реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы типологизаций религии

реферат

Принципы типологизаций религии

1 Принципы типологизаций религии

Изучая природу и эволюцию религии, мы можем выделить два основных подхода - конкретно-исторический и теоретический. Задачей первого подхода является сбор фактов о прошлом религии, описание и анализ их, выяснение особенностей функционирования религиозных феноменов и конкретных социальных условий. Этим занимается собственно история религии. Второй подход, реализуемый через историософию религии, направлен на выяснение общей логики религиозного процесса, сравнение и классификацию религиозных феноменов, выяснение общих закономерностей, характеризующих эволюцию религии от примитивных форм к развитым религиозным системам мирового масштаба.

При анализе эволюции религий необходимо учитывать и то, что религия существует в контексте сложной структуры общества, и трансформации этой системы естественно вызывают изменения и в религии в целом и ее отдельных элементов (культ, организация, вероучения).

Таким образом, религия является не только историческим феноменом, но и социальным. Общественно-историческая природа религии выражается не только в том, как сохранились в ее новых формах прежние религиозные проявления, но и в исторической обособленности самого существования религиозных представлений в сознании людей.

По мнению большинства религиоведов основные движущие силы эволюции религии находятся в ней самой. И эта эволюция характеризуется такими закономерностями как:

1. трактовка идеи сверхъестественного как абстрактного;

2. религиозный синкретизм (смешение, соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом процессе, например - японский синтоизм);

3. глобализация общественной жизни, глобализующая и религиозный процесс, что ведет к размыванию этнических границ религии (например -мировые религии);

4. этизация и индивидуализация религий (религии все более выступают как сверхъестественным образом санкционированные, моральные системы, акцентирующие внимание на индивидуальной жизни человека и межличностных отношениях);

5. повышение роли субъективного и сознательного факторов, деятельности творцов религии.

Изучение эволюции религии, модификации ее отдельных элементов с учетом ее социально-исторической природы предполагает сведение отдельных эмпирических данных в единую целостную теоретическую систему. В связи с этим возникает процесс о принципах типологизации религий (классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам). Проблема типологизации религий является одной из самых сложных в религиоведении теоретических проблем, поскольку ни один из предложенных принципов классификации не является общепринятым и имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Нормативные классификации (Ф. Аквинский, Э. Фромм, большая часть теологов) разделяют религии на истинные и ложные. Ф. Аквинский предложил разделять религии на природные, истины которых человеческий разум открывает самостоятельно и религии откровения, опирающиеся на божественную истину. Э Фромм, в зависимости от направленности религии либо на внеположенные ценности, либо на человека, различает религии авторитарные и гуманистические;

Классификация, основанная на географическом расположении религиозных общин (в основном в работах по сравнительному религиоведению) имеет статистический характер, не раскрывая при этом сущностные аспекты религии. Чаще всего встречается следующее деление:

· классические религии Древней Греции и Рима;

· племенные культы народов Черной Африки;

· религиозные системы Океании;

· религии Африки (американских индейцев);

· религии Индии (джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм);

· религии Ближнего Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство, ислам);

· религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм).

Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три расы и религии: семитская, арийская и туранская.

Морфологический (эволюционный) подход к классификации религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм.

Феноменологический подход к классификации (Г.Ван дер Леув) основывается на содержательных характеристиках религии, выявляя формальное сходство религиозных структур. Отсюда и сформулированные типы религий: «религии борьбы» (зороастризм), «религии величия и унижения» (ислам), «религии любви» (христианство).

Социологический подход к классификации (Р. Белла) основан на степени дифференциации системы религиозных символов. Изучая систему символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия Р. Белла выделяют пять этапов: примитивный (исчерпывается ритуалом и мифом), архаический (неолитические религии Африки, Полинезии и религии бронзового века), исторический (иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам), раннесовременный (протестантизм эпохи Реформации и другие схожие движения), современный (сдвиг к пониманию религии как поиску личностных этических принципов).

В марксистской традиции выделяют несколько подходов (религии доклассового и религии классового общества; родоплеменные - национально-государственные и мировые религии).

Многообразие предложенных классификаций еще раз доказывает сложность и неоднозначность изучаемого феномена - религии, калейдоскоп ее форм и способов функционирования.

2 Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий

Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита - 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития.

Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.

Общая характеристика родоплеменных религий:

· поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы);

· отсутствие профессиональных служителей культа;

· культ вождя;

· система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов, посвященных духам.

Магия (колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию, любовную или половую магию, промысловую магию, аграрную магию. С развитием общества нормы магии становятся более разнообразными: гончарная, спортивная, учебная и т. д. К магиям имеет отношение и система табу (запретов) как способ защиты от негативных влияний. Магия сохранилась по сей день и как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.

Фетишизм (талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения - амулетами, талисманами - могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги), и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).

Анимизм (душа) - вера в существование идеальных двойников у материальных предметов, объектов и процессов. Анимистические образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.

Тотемизм (его род) - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) - воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Некоторые исследователи считают, что элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).

Земледельческий культ - система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам земледельческого культа можно отнести:

· духи, считающиеся ответственными за урожай, занимают ведущее положение;

· ведущая роль женщины в религии (особенно в период матриархата);

· система человеческих жертвоприношений;

· идея смерти и воскрешения духов;

· идея о жизни душ в Царстве Небесном.

В современных религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово - праздник рождения духа Солнца).

Шаманизм - вера в возможность шаманов (люди, отмеченные «шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалось также умение предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в религиозной сфере, мужчин.

В отличие от родоплеменных религий национальные складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. При этом народностно-национальные религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ разных исторических типов религий. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса. Для народностно-национальных религий характерна:

· детальная ритуализация обыденного поведения людей в традиционных формах (организация приема пищи, гигиенические правила, омовения и т. д.);

· строгая система религиозных предписаний и запретов;

· иерархичность в сфере духов;

· формирование и становление учения о загробной жизни;

· специализация культовой деятельности (появление отдельного сословия служителей культа);

· формирование религиозных организаций.

К народностно-национальным религиям относятся как ранние формы (древнеиранские, древнеегипетские, древнеиндийские), так и более поздние (зороастризм, греческий и римский политеизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм).

Религии древнего мира, как правило, были политеистичными. Со временем складывается пантеон богов с выделением и особым почитанием одного из богов, который обычно ставится во главе пантеона. Таким образом, постепенно происходит процесс персонификации божеств.

Древнеегипетская религия сложилась как система политеистических верований и культов Древнего Египта в IV тыс. до н. э. В каждой области Египта были свои пантеисты и культы богов, воплощенных в небесных светилах, деревьях, камнях, животных, птицах и т. д. Позднее местные божества группируются в виде триад во главе с богом -демиургом. Особое место в древнеегипетской религии занимают представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земном. Характерной чертой этой религии является обожествление животных (бык, корова, баран, крокодил, кошка, сокол и т. д.).

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.