реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные направления деятельности Римско-католической церкви

реферат
p align="left">Для нас это послание представляется особенно важным в данном контексте в связи с тем, что здесь Папа Иоанн Павел II много места уделяет отношению церкви к предпринимательству, к «предпринимательской экономике», особое внимание уделяет человеку, включенному в сложную сеть отношений современного общества. Как говорит Папа: «Человек есть Путь Церкви, а человеческий путь проходит через современность».

Идеал Иоанна Павла II является прямым продолжением того, что Лев XIII называл обществом дружбы, Пий XI - социальным милосердием, а Павел VI - цивилизацией любви.

При всех этих, казалось бы, далеких от жизни идеалов, идеал Иоанна Павла II достаточно земной и конкретный. Тот справедливый хозяйственный порядок, который одобряет католическая церковь в лице ее главы, есть «экономическая система, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики». Папа критикует системы, отрицающие свободный и личностный человеческий труд. Он определенно выступает против такой системы, «где свобода в экономической сфере не подчинена строгим нормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте и считали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной на нравственности и религии».

Свободная экономика получила полную поддержку со стороны католической церкви, хотя, как утверждают ее нынешние апологеты, экономика бизнеса никогда не будет ее нравственно удовлетворять. Сама по себе погоня за прибылью не может встретить сочувствие церкви, у рынка как такового нет своей нравственности, он просто зеркально отражает нравственность или безнравственность своих участников. И все же, как пишет Папа Иоанн Павел II, прибыль необходима, чтобы свободная экономика функционировала. Он осуждает потребительство, настаивает на том, что этика и культура первичнее экономики; для него религиозное, духовное является высшей реальностью. И если Иоанн Павел II предлагает вернуть экономике ее подлинную ценность, то его критика направлена скорее не на экономическую, а на этическую и культурную систему. Экономика предстает лишь как один из многих аспектов человеческой жизнедеятельности. Когда производство и потребление становятся смыслом жизни, считает Иоанн Павел II, следуя общехристианскому этическому постулату, «причину следует искать не столько в экономике, сколько в том, что социокультурная система ослабла, забыла о нравственности и, в конце концов, свела самое себя к производству товаров и удобств».

Христианское требование справедливо решать проблемы, вызванные индустриализацией, научно-техническими достижениями, незащищенностью трудящихся перед лицом тяжелых условий жизни и труда, общественных противоречий и конфликтов позволили теоретику католицизма Ф.Лелотту констатировать: «Достаточно ознакомиться с социальной доктриной католической церкви, чтобы убедиться, что она заключает в себе все преимущества коммунистической доктрины, не разделяя ее роковых недостатков».

Еще Папа Лев XIII в конце прошлого века осуждал идею, в основе которой лежит «зависть бедняков», которая побуждает к насильственному перераспределению богатства путем экспроприации собственности более богатых. Если бы намерения социалистов осуществились, писал Лев XIII в энциклике «Rerum Novarum», не подозревая, что его опасения вскоре сбудутся, «рабочие пострадали бы первыми», ибо согласно социалистическим лозунгам следует «грабить законных владельцев», ввести государство туда, где ему не место, и совершенно расстроить общественную жизнь».

Современная католическая церковь рассматривает труд и капитал как две необходимые и нерасторжимые стороны экономики, которые никоим образом нельзя противопоставлять друг другу. «Основа деловой экономики - свобода человека, осуществляемая в экономической сфере так же, как во многих других», замечает Иоанн Павел II.

Католическая церковь подтверждает роль прибыли в предпринимательстве, признавая ее законность. Более того, она не настаивает на том, что заниматься бизнесом следует бескорыстно, прекрасно понимая тщетность таких положений. Католицизм в лице Папы Иоанна Павла II настаивает на необходимости учета человеческого и нравственного факторов в интересах самого бизнеса.

Обладание собственностью, получение прибыли в бизнесе можно и нужно подвергать нравственной оценке. Она заключается в том, способствуют ли собственность и прибыль расширению цикла обмена и производства? Способствует ли бизнес развитию экономики «свободного труда, предпринимательства и участия?» Помогает ли он «цепочке солидарности»?

Иоанн Павел II формулирует следующее правило: «Собственность на средства производства в промышленности ли, в сельском хозяйстве - законна и справедлива, если помогает работать с пользой. Однако она станет несправедливой, когда ничему не служит или мешает другим работать, стремясь к прибыли, порожденной не развитием совместного труда и общественным благосостоянием, а их недостатком или недолжной эксплуатацией, спекуляцией или нарушением рабочей солидарности. Такой собственности оправдания нет, это - злоупотребление перед Богом и перед людьми».

Наверное, самый рьяный защитник рыночной экономики вряд ли будет спорить с таким утверждением. Расточительное, бесхозяйственное отношение к природе - весьма плохой способ ведения бизнеса. Протекционизм и ограничения иной раз могут показаться выгодными на короткий срок, на ближайшее время, но, в конце концов, и это достаточно очевидно, такие меры подрывают ту самую систему, ради которой они были приняты.

Процесс, включающий в себя «инициативу и предприимчивость», заслуживает, с точки зрения католической церкви, внимательного и благосклонного отношения, потому что через него входит в жизнь истина о человеке, которую постоянно утверждало христианство. Источниками благ является земля и ее недра, но главный источник благ человека - сам человек.

Католическая социальная доктрина широко использует концепцию экономической культуры: ее составляют человеческие мнения, предрасположения, институты, модели поведения, мировоззренческие позиции, которые в совокупности своей инициируют развитие. Как считает американский исследователь Питер Берджер, «католическая церковь может играть весьма важную роль именно через влияние на экономическую культуру».

Бизнес, являющийся источником благ, требует знаний, умения, но требует не только этого. С точки зрения католичества, он требует добродетельного, нравственного отношения к своему делу. Иоанн Павел II весьма прагматично определяет важные требования, предъявляемые к бизнесу: «Этому способствуют такие важные добродетели, как прилежание, усердие, предприимчивость, осмотрительность, допускающая лишь разумный риск, верность в деловых и личных отношениях, а также и смелость, помогающая принять трудные, даже мучительные решения, без которых, однако, не сделаешь дела и не преодолеешь возможных препятствий».

Для бизнеса, действующего в условиях свободного рынка, требуется творческое начало. В свободной экономике в принципе нет работы бессмысленной и бесцельной. Католическая церковь не противопоставляет рынок морали. Она, скорее, сосредотачивает внимание на активной, действующей личности. Энергичность, инициативность, творческое начало, предприимчивость, трудолюбие, заставляющие рынок работать, способствуют функционированию рынка в направлении достойных целей. Добродетели, необходимые для бизнеса, включая «смелость в принятии трудных решений», являются добродетелями только в том случае, если люди принимают на себя ответственность за принятые решения.

Каждый из нас, прежде всего, - это активная личность, способная принимать решения и нести за них ответственность. Для деловых людей, говорит Папа Иоанн Павел II, «самый выбор - куда вложить деньги, в ту область промышленность или в эту - это выбор нравственный и культурный». При стабильных экономических и политических условиях дать людям возможность хорошо использовать свой труд определяется, среди прочего, добротой и доверием к Промыслу, которые свидетельствуют о человеческих достоинствах сделавшего свой выбор. Логика бизнеса, как считает католическая церковь, не является единственной логикой, какой следует руководствоваться при его ведении.

Современная христианская теология считает, что человек призван «соработать Творцу», не сомневаясь в Его воле. Как замечает Иоанн Павел II в Cenfesimus Annus, «то, что в Священном Писании сказано о судьбах Царства Божьего, относится и к жизни временных сообществ, которые ... несовершенны и непрочны. Царство Божие ... бросает свет на устройство человеческого общества, благодать же проникает в него и его животворит. Именно так легче увидеть, что общество должно быть достойным человека, и выправить его недостатки, и укрепить мужество, без которого нельзя работать для добра».

Если стать на такую точку зрения, то доверие Богу не есть пассивность, - оно, это доверие, есть «отвага на труд» ради изменения сложившейся неблагоприятной ситуации в этой области. Известное изречение гласит: мы должны молиться так, как если бы все зависело от нас. Католический теолог Ричард Нейхауз переиначил это изречение таким образом: «Мир настолько несовершенен, что разумное существо лишь тогда станет трудиться ради его благоустройства, если будет уверено, что все зависит от Бога».

Призывая к совершенству, католическая церковь благословляет все виды человеческой активности, направленные на служение людям. В хозяйственной деятельности такое служение сопряжено с удовлетворением потребностей людей, что, по сути, является основой рыночных отношений.

Первоисточником всякого блага является действие Бога, который сотворил и землю, и человека, и дал человеку землю, чтобы тот владел ею, трудясь на ней, и пользовался плодами ее. Но земля не даст плодов, если человек не ответит особым образом на этот дар Божий, другими словами, если он не будет трудиться. Вот как Папа Иоанн Павел II выражает отношение христиан к земле и труду на ней: «Используя разум, осуществляя свободу, человек трудом подчиняет себе землю и обращает ее в удобное обиталище. Так присваивает он часть земли - именно ту часть, какую приобрел работою; отсюда и берется личная, индивидуальная собственность».

Этим, по существу, и определяется отношение современной католической церкви к активной предприимчивой личности и предпринимательской деятельности.

Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.

Для современного католицизма характерен модернизм (II Ватиканский собор провозгласил политику «аджорнаменто»). При этом изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, вместо которого возникает развиваемое официальной "теологией культуры" понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении. "Теология культуры" является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под эгидой ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана.

Папа Иоанн Павел II совершил множество визитов в нехристианские страны, где участвует в местных обрядах и церемониях, воздает почести святыням, почитаемым в этих религиях (пример тому - визит в Индию, где папе на лице изображали мистическое открытие «третьего глаза», и где он провозгласил индуиста Махатму Ганди учителем церкви). Характерно обращение католиков к восточному духовному опыту - одна из монашеских конгрегаций занята «обменом опытом» с буддийскими монахами в практике медитации, а в Индии открываются «католические ашрамы», с наставниками гуру-католиками и с практикой «христианской» медитации. Этим стирается характерная грань между безликим пантеизмом восточных верований и личностной христианской верой. Постоянными стали совместные молитвы католических священнослужителей с представителями других религий, в том числе таких, которые традиционно оценивались в христианстве как язычество и служение бесам.

Заключение

Важную роль в процессе объединения всех религий играют отношения современного католицизма с иудаизмом. Папа Иоанн Павел II принес извинения иудеям за «христианские гонения на евреев», признал иудаизм религией, равноценной христианству, но еще более древней. Были изменены древнейшие богослужебные тексты, на основе Евангелия обличавшие иудеев за Богоубийство, почитаемые в католицизме святые, замученные иудеями, были «деканонизированы» (то есть их чтимые мощи были преданы земле, богослужения в их честь отменены). Вышеприведенные факты не имеют прецедента в истории христианства. Новое учение II Ватиканского Собора о природе Церкви вызвало недоумение многих католических богословов и иерархов. По мнению архиепископа Лефевра, новая версия католицизма после нововведений II Ватиканского Собора уже не является христианством.

Литература:

Основная

Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону, 2003.

Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. - М., 1997.

Энциклопедия для детей. Т.6. ч.2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX - XX веков. Религия и мир. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002.

Дополнительная

1. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004.

2. Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

3. Рассел Б. История западной философии. - М., 2000. - Кн.2. Католическая философия.

4. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2002.

5. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. - М., 1995.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.