реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История развития свободомыслия и атеизма

реферат
p align="left"> Из большого числа разнообразных направлений и течений философ-ской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм -- мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление, в слу-чае последовательного его проведе-ния, с необходимостью ведет к отри-цанию личного Бога, и только непо-следовательностью в выводах можно объяснить, почему многим привержен-цам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми ого-ворками к атеистам эпохи Возрож-дения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма,-- Пьетро Помпонацци (1462-1525), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639).

3. Атеизм XVII-- XVIII вв.

3.1. Эпоха Просвещения.

В философии Просвещения в тес-ной связи с абсолютизацией чело-веческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами пере-устройства общества на «разумных» на-чалах переоценке подвергается от-рицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринима-ются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широ-кое распространение получает фи-лософия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога толь-ко в качестве Творца мира и отрицаю-щая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религи-ей», в которой нет места для чуда, тай-ны, авторитета и священства (Воль-тер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).

Наиболее известные представители французского деизма -- Вольтер (1694-- 1778) и Руссо (1712-1778) признают существование Бога, но их понимание Бога не идет дальше представ-лений о нем как об анонимном Верховном Существе, в лучшем случае, обеспечивающем правосудие и моральный порядок. Формально не яв-ляясь атеистами и выступая против атеизма, они, тем не менее, остаются про-тивниками церкви и христианства.

В формировании безрелигиозной идеоло-гии, подготовившей Французскую революцию со всеми ее трагичес-кими событиями, особое место при-надлежит французскому материализму -- учению, которое сводит явления духа и душевную жизнь человека к «ма-терии» или к телесной «природе» и, по своим исходным положениям, враждебно религиозной вере. Механисти-ческие и натуралистические учения Ж. О. де Ламетри (1709-1751), позд-него Д. Дидро (1713-1784) и К. А. Гель-веция (1715-1771) вполне могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее рьяно это мировоззрение, лишенное философской глубины и опираю-щееся на заблуждения ума и чувств, представлено в многочисленных антирелигиозных и антицерковных сочи-нениях П. А. Гольбаха (1723-1789) и в главном его труде «Система при-роды», в которых происхождение рели-гии он объяснял непросвещенностью людей, их невежеством, а также ко-рыстными интересами духовенства.

XIX веке Немецкая классическая философия, от Канта до Гегеля включительно, несмотря на ряд вы-двинутых ею сомнительных идей и учений тем не менее сохраняет внут-реннюю связь с христианством и считает его абсолютной религией. Это не помешало левым гегельянцам эволюционировать сначала к деизму и пантеизму, а затем к открытому атеизму. (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). В чис-ле яростных критиков Гегеля был его современник А. Шопенгауэр (1788-- 1860), атеист по своим убеждениям, развивавший не без влияния со сто-роны буддизма философию «ничто» и отрицавший существование Бога.

В XIX в. получает широкое рас-пространение теоретический атеизм; он связан с философскими направле-ниями своего времени -- позитивиз-мом, антропологической филосо-фией, анархизмом, материализмом и философией жизни. Пронизаны ду-хом неверия и скептицизма много-численные исследования в области истории религии, ее происхождения и возникновения. Под влиянием позитивной философии и эволюцион-ной теории Ч. Дарвина, механически перенесенной на общественную жизнь и толкование религии, атеизм на-чинает рассматриваться в качестве необходимой составляющей «науч-ного мировоззрения».

К известным атеистам XIX в. отно-сятся идеолог анархизма социалист П. Ж. Прудон (1809-1865), утверж-давший, что «Бог -- это зло»; вуль-гарные материалисты Л. Бюхнер (1824-1899), К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт (1822-1893), естество-испытатель Э. Геккель (1834-1919), автор кн. «Мировые загадки».

3.2. Теоретики атеизма.

3.2.1. А. Фейербах.

Создатель антропологической фи-лософии, один из крупнейших тео-ретиков, А. Л. Фейербах (1804-1872), он обра-щается к принципу субъективности, но вместо «транс-цендентального субъекта» в основу философии полагает учение о чело-веке. Если в своей ранней книге «Исто-рия философии Нового времени» (1833) Фейербах принимает учение Р. Декарта, у которого доказательства бытия Бога связаны с наличием в че-ловеческом мышлении врожденной идеи Бога, то в поздних сочинениях он, используя с некоторыми измене-ниями те же ходы мысли, приходит к противоположному результату -- к убеждению, что Бог есть всего лишь представление человека, что человек «не может задаваться вопросом, что такое Бог сам по себе». Тем самым он полностью отрицает христианское учение о Боге и Церк-ви, отвергает авторитет Священного. Писания и Предания. Отрицая существо-вание Бога в Себе, Фейербах не за-мечает, что на основании той же ло-гики следовало бы и мир толковать всего лишь как человеческое пред-ставление.

Он пишет: «Бог есть откровение внутренней сути человека, выраже-ние его «Я»»; это означает, что человек раздваивается, его сущность отчуждается и «объективируется», получает идеальную реальность «Бога» и власть над че-ловеком. «Божественная сущность есть не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от границ природы»

3.2.2. К. Маркс.

Другой теоретик атеизма племянник глав-ного раввина в городе Трире К. Маркс (1818-1883). Значение атеизма для уче-ния Маркса чрезвычайно велико. К своей философии диалектичес-кого и исторического материализма он приходит через атеизм. Однако атеизм в ка-честве «критики религии», являясь исходным пунктом всего миросозер-цания и учения Маркса, получает свое обоснование через само это уче-ние и только таким образом повышается в своем статусе и становится «научным атеизмом». Знакомство с трудами Фейербаха сыграло важную роль в формировании атеистических воз-зрений Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса.

Признавая в целом пра-вильным учение Фейербаха о Боге как проекции человеческих чувств, надежд и страхов и дополняя его теориями «фетишизма» и «олице-творения», Маркс и Энгельс, по мере разработки философско-политического учения, находят ошибки в атеистических воззрениях своего предшественника. Основной не-достаток они видят в узости антро-пологического подхода и поэтому считают необходимым выявить со-циальные и экономические предпо-сылки возникновения веры в Бога и религии. В созданной Марксом кон-цепции общественно-экономичес-кой формации религия рассматри-вается в качестве одной из форм общественного сознания, «надстройки», которая определяется «базисом» (или экономическими отношениями) и полностью зависит от изменений в нем. Однако Маркс, который считал, что история, вплоть до коммунизма как ее завершения, характеризуется последовательной сменой общест-венно-экономических формаций (одного базиса другим), не заметил, что религия, в частности христиан-ство, не исчезает со сменой «старого базиса», как должно было бы про-изойти согласно его теории. Это упу-щение пытался исправить Энгельс в работе «Людвиг Фейербах...», дополнивший теорию положением об относительной самостоятельности «надстройки», но тем самым был ограничен главный тезис Маркса об определяющей роли «базиса» и все учение приобрело предположитель-ный характер, потеряло ясность и смысл.

3.2.3. Ницше.

3-й крупнейший представитель атеизма, Ницше, выходец из рода священ-ников, в течение всей жизни вел тяжбу с Богом, завершившуюся тя-желым душевным заболеванием. О важности и нерешенности для Ницше вопроса о Боге говорит тот факт, что написанные в состоянии болезни тексты он подписывает име-нами «Дионис» или «Распятый».

Ницше -- создатель новой разновид-ности атеизма, мистического. Если Фей-ербах пытался обосновать свой атеизм с позиции «человека», Маркс -- «об-щества», то для Ницше основной те-мой становится «культура». Под культурой Ницше понимает целост-ное историческое образование, тип жизни, в основании которого лежит миф как «высшая ценность». Культура как система ценностей, по Ниц-ше, рождается из мифа, живет верой в миф и умирает со смертью мифа. Уже в ранней работе «Происхождение трагедии из духа музыки», пытаясь найти ключ к пониманию античной культуры, Ницше обращается к ана-лизу греческой религии и мифологии и вы-деляет два определяющих начала - аполлоновское (красоты, соразмер-ности, разума) и дионисийское (экстатичности, хаоса, воли к жизни), соответствующие греческим богам -- Аполлону и Дионису.

В концепции «нигилизма», разра-батываемой в поздних сочинениях, речь идет о кризисе европейской культуры, истоки которой Ницше непосредст-венно связывает с христианством и с христианскими представлениями о Боге. Ницше справедли-во связывает нигилизм с атеизмом, с утра-той веры в Бога, но заблуждается, подобно другим атеистам, полагая, что Бог создается людьми; только этими соображениями можно объяснить слова Ницше «Бог умер» и веру его в преодоление эпохи нигилизма путем «переоценки ценностей», со-здания нового мифа как основы но-вой эпохи. Таким мифом становится учение о «сверхчеловеке», и этим «сверхчеловеком», считает Ницше, нужно заполнить образовавшуюся со «смертью Бога» пустоту бытия.

Отношение Ницше к христианст-ву -- крайне отрицательное, к Христу -- двойственное, образ Христа его одно-временно притягивает и отталкивает.

4. Свободомыслие и атеизм в России.

В России 18 в. идеи свободомыслия ярко вы-ражали М. В. Ломоносов, И. А. Треть-яков и др. Свободомыслием пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций свободомыслия выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы свободомыслия в странах Западной Европы и в России защи-щали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели.

Теоретический атеизм в России в силу особенностей ее религиозного и исторического пути получает распро-странение лишь в XIX в. Истоки большинства атеистических учений в России берут свое начало в европейской философии XVIII-XIX вв. Сначала французские просветители и энциклопе-дисты, затем Прудон, Фейербах и Маркс, последовательно сменяя друг друга, становятся властителями дум оппозиционно настроенной интел-лигенции в России, а через нее при-обретают известность в самых раз-личных слоях общества. Для нескольких по-колений русских революционеров до появления марксизма особое значе-ние в социальных науках имели воз-зрения Р. Оуэна, Ш. Фурье и Прудона, в философии - антропологичес-кое учение Фейербаха, вульгарный материализм и позитивизм. Основ-ные идеи Фейербаха -- понимание человека из природы и объяснение религии из чувства зависимости человека от мира -- в русской обличи-тельной философской и публицис-тической литературе воспроизводились в разных вариациях и, как правило, связаны с завуалированной крити-кой религии, христианской этики и христианских представлений о человеке и его от-ношении к Богу.

Русская атеистическая литература XIX в. не богата самостоятельными теоретическими и философскими обосно-ваниями атеизма. Оригинальность русского атеизма проявилась в другом:

1) в продумы-вании до крайних пределов той или иной атеистической концепции, не-зависимо от радикальности следую-щих из нее выводов и отрицаний;

2) в превращении атеизма в целостное мировоззрение и жизнепонимание, в некую разновидность веры;

3) в не-медленном практическом примене-нии «на деле» этой веры.

Возможно, этими обстоятельствами объясняют-ся весьма условные границы между теоретическим и практическим атеизмом в России и почти неизбежная транс-формация теоретической позиции в политическую.

История атеизма в России, если иметь в виду его активные формы, тесно переплетена с историей политичес-кой борьбы, атеистическая состав-ляющая присутствует во всех поли-тических движениях, поставивших своей целью низвержение монар-хии; разрушение монархии в 1917 г. и создание безбожного тоталитар-ного государства -- печальные итоги этой борьбы.

Хотя последовательно продуман-ная логика атеизма вслед за отрицанием Бога требует отрицания «помазан-ника Божия», царя, возникновение и распространение атеистических убеждений в России свидетельст-вует о существовании обратной ло-гики, когда оппозиция власти и от-рицание монархии привели к кри-тике Церкви и религии, к утрате веры в Бога и самому настоящему атеизму. Этим путем к атеизму пришли В. Г. Белин-ский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышев-ский, Д. И. Писарев и мн. др.

С начала XIX в. наблюдается посте-пенно возрастающая роль атеизма в разви-тии общественно-политических про-цессов в России. Декабризм, ниги-лизм и социализм разных оттенков обозначили основные вехи распро-странения атеизма. В движении декабрис-тов значение атеистических воззре-ний еще не велико. П. И. Пестель (1793-1826), один из главных теоре-тиков движения, придерживался деистических взглядов, что нашло отражение и в написанной им «Рус-ской Правде», где сначала говорится о «естественном разуме», а потом о Евангелии. Непосредст-венное отношение к атеизму имело стихо-творение А. П. Барятинского (1798-1844) «О Боге», в котором автор при-водит известные по атеистической литературе аргументы и пишет: «При виде зла, покрывающего весь мир, если бы даже Бог существовал,-- нужно было бы Его отвергнуть».

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.