость», представляя суть полемики как конфликт между знанием и невежеством. Староверы же старались доказать, что в конфликт вошли интеллект и дух. Для них главным было нравственное совершенство. Аввакум говорил, что в нравственном смысле все равны -- «от царя до псаря». С элитарностью, избранничеством был связан и отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, что затрудняло для рядовых верующих доступ к истине. В дониконианской же культуре царила демократичность. Исправление древнерусских книг по иноземным меркам в глазах традиционалистов выглядело пренебрежением «мужичьей» культурой.

Реформа проводилась с помощью насилия. Никон был склонен к бескомпромиссности и прямолинейности. Он стремился поднять церковь над светской властью и основать в России главенство церкви. Строптивость Никона приводила к странным выходкам в его поведении: он отказался от патриаршества, а затем заявил о своем возвращении: «Сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный». И царю, и клиру надоели капризы Никона -- он был лишен патриаршества. Но к моменту отречения Никон успел внести в проведение реформы дух крайнего радикализма. Она проводилась деспотичными, жесткими, грубыми методами. Старые богослужебные книги отбирались и сжигались. Происходили целые побоища из-за книг. Миряне и монахи тайком уносили их в тайгу и тундру, уходя от преследований. Люди говорили: «По этим книгам столько русских праведниками и Божьими угодниками стали, а теперь они ни во что считаются». Оппозиция реформе проявилась повсеместно: во Владимире, Нижнем Новгороде, Муроме и других городах. Из Соловецкого монастыря раскол распространился по всему Северу. Протест против поспешных новшеств охватил многие слои населения. «Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! -- возмущался Аввакум. -- Которые Апостолы научили так? Не знаю! Мой Христос не приказал нашим Апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицей в веру приводить». Сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя силой заставить людей веровать.

До раскола Русь была духовно единой. Разница в образовании, в быте между различными слоями русского общества была количественной, а не качественной. Раскол произошел в тот нелегкий момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки подходов к культурным связям с Европой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», то есть как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений. Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью, больше -- с земными нуждами. Они в определенной степени эмансипировались, у них появилось больше материального практицизма, желания совладать со временем для достижения быстрых практических результатов.

В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обратиться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.

Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека -- носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

Список использованной литературы

1.Аввакум. Из книги Толкований. Толкование на Псалом XL1V // 2.устозерская проза. - 122 с.

3.Аггеев К. Исторический грех. -- М.: Истоки, 1907. -- 148 с.

4.Айвазов И.Г. Новая вероисповедная система русского государства. -- М.: Верность, 1908. -- 69 с.

5.Айвазов И.Г. Обновленцы и староцерковники. -- М.: Верность, 1909. -187 с.

6.Алабовский М.П. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. - Киев: Киевское православное религиозно-просветительское общество, 1912. -- 32 с.

7.Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -- М.: Политиздат, 1991. -- 398с.

8.Архиепископ Василий (Кривошеин). Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды, 1968. - № 4. - С. 18.

9.Баделин В.И. Золото церкви: Исторические очерки. Изд. 2-е. -- Иваново: Рыбинское подворье, 1995. -- 400 с.

10.Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. -- М., 1993. -- 205 с.

11.Бакаев Ю.И. История государственно-церковных отношений в России. Учебное пособие. -- Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 1994. -- 84 с.

12.Белов А.В. Правда о православных «святых». -- М.: Наука, 1968. -- 167 с.

13.Беляев А.Д. Самодержавие и народовластие. - Сергиев-Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1906. -- 54 с.

14.Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -- М.: Книга. 1991. -- 446 с.

15.Гараджа В.И. Религиеведение. Учебное пособие. -- М.: Аспект Пресс,1995. -- 351 с. (Изд. 2-е).

16.Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. -- Л.: Лениздат, 1984. -- 287 с.

17.Грабарь И. История русского искусства. - М.: ИДДК, 2005. - Т. VI. - С. 492.

18.Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви (Историко-библиографический аспект). -- М.: Манускрипт, 1998. -- 92 с.

19.Древнерусское искусство XVII век. - М.: Истоки, 1994. - С. 7.

20.Дьякон Федор Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братиям по вере // Пустозерская проза. - М., 1989. - С. 231.

21.История религий в России. Учебное пособие. Под. ред. Н.А. Трофимчука. -- М.: РАГС, 2001. -- 591 с.

22.История религий в России. Учебник. -- М.: Издательство РАГС, 2001.

23.Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - Т. 1-2. - Репринтное издание.

24.Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.I - II. Репринтное воспроизведение. YMKA-PRESS. Париж. 1959. - М.: Наука, 1991. - 704 с. и 576 с.

25.Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет // Живое предание: Православие в современности. - Париж, 1937. - С.34.

26.Карташев А.В. Церковь и национальность // Путь. - 1934. - №44. - С.7.

27.Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: история и современность. -- М.: Знание, 1988. -- 64 с.

28.Ключевский В.О. Соч.: В 9 т.т. - М.: Мысль, 1990. - Т.VI. - С.54-55.

29.Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. - М.: Мысль, 1991. - Т. 3. - С. 275.

30.Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В 9-ти т. Т.3. - М., 1988. - С.258-259.

31.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. -- М.: Интерфакс, 1995. -- 348 с.

32.Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов: Х век -- 1917г. -- Минск: Беларусь, 1984. -- 255 с.

33.Красников Н. П. Русское православие: история, современность. -- М.: Московский рабочий, 1988. -- 75 с.

34.Красников Н. П. Православная этика: прошлое и настоящее. -- М.: Политиздат, 1981. -- 96 с.

35.Красников Н. П. Русское православие, государство и культура (мировоззренческий аспект). -- М.: Знание, 1989. -- 62 с.

36.Крывелев И. И. История религий. Т. 1, 2. -- М.: Мысль, 1975. (Изд. 2-е, 1988).

37.Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры ХVII-ХVIII вв. - М., Истоки, 1990. - 234с.

38.Майков Л. Н. Симеон Полоцкий о русском иконописании. - СПб., 1889. - 354 c.

39.Мейендорф Иоанн. А.В.Карташев - общественный деятель и церковный историк // Вопросы истории. - 1994. - №1. - С.171.

40.Никольский Н. М. История русской церкви. Изд. 4-е. -- М.: Политиздат, 1988. -- 448 с.

41.Никольский В. А., Новицкий А. П. История русского искусства. - М.: Эксмо, 2007. - Т. 4. - 407 с.

42.Основы религиоведения. Учебник. Под ред. И.Н. Яблокова. -- М.: Высшая школа, 2000. -- 480 с.

43.Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л.: Наука, 1984. - 206 с.

44.Панченко А.М. Слово и знание в эстетике Симеона Полоцкого // Труды Отдела древнерусской литературы. XXV. - М., 1970. - С. 236.

45.Пекарский П. П. Материалы для истории иконописания в России. - Изв. Археол. об-ва. Т. V, вып. 5. - СПб., 1865. - С. 320-329.

46.Полоцкий С. Вертоград многоцветный // ПЛДР. Т. 13. С. 110.

47.Полоцкий С. Псалтырь рифмотворная // ПЛДР. Т. 12. С. 159.

48.Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу (вступит. ст. и комментарии Е. С. Овчинниковой) // Древнерусское искусство. XVII век. - М.: Просвещение, 1964. - С. 33.

49.Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. Учебное пособие. -- М.: ББИ, 1996. -- 408 с.

50.Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., Истоки, 1990. - С.116.

51.Пушкарев С.Г. Роль православной церкви в истории России. -- 2-е. изд. -- Нью-Йорк: Посев, 1985. -- 121 с.

52.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. -- СПб.: Лань, 1999. -- 432 с.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. -- М.: Центр, 1997. -- 201с.

53.Религия в истории и культуре. /Под. ред. М. Г. Писманика. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -- 430 с.

54.Речь Карташева о IV Вселенском Соборе, принявшем догмат Боговоплощения: Карташев А.В. 1500-летняя годовщина IV Вселенского Собора // Православная мысль. - 1953. - Вып.IX.

55.Русак В. (Степанов). История Российской церкви. Со времени основания до наших дней. -- Джорданвиль, 1993. -- 580 с.

56.Русская силлабическая поэзия XVII-XVIIIвв. - Л., Истоки, 1970. - С.189.

57.Свенцицкая В. Произведения Ивана Рудковича // Искусство. - 1964. - № 6. - С. 65, прим.

58.Сперовский Н. А. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. - 1893. - сентябрь-октябрь. - С. 330.

59.Степанов П.М. Русское православие: правда и вымыслы. К 1000-летию введения христианства на Руси. -- Краснодар: Книжное издательство, 1988. -- 95 с.

60.Субботин, I--IX -- Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. И. Субботина, т. I--IX. М., 1875--1890.

61.Сычев Н. Икона Симона Ушакова в новгородском епархиальном древлехранилище // Сборник памяти 25-летия ученой деятельности Д. П. Айналова. - СПб., Истоки, 1915. - С. 96.

62.Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. - М., Киев: Киевское православное религиозно-просветительское общество,,1955. - 205 с.

63.Успенский Б.А. Избранные труды. Т.II. Язык и культура. - М., Истоки,1994. - 688 с.

64.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.).- М.: Гнозис, 1994. - 240 с.

65.Филимонов Г Очерки русской христианской иконографии София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. - М., Истоки, 1876. - С. 131.

66.Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж, 1937. - С. 58.

67.Фуров В. Г. Грани наследия. (О сохранении памятников истории и культуры). -- М.: Советская Россия, 1985. -- 175 с.

68.Чудовский. Эпиграмма на Симеона Полоцкого // ПЛДР. Т.12. С. 214 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.