реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История возникновения православных воскресных школ

реферат

История возникновения православных воскресных школ

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании

В странах Европы

В Северной Америке

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

XIX - нач. XXв

Кон. XX - нач. XXI в

IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан - это воскресные школы, для мусульман - пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой - к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

1. В Великобритании.

Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали на-выками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. При-лежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Де-вочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процес-са и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ про-должало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, ко-гда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Ко-роль одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в ко-ролевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патро-нессой Воскресных школ. Вскоре, практика по-казала, что школы, где преподавате-ли - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффек-тивны. Со временем этот тип шко-лы становится основным. Уэсли пи-сал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кро-ме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (мето-дистом) и С. Фоксом (квакером) бы-ла организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появи-лись в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и раз-витию новых социально-экономиче-ских институтов, например сберегатель-ных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубли-кованном в «Журнале для джентль-менов», сообщал, что Воскресную школу посеща-ли 250 тыс. детей. По парламент-ской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 уча-щихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после по-явления первой школы, в Велико-британии насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Обще-ство поддержки и поощрения вос-кресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со-здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для рас-пространения опыта Воскресных школ не толь-ко в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вы-шел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских вос-кресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церк-ви Англии (Church of England Sun-day School Institute) для «распро-странения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглав-лявшийся комитетом из 25 клири-ков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб-лии и Книги общих молитв и соот-носилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в ан-гликанских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ-единявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.

2. В странах Европы.

Наибольшее развитие в Европе приобрели кон-фессиональные Воскресные школы религиозных мень-шинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была ор-ганизована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспози-цию, посвященную Воскресным школам, на Всемир-ной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смог-ли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы по-явились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мира появление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.

3. В Северной Америке.

Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных кон-фессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как бла-готворительное служение среди бед-ных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональ-ной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Фила-дельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); через год Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфий-ский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональ-ным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Uni-on). Его члены, представители раз-личных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную про-пагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число уче-ников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (Ame-rican Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публи-кацию цикла уроков (uniform les-sons) по изучению Библии. Быст-рый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учеб-ных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселен-ной долине Миссисипи. Около 80 мис-сионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было органи-зовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.

В 1832 г. в Филадельфии состоял-ся 1-й национальный съезд работни-ков Воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. уче-ников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от сво-бодной территории и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достиг-ло 6 млн, а количество школ пре-высило 69 тыс. На съезде в сотруд-ничестве с Союзом британских вос-кресных школ был принят План унифицированных уроков для меж-дународного использования (Inter-national Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семест-ры (от 13 до 15 недель). Предполага-лось, что за это время ученики мог-ли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения из-бранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для за-учивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Коммента-рии к библейским текстам отсут-ствовали, и это позволяло использо-вать планы унифицированных уро-ков в школах любой конфессии.

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Conven-tion), 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Аме-рики было 54 клирика. В 1907г. на-звание конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World's Sunday School Associa-tion); в 1947г.-- на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Ос-новной задачей совета, объединив-шего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом обра-зования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC).

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.