p align="left">Согласно представлениям древних египтян началом мира был хаос, водная пучина, из которой появились боги, создавшие землю, небо, людей и животных. С этих пор богом-демиургом становится Солнце. Древнегреческая религия. Характерными особенностями этой религии были: одухотворение и одушевление явлений природы (анимализм) и связанные с ними человекоподобные боги, трактовка их поведения с помощью мифов. По мнению греков, все, что их окружало, было населено божествами. В период господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими богами во главе с отцом людей и богов - Зевсом. Древнеримская религия в большей мере отображена в римской мифологии, создававшейся под влиянием греческой. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ древнеримской троицы - Юпитера, Юноны и Миневры. Со временем древнеримская религия приобретает более синкретичный характер. Древнеиранская религия известна под названием парсизм, маздаизм, зороастризм (последнее название связано с именем основателя религии Заратустры, Зороастра). Это классическая дуалистическая система взглядов, которые возникают в VII ст. до н. э. В священной книге зороастризма «Авесте» представлены основные идеи этой религии: мир - это арена борьбы двух непримиримых сил (Ахурамазды и Ангра-Манью), воплощающих добро и зло. В этой борьбе участвуют люди, наделенные свободой выбора, и именно от них зависит окончательный итог этой борьбы. Культ зороастризма, основанный на вере в бессмертие души, загробную жизнь и конец света, связан с поклонением священному огню как очищающей силе. Эта религия сохранилась и в наше время (парсы в Индии и огнепоклонники в Иране), но не имеет широкого распространения. Древнеиндийская религия - это совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникли во 2 тыс. до н. э. Известны два этапа развития древнеиндийской религии: · Ведический (Веды - священные тексты), представленный многочисленным пантеоном и разработанной системой жертвоприношений; · Брахманский (выделяется каста духовных учителей - брахманов), когда появляются комментарии к ведам (Брахманы, Араньяки и Упанишады), а мир согласно этому учению управляется законами кармы (воздаяние), под влиянием которой происходит реинкарнация (переселение душ). Конечной целью верующего в брахманизме является освобождение от бесконечных изменений своих состояний (сансара). Среди этнических религий современной Индии выделяют: индуизм, джайнизм, сикхизм. Индуизм сформировался в середине І тыс., н. э. в результате слияния ведической и брахманской традиций с заимствованием религиозных и философских идей брахманизма (карма, сансара, реинкарнация, мокша). Среди множества богов наиболее почитаемые «тримурти» - (триада) - Брахма, Вишну и Шива, воплощающие три основные функции - создателя, охранителя, разрушителя. В индуизме отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии обеспечивается институтом жречества. На данном этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в Пакистане, Малазии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки. Джайнизм возник в Индии в VI ст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии. Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает признание существования двух изначальных оснований мира - духовного и телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только человеку предоставлена возможность преодолеть карму. Сикхизм - (ученик, последователь) возникает в результате синтеза некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV - нач. XVI вв. Основатель гуру (учитель) - Нанак, пытавшийся объединить индусов и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а все явления и человек в том числе - проявление божественной силы. Единственный путь спасения - путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом юогослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К» (длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет). Форма организации сикхизма - община, а последователи сикхизма в основном сосредоточены в штате Пенджаб (Индия). Среди национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство. Даосизм (дао - путь) возник примерно в VI в. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» - это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д. Конфуцианство основано Конфуцием в VI в. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного веления», где «небо» - это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» - «жень» - человеколюбие, «и» (долг), «ли» - нормы поведения, «чжи» - знания, «синь» - верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» - почитание родителей. Традиционная религия японцев - синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VII вв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле - императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм - культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто - храм Ясукуни в Токио, а священная книга - сборник легенд «Кодзики». Иудаизм - религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев: · вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию); · вера в ангелов и демонов; · вера в первородный грех; · вера в богоизбранность еврейского народа; · вера в приход мессии (спасителя); · вера в наличие договора между богом и еврейским народом; · вера в загробную жизнь; · вера в воскрешение из мертвых. Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся: · трехкратная ежедневная молитва; · празднование субботнего дня; · обрезание мальчика на седьмой день после рождения; · ритуальное омовение; · кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища; · магические обряды и ритуалы, магические предметы. Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе. Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста - каббала и хасидизм. Важнейшим этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести: · межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности); · утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения; · основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества; · формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»; · прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания). Буддизм возник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути». «Благородные истины»: · Жизнь - это страдание; · Причиной страдания являются желания («жажда жизни»); · Избавление от страданий связано с избавлением от желаний; · Существует путь избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает: 1. Правильное стремление - понимание четырех истин; 2. Правильное стремление - решительность действовать согласно истин; 3. Правильная речь - отказ от лжи, грубости и т. д.; 4. Правильное действие - не вредить живым существам и т. д.; 5. Правильный способ жизни - честность в отношении средств к существованию; 6. Правильные усилия - настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.; 7. Правильные мысли - основанные на следовании благородным истинам; 8. Правильное сосредоточение (медитация) - достижение внутреннего покоя. Этот путь Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от крайностей в поведении. Целью буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание», «блаженство», «умирание»). В конце І в. до н. э. - І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления:хинаяна (узкая колесница) проповедует «узкий» путь спасения и махаяна («широкая колесница») - «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за пределами Индии- ваджраяна, тибетский буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы китайского и японского буддизма - это секты чань и дзен, центром учения которых является утверждение о возможности достижения мгновенного просветления (сатори). Христианство возникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно. Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация). В 325 г. на Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные положения христианской веры и состоящий из 12 догматов: · вера в единого бога, существующего в трех ипостасях; · вера в боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии; · вера в искупительную жертву Иисуса Христа; · вера в воскрешение Иисуса Христа; · вера в вознесение Иисуса Христа; · вера в бессмертие души; · вера в существование ада и рая; · вера в небесную расплату за богоугодную жизнь на земле; · вера в единую святую, соборную и апостольскую церковь; · вера в необходимость крещения; · вера в воскрешение из мертвых; · вера в приход Царства Небесного для праведников и вечных мук для грешников. В культовой практике христианства выделяют 7 основных таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние (исповедь), брак и елеосвящение (соборование). В большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение. Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Его исповедуют около 1 млрд. человек в более чем 120 странах мира. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, а священной книгой - Коран (чтение). Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно преданию был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого Бога-Аллаха; в ангелов; во все книги божьи; всех посланников Аллаха; в конец света; предопределение; воскресение из мертвых. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и для страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столбов веры»: · исповедание веры - произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед - посланник божий»; · ежедневная пятикратная молитва; · пост в месяц рамазан; · обязательная благотворительность (закят); · паломничество в Мекку (хадж). Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения - суннизм (от Сунна - сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда) и шиизм (партия). Преобладающее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Америки. 3 Нетрадиционные религииНетрадиционные религии представляют собой типологическое социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине ХІХ в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло несколько сотен. Вторая волна нетрадиционных религий охватывала США и Западную Европу в конце 60 - начале 70 годов. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и СССР началось их широкое распространение в бывшей ГДР, в России, в Украине и других странах СНГ. Нетрадиционные религии - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающееся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений. Новые религиозные движения - религии, стремящиеся к радикальному обновлению существующего мира и современного человека; религии оппозиционного характера, занимающие мироборческие и богоборческие позиции; религии, не приемлющие существующий мир и ищущие ему замену. І Обновленческие религиозные движения - (Новый век; «Форум»; макробиотика Осавы; теософия и антропософия; церковь Объединения Муна; культ Порфирия Иванова; неоязычество и т. д. Религиозные движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. В обновленческих религиозных движениях можно выделить два основных типа нетрадиционных религий: · в первом доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций индуизма, дзен-буддизма, тантризма и суфизма. Сюда же можно отнести теософию, агни-йогу Рерихов. В объединениях этой направленности люди стремятся повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с окружающими, на первый план выдвигаются экологические проблемы. · во втором речь идет о приходе аватары или о появлении мессии, поскольку считается, что усилий простых людей (даже праведников) недостаточно для спасения мира (культ Порфирия Иванова, неоязычество. ІІ Оппозиционные религии характеризуются прежде всего отчужденным отношением к миру, непримирим противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола. Приверженцы этих религиозных движений не стремятся усовершенствовать окружающую реальность, а 1. уходят от нее в волшебный и мифический мир фантазий (поклонники американского писателя Г.Ф. Лавкрафта и произведений английского профессора Дж.Р. Толкена); 2. пытаются противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью магии и колдовства (неооккультизм, неошаманизм); 3. пытаются заручиться поддержкой определенных сакральных объектов, вера в которых связана с совершенно иными религиозными традициями (культ дьявола, уфологические группы); 4. наиболее радикально настроенные представители оппозиционных религий проповедуют осмысление действительности и решение проблем современного мира, установив прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в традиционных религиях (сатанинские, оргаистические, мистериальные культы и секты). ІІІ Альтернативные религии-не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом. Для них вся общественная система, весь образ жизни современного человека представляются неприемлемыми, их недостатки - неисправимыми, а царящее зло - неискоренимым. Из альтернативных религий можно выделить два основных типа: · последователи первого типа видят в духовной трансформации земного мира конечную цель глобального исторического процесса («битнический дзен»; «Революция Иисуса», «наркотическая революция»; «Дети Бога», «богородичный центр»; «Церковь Последнего Завета»; Христа-Виссариона; белое Братство (ЮСМАЛОС) и т. д.; · лидеры религиозных объединений, принадлежащих ко второму типу, провозглашают необходимость ухода в некий потусторонний сакральный мир, и в этом случае либо люди бросают свои дома, имущество, родных и отправляются в условленное место, где ожидают конца света либо община совершает коллективное самоубийство, моделируя апокалиптическую катастрофу (массовое отравление членов «народного храма» в Гайане, самосожжение адептов «Храма Солнца» в Швейцарии и Франции). Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией: светской или церковной. Общими элементами, характерными для всех нетрадиционных религий являются: синкретический и универсалистский компонент нетрадиционных культов; особая роль харизматического лидера; утопические программы сакрального совершенствования человека и общества; надежда на чудодейственное разрешение всех трудностей современной цивилизации и отдельного человека.
Страницы: 1, 2
|