реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные направления деятельности Римско-католической церкви

реферат

Основные направления деятельности Римско-католической церкви

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Религиоведение

Реферат

по теме №5: «Основные направления деятельности и социальное учение современной Римско-католической церкви»

Подготовил:

Студент 454 группы

Ровный Р.А.

Проверил:

Преподаватель

кафедры Г и СЭД

Стеклов Л.Г.

Белгород

2008

Введение.

Официальный курс католической церкви при папе Иоанне Павле II был направлен на сохранение основных церковных традиций при одновременной острожной модернизации позиции по ряду вопросов.

Мировосприятие Иоанна Павла II нашло наиболее полное отражение в юбилейной энциклике Фидес и рацио (Вера и разум), которую он выпустил в 1998 к двадцатилетию своего пребывания на Святом престоле. Иоанн Павел II провозглашает, что разум и вера должны идти рука об руку «в поисках истины», без которой «нет свободы». С другой стороны, папа по-прежнему настаивает на сохранении за Святым престолом высшего авторитета в вопросах веры и подвергает критике все реформаторские течения, в том числе и внутри католической церкви (в том числе «теологию освобождения»).

Символическое значение имели такие заявления, как реабилитация итальянского ученого XVII века Галилео Галилея и покаяние в связи со Святым годом. Галилея инквизиция преследовала за утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В ноябре 1992 года папа признал, что церковь ошибалась в «трагическом взаимном непонимании».

В январе 2000 года Иоанн Павел II в связи с началом Святого года выступил с заявлением Меа кульпа (Моя вина), в котором попросил у бога и людей прощения за ошибки и упущения, допущенные церковью в прошлом. В основу этой декларации лег документ Забыть и примириться, разработанный под руководством председателя конгрегации по вопросам веры кардинала Йозефа Ратцингера. В нем с сожалением говорилось о нетерпимости и насилии в отношении инакомыслящих, религиозных войнах и крестовых походах, «враждебности и недоверии многих христиан в отношении евреев». Заявление Меа кульпа было воспринято общественностью как историческое; пресса характеризовала его как самое значительное событие понтификата Иоанна Павла II. Выступая в 2000 в Иерусалиме, папа заверил еврейский народ, что католическая церковь «глубочайше сожалеет в связи с ненавистью, преследованиями и антисемитскими актами, когда-либо и где-либо совершенными христианами в отношении евреев».

Основные направления деятельности и социальное учение современной Римско-католической церкви

Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины, 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».

На Восьмом регулярном синоде епископов в 1990 году было впервые открыто поставлено под вопрос сохранение целибата - безбрачия католических священников. Однако в 1992 году папа подтвердил в апостольском послании, что отхода от этой нормы не будет. Еще раз об этом он заявил в послании ко всем священникам в апреле 1995 года.

Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 году взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962-1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994).

В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников.

В энциклике Эвангелиум витэ (Евангелие жизни, 1995) папа причислил аборт к прямому и добровольному убийству невинных людей. Он призвал к развитию новой «культуры жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты.

Католическая церковь при папе Бенедикте XVI

Консерватором и реакционером Ратцингер прослыл во время преподавания в Тюбингене (заметим, в городе со старыми протестантскими традициями), когда резко осудил студенческие беспорядки 1968 года. Но в Мюнстере (в городе с богатой религиозной историей) о нем шла слава реформатора Церкви, сыгравшего большую роль на Втором Ватиканском соборе.

В 1986 году он сурово осудил гомосексуализм и однополые браки. В 2004 году он заклеймил «радикальный феминизм» как идеологию, которая подрывает основы семьи и данные Богом различия между мужчиной и женщиной. Ратцингер резко выступает против разводов, браков гомосексуалистов, клонирования - в защиту ценности жизни и недопустимости абортов. Его позиция по ряду вопросов стала официальной позицией Ватикана.

Незадолго до своего избрания главой Ватикана в Германии вышла в свет книга Ратцингера, в которой он предлагает консервативный путь развития Церкви, «возращение к истокам» и считает европейское христианство спасением для цивилизации на континенте.

Новый понтифик, в частности, недоволен так называемым «мультикультурализмом» - смешением разных культур, которое наблюдается сейчас в разных странах Европы.

25 января 2006 года Ватикан опубликовал первую энциклику, составленную Папой Римским Бенедиктом XVI. Она называется «Бог есть любовь» (Deus caritas est) и посвящена проблемам любви (латинское слово caritas можно перевести как любовь-милосердие, жалость, братолюбие, оно идентично греческому понятию agape) Приводится по: http://www.religio.ru/news/12036.html (Текст датирован 25 декабря 2005 года).

Текст состоит из 78 страниц, он разделен на две части и официально предназначен для чтения всеми католиками.

В первой части понтифик предлагает свои философские и теологические рассуждения о любви в различных аспектах, включая плотский. Автор называет любовь даром Бога, но призывает «не опускать любовь до простого секса» и определяет брак между мужчиной и женщиной как осуществление их истинной судьбы.

Вторая часть посвящена роли Церкви, которая через милосердие демонстрирует свою любовь к человечеству и миру. «Милосердие, - пишет Папа, - является проявлением любви Господа со стороны Церкви».

Социальное учение Римско-католической церкви представляет собой довольно пеструю мозаику общественно-политических, экономических и этических концепций.

Следует заметить, что у его истоков находится учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), а точнее, его этика Закона.

В последней четверти XIX в. это учение итальянского доминиканца было принято в качестве официальной философско-теологической доктрины католической церкви. В энциклике «Аетерни патрис» (1879 г.) Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского вечным и непререкаемым авторитетом.

Характерной чертой учения Фомы Аквинского явился синтез двух элементов, искони присущих христианству: религии любви и милосердия апостола Павла и св. Августина и религии Закона, что логично устранило дуализм Закона и Евангелия. Фома Аквинский сумел «примирить» богословие с быстро развивающейся наукой, найти рациональное доказательство истинности христианства. В его философии берут свое начало традиции т.н. «теологического рационализма», столь популярного и в наши дни.

Католицизм в лице немецкого теолога Майстера Экхарта в XIII веке проанализировал различие между двумя способами существования - обладанием и бытием. Выдающийся мыслитель считал, что институт частной собственности оправдан лишь в том случае, если он не служит эгоистическим целям, а способствует удовлетворению всеобщего благосостояния.

Для Экхарта нищета человека - понятие не внешнее, а глубоко внутреннее. «Тот нищ, - писал он, - кто ничего не желает, ничего не знает и ничего не имеет». Он, как и многие другие теологи-католики, полагал, что бытие означает быть активным, деятельным, энергичным, то есть продуктивно использовать свои человеческие потенции.

Экхарт иногда использует символ бега, чтобы подчеркнуть деятельный характер бытия: «Бегом устремляйтесь к миру! Человек, который бежит, который пребывает в состоянии бега, устремлен к миру, - это святой человек. Он постоянно бежит, движется и ищет умиротворения в беге». Как считает известный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм, уделивший большое внимание концепции Экхарта «бытие-обладание» в книге «Иметь или быть?», в этической системе немецкого теолога высшей добродетелью человека является состояние продуктивной внутренней активности.

Многие мыслители средневековья, писавшие после Абеляра, Аквинского и Экхарта о христианской этике (Антонин Флорентийский, Бернард Сиенский и некоторые другие), относились к росткам капитализма с неизменным сочувствием.

Таким образом, уже средние века подготавливали почву для того в целом благосклонного отношения к предпринимательству, которое характеризует современную католическую церковь.

Социальная доктрина католицизма впитала в себя как учения «отцов церкви» периода раннего средневековья, так и социальные и политические доктрины наших дней.

В современном виде социальное учение католической церкви начало складываться в конце XIX в., а точнее с 1891 г., когда Папа Лев XIII выступил с энцикликой «Rerum Novarum» («Новые вещи»). Папские энциклики обычно адресуются епископам, всем верующим католикам, «всем людям доброй воли». С этих пор содержание энциклик, все сказанное и написанное Папами по социальным проблемам входит в определенную традицию, с ее учетом и следует рассматривать последующие выступления глав католической церкви, которые не могут действовать, абстрагируясь от жизненных проблем своей паствы.

Впрочем, Папам трудно (а может быть, и невозможно) было сохранить свое влияние, игнорируя интересы масс и в гораздо более ранние времена, особенно после раскола церкви в XVI в. и в период последующего бурного развития протестантизма.

Развитие социального учения католической церкви идет с нарастающей скоростью. Три предшественницы папской энциклики «Cenfesimus Annus» (1991г.) за последние десятилетия явились определяющими для католического социального учения - «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961) и «Pacemin in Terris» («Мир на земле», 1963) Иоанна XXIII, а также «Populorum Progressio» Павла VI, существенное влияние продолжает оказывать и энциклика папы Льва XIII «Rerum Novarum», столетие которой было отмечено в 1991 г. энцикликой Иоанна Павла II «Cenfesimus Annus» («Столетняя годовщина»).

Вторая энциклика продолжила и развила многие положения первой. Одна из заключительных фраз «Rerum Novarum»: «Пусть каждый возьмется за дело, выпадающее на его долю немедленно и в согласии с прочими», как бы послужила отправной точкой для многих положений «Cenfesimus Annus» («Столетняя годовщина»). Иоанн Павел II разворачивает положение энциклики Льва XIII, поясняя, что речь идет не об абстрактном, а о реальном, конкретном «историческом» человеке. Он призывает людей заботиться о деле, которое они считают своим, исходя из убеждения, что каждая активная личность, независимо от призвания, имеет конкретную жизненную цель. На Страшном суде, который ждет каждого, гораздо больше внимания будет уделено не тому, что сделали люди, а тому, как они выполняли свое дело.

Это одно из важнейших (если не самое главное) положений энциклики Папы Иоанна Павла II, исходя из которого, он, по сути, строит все свои размышления о труде и предпринимательстве.

Именно эти проблемы занимают видное место в «Cenfesimus Annus», пронизывают буквально все его 62 раздела. Труд, трудовая этика, трудовое призвание, трудовое достоинство, собственность, прибыль, бизнес - таков далеко не полный перечень тем, затрагиваемых в энциклике.

«Труд - призвание каждой личности; в нем человек выражает и осуществляет себя, труд дает возможность выразить человеческое достоинство». Эта тема получила достаточно яркое развитие уже в первой энциклике Иоанна Павла II - «Laborem Exercens» («Трудом своим») (1981), затем продолжена в 1987 г. в энциклике «Sollicifidi Rei Socialis». Свободный рынок есть экономическое следствие христианского понимания человеческой природы и предназначения. Эта мысль пронизывает многие выступления главы католической церкви, особенно его послание «Cenfesimus Annus», представляющее наибольший интерес прежде всего потому, что именно здесь Иоанн Павел II высказывает новейшие взгляды католичества на социальные проблемы, а также потому, что взгляды выражены в этой энциклике наиболее последовательно и глубоко.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.