реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История возникновения православных воскресных школ

реферат
p align="left"> III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

1. XIX - нач. XXв.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве -- 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах -- «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и co-вершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.

Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в С.-Петербур-ге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал про-тив подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священни-ков». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеда-ний. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 - 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они от-крывались с разрешения епархиаль-ного архиерея и состояли в ведом-стве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено суще-ствование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возник-ли противоречия. Министерство народ-ного просвещения претендовало на управление всеми школами, опи-раясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разре-шать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была призна-на полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда-ны первые программы преподава-ния в Воскресной школе, литературно-педагоги-ческие труды «Что читать народу» и «Кни-га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от-крыты в 1883), которые посещали бо-лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на-блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива-лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры-та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи-тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро-де появились первые народные ве-черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы-боре программ обучения. В резуль-тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис-пользовались антиправительствен-ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто-рию, литературу, географию, законове-дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе-циальные программы, учебники, по-собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва-лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу-чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри-ходских школ по учебникам и руко-водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко-дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за-водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво-ваний. Их посещали и дети и взрос-лые, допускалось совместное обуче-ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис-трировано 487 школ, в 1905 г.-- 260, в 1907 г.-- 182. Впрочем, сохра-нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро-странения религиозно-нравствен-ного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по-лучили развитие в школах ликви-дации неграмотности (с 1919), шко-лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре-кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми-грантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко-митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос-новной целью обучения было сохра-нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники - "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

2. Кон. XX - нач. XXI в.

В начале XX века в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и обра-зование, главным образом детей.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории были заполнены детьми. И до сих пор, деятельность школы, количество учащихся в которой сильно уменьшилось, осуществляется за счет личного времени студентов и их бескорыстного энтузиазма (здесь мы не говорим о финансировании).

Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.

Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе Воскресные школы (так-же называются церковноприход-скими) создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведе-ниях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне -- епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руко-водителем могут быть как настоя-тель или другой клирик данного при-хода, так и мирянин.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.