реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История развития свободомыслия и атеизма

реферат
p align="left">Нигилизм, несмотря на его слож-ный состав, объединяющий различ-ные антигосударственные течения, родственен атеизму. «Нигилизм это логика без структуры, это наука без догматов, это безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех послед-ствий» писал Герцен, -- нельзя не увидеть косвенного признания бездуховности и беспринципности этого движения; основу «веры ниги-листа» составляет борьба с властью, ради которой все средства хороши. По мнению Герцена, история русского ниги-лизма начиналась с Белинского и Бакунина и была продолжена петра-шевцами и нынешним поколением революционеров. На вопрос: «Что же наше поколение завещало новому? -- Герцен отвечал,-- Ниги-лизм».

М. А. Бакунин (1814-1876), один из родоначальников европейского анархизма, яростный критик религии и церкви, революционер по складу своего ума и характеру, имел о хрис-тианстве крайне искаженные пред-ставления; освобождение человека от эксплуатации и из-под власти государства он непосредственно увязывал с отрицанием Бога. Используя мни-мый аргумент от «свободы», Баку-нин в одном из своих писем, опуб-ликованных в качестве самостоя-тельного трактата, писал: «Если Бог существует, то человек -- раб; но че-ловек может и должен быть свобод-ным; тогда Бог не существует». Еще мрачнее звучит его следующий афоризм: «Вольтер сказал: Если б не было Бога, его следовало бы придумать. А я... говорю, что если бы Бог су-ществовал, то было бы необходимо Его уничтожить»

В. Г. Белинский (1811-1848), литературный критик и публицист, в своих религиозных и философских воззрениях прошел сложный путь от примирения с дейст-вительностью до неприятия ее и атеизму; в известном письме к Н. В. Гоголю от 3 июля 1847 г. он обличает русское духо-венство и православную церковь, утверж-дая, что «она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма», счи-тает, что русские -- «глубоко атеисти-ческий» народ, что России не нужны ни проповеди, ни молитвы.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889), родившийся в семье священника, какое-то время сочетал искреннюю веру в Бога с любовью к сочинениям Фурье и Оуэна; затем увлекся чте-нием Фейербаха, из которого «знал наизусть» целые страницы. Автор большого количества социально-политических и экономических ра-бот, Чернышевский, не оставил спе-циальных сочинений, посвященных обоснованию атеизма, о его атеизме можно су-дить на основании его общей мате-риалистической концепции при-роды, учения о человеке и обществе, в которых отсутствует какое либо упоминание Бога, а сами теории свидетельствуют о том, что согласно убеждениям Чернышевского, нет никакой иной реальности, кроме существующего во времени мира.

Отрицание Православия и борьба с Церковью приобретают програм-мный характер в русском марксизме. Не-смотря на некоторые (временные) так-тические уступки верующим, с на-чала распространения марксизма в России становится очевидной принципиальная несовместимость марксистской идеологии и религиозной веры. С позиций «воинствующего атеизма» написаны статьи русского марк-систов Г. В. Плеханова (1856-1918) и др. В особенности велика роль Ле-нина (1870-1924), теоретика атеизма и ор-ганизатора массовых преследований и арестов духовенства, священников и мирян Русской Православной Церкви.

5. Атеизм в СССР.

Атеизм в СССР берет начало в трудах основоположников марксизма. Кон-кретные положения атеистического учения применительно к условиям России были разработаны в трудах В. И. Ленина «Социализм и рели-гия» (1905), «Материализм и эмпи-риокритицизм» (1909), «Об отноше-нии рабочей партии к религии» (1909), «Классы и партии в их отно-шении к религии и церкви» (1909), «О значении воинствующего материализма» (1922), мн. др. сочине-ниях и в его переписке. Критика ре-лигии и Церкви для русских марксистов в начале XX в. служила конкретной практической цели -- свержению монархии и приходу к власти. Для дореволюционной России, где господствующей религией было Православие, а за-конодательство не знало понятия «свобода совести» (в смысле права не исповедовать никакой религии), пропаганда атеизма означала разрушение основ традиционной государственности.

В СССР атеизм стал не только господствующей идеологией, но и составной частью политической практики. Можно вы-делить следующие направления в развитии, атеизма в СССР:

1) продолже-ние теоретического обоснования атеизма;

2) создание правовой базы для огра-ничения деятельности (в некоторые периоды -- вплоть до ликвидации) религиозных организаций;

3) конкретные меро-приятия государства и атеистической час-ти общества по борьбе с религией и религиозными организациями.

Главная особенность со-ветского государственного атеизма - партийное руко-водство всей атеистической работой. Уже в первых декретах Советского государства, направленных на секуляриза-цию церковного имущества и на ограничение влияния Церкви, про-является очевидная приверженность новой власти к атеизму. Декрет о земле, принятый на Съезде Советов 26 октября 1917 г., объявил о национализации всех монастырских и церковных зе-мель «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными построй-ками и всеми принадлежностями». Затем последовали декреты «О рас-торжении брака» (16 декабря 1917), «О гражданском браке, о детях и о ве-дении книг актов состояния» (18 декабря 1917), которые лишили церковный брак юридической силы и передали ведение актов гражданского состоя-ния государственным органам. Постановление со-ветского правительства передало учебные заведения, принадлежавшие религиозным организациям, в ведение Наркомата просвещения. Венцом советского законодательства, ставшего основой развертывания атеистической пропаганды и агитации, атеистического воспитания, стал декрет от 23 января 1918 г. «Об, отделении церкви от государства и школы от церкви».

Следствием этих законов и подза-конных актов стало полное изъятие принадлежавших религиозным организациям материальных ценностей всех видов, запрет на преподавание религии в учебных заведениях, прекратился выпуск религиозных журналов и газет. Серьезные препят-ствия возникли для реализации гражданами провозглашенного но-вой властью права исповедовать ре-лигию и создавать религиозные организации, поскольку регистрация общин и пре-доставление им помещений для от-правления религиозных обрядов (богослужения вне храмов были запрещены) теперь полностью зависели от произвола атеистической власти.

Основы для развития атеистичес-кого законодательства содержались в советских Конституциях (1918, 1924, 1936 и 1977). Первые Консти-туции лишили духовенство поли-тических и части, гражданских прав и предоставили свободу действий атеистам. Консти-туция 1924 г. гарантировала только свободу антирелигиозной пропаганды, религиозная пропаганда была запрещена, права верующих ограничивались «отправлением религиозного культа». Конституция 1936 г. установила ра-венство всех граждан перед законом и в избирательных правах, однако действовавшее законодательство жестко ограничило в правах на религиозную деятельность духовенство и верую-щих, устанавливая препятствия в регистрации общин, запрещая от-правлять богослужение вне спе-циальных помещений, заниматься религиозным воспитанием своих детей, со-вершать колокольный звон и крест-ные ходы.

Важной частью атеистической по-литики советской власти являлись атеистическая пропаганда и атеисти-ческое воспитание. Уже в первые годы существования РСФСР, затем СССР были учреждены периодичес-кие издания, единственной целью которых было распространение атеизма: «Ре-волюция и церковь» (1919-1924), «Наука и религия» (с 1922), «Безбож-ник» (газета, 1922-1934, 1938-1941, в 1925-1941 выходил также журнал с таким названием), «Атеист» (1922-1930) и др. В 1932 г. в СССР выходило 23 атеис-тических журнала и 10 атеистичес-ких газет.

Параллельно со специализирован-ными периодическими изданиями в СССР постепенно налаживался выпуск теоретической атеистичес-кой литературы, действие которой было рас-считано на длительную перспективу. Для распространения атеизма была со-здана сеть специальных научных и культурно-просветительских учреж-дений и обществ, в экспозиции краевед-ческих и иных музеев часто вклю-чали разделы по атеизму либо отдельные материалы на эту тему.

Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической пар-тией, которая отрицала любую религию и поставила стратегическую цель -- искоренить религиозное мировоззрение и избавиться от религиозных организаций, как несовместимых с социализмом, тем более с коммунизмом.

Закат господства атеизма в СССР начался около 1987 г., когда окончательно опреде-лилась «линия» партии на частич-ную демократизацию и реформиро-вание советской системы. Отказ от господства атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях».

6. Атеизм в постсоветской России.

Све-дения о числе атеистов в постсоветской России весьма противоречивы, т. к. нет четкого критерия относительно того, кого именно считать неверующим и всякого ли неверую-щего следует признавать атеистом. Для подавляющей части неверую-щих постсоветской России характер-на общественная пассивность.

Часть неверующих, идентифицирующих себя как сознательных атеистов, активизировалась в середине 90-х гг. Разви-тие атеизма в постсоветской России идет 3 путями: поддерживаются традиционные формы воинствующего безбожия (небольшевистский атеизм), атеисти-ческое мировоззрение осмысляется через идеи гуманизма и свободомыслия (светский гуманизм), формиру-ется идеология «нового русского ате-изма». Для всех 3 форм постсовет-ского атеизма в разной степени характер-но негативное отношение к участию церкви в жизни общества.

Некоторую смысловую строй-ность и организованность выступле-ния атеистов приобрели с середины 90-х гг., выходя преимущественно в Интер-нете.Существуют атеистические сайты «просветительского» характера, например, библиотеки атеистической литературы «Философия и атеизм», раздел «Атеизм» в русско-израильском интер-нет-каталоге «Ариадна» и т. п. Предпринимаются попытки наладить в Интернете диалог между верую-щими и атеистами, в частности, че-рез дискуссионный клуб «Ареопаг», созданный инициативной группой христиан и атеистов. С 2001 г. дис-куссии также еженедельно проходят через идеи гуманизма и свободомыслия в прямом эфире радиостанции «Центр» в передаче «О самом глав-ном».

В российском обществе в 90-х гг. формировался атеизм в форме «секулярного (светского) гуманиз-ма». Главная инициатива в процессе его формирования принад-лежит профессору философского факультета МГУ В. А. Кувакину, учредившему в мае 1995 г. вместе с единомышлен-никами Межрегиональное общест-венное объединение «Российское гуманистическое общество» (РГО), целью которого является «содействие развитию гуманизма, в том числе раз-работке, распространению и утверж-дению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия; содействие изуче-нию принципов научно-атеистичес-кого и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агнос-тицизма, индифферентизма по отно-шению к религии)».

К конце 90-х гг. деятельность сто-ронников «нового русского атеизма» начала приобретать политические формы. 12 апреля 2001 г. АТОМ (Московское движение атеистов «Атеистическое Общество Москвы») провел пресс-конференцию под названием «Нет мракобесию в XXI веке», на которой была представлена декларация «В защиту свободы совести и свет-ского государства». В этом документе «новые русские атеисты» вырази-ли «глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особен-ности со стороны РПЦ (Русской Православной Церкви)». Под текс-том декларации подписались 150 чел.: академики РАН Гинзбург, В. Н. Стра-хов и Е. Л. Фейнберг, правозащитник С. А. Ковалёв, депутат Госдумы В. Семёнов, политологи и журналис-ты А. Бузгалин, Б. Кагарлицкий и др.

Дискуссии вокруг Закона о свободе совести (1997), по вопросам о соци-альной роли Церкви, возможности светского теологического образо-вания и т. п. продемонстрировали сложный процесс осмысления в пост-советском обществе таких понятий, как «свободомыслие», «свобода совес-ти», «светский» (по отношению к государству и образованию), и обнару-жили приверженность атеистичес-кому мировоззрению многих современных оте-чественных религиоведов и правозащитников. Это объясняется тем, что после краха «научного атеизма» как господствующей идеологии большинство кафедр «научного атеизма» перепрофилирова-лись в кафедры религиоведения и истории религий.

События 90-х гг. XX в. показали, что в условиях формирования в Рос-сии гражданского общества атеизм мимикри-рует, приобретая новые формы и стремясь легализоваться как общест-венная сила.

Заключение.

Религия как общественное явление- это историческая реальность. В современном мире она имеет еще социальные и психические основы. Проблема ее выживания или отмирания отнюдь не исчерпывается тактическим мастерством религиозных организаций, заинтересованных в ее сохранении, или умелой стратегией атеистов, ведущих с ней борьбу. С точки зрения познания проблемы, связанные с местом религии в жизни современного общества, ничем не отличаются от любых других, которые наука считает необходимыми разрабатывать. Научное исследование религии так же важно, как и разработка других научных проблем. Исторические преобразования, осуществляемые реформами общества, вызывают глубокие изменения и в коллективном и в индивидуальном сознании. Эти изменения могут стать плодотворным полем исследования для ученых, в том числе и для тех, кто занимается современной эволюцией религиозных явлений.

Секуляризация означает торжество человека, полностью включившегося в преобразование общества, человека, для которого мир перестает быть сотворенным богом и превращается в природу. Человек, занятый в промышленности, как и житель, села, переживающий процесс урбанизации, имеют дело с действительно новой природой. Они участники постепенного формирования такого способа восприятия и оценки природы, когда последняя рассматривается в плане ее соотношения с естественными законами, а не с божественными силами.

Благодаря успехам науки человек сегодня занимает гораздо более твердую и уверенную позицию в отношении религиозных верований, уходящих своими корнями в далекое прошлое. Он обрел несравненно большую уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

В условиях демократии гарантируется свобода совести для всех граждан: каждый гражданин имеет право веровать и принадлежать к любому культу, признанному законом, или же не придерживаться никакой религиозной веры. Верующие и неверующие пользуются одинаковыми гражданскими правами: религиозные убеждения человека, равно как и отсутствие таковых, не дают повод для его дискриминации, ограничения его гражданских прав и свобод.

Литература.

1. Атеистический словарь.- М., 1983

2. Беррар П. Религия в современном мире.- М., 1979

3. БСЭ т.23/Под ред. Прохорова.- М., 1976

4. Карташов А. Собрание сочинений в 2 т. Т.1 Очерки по истории Русской церкви.- М., 1992

5. Никольский Н.М. История Русской церкви.- 3-е изд.- М., 1983

6. Православная энциклопедия т.3./Рук. Кравец С.Л.- М., 2002

7. Словарь иностранных слов.- изд. 5, стереотип./Под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова.- М., 1955

Христианство ЭС т.1.- М., 1993

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.