p align="left">В таких условиях для многих христианских апологетов казалось необходимым и даже единственно верным идти по пути доказательства, что данные научные гипотезы не противоречат христианскому учению. Однако при фактически «священной» неприкосновенности оных гипотез и теорий всё это на деле выливалось в доказательство того, что, напротив, христианское учение не противоречит им. В качестве яркого примера можно вспомнить, например, апологетическую статью Н. Бердяева, написанную в 1920-х годах, в которой он утверждал, что отсутствие доказательств об историческом существовании Христа на самом деле «и есть величайшее свидетельство в пользу христианства, свидетельство его чудесности» Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6, С. 50.. Ещё больше примеров такого рода апологии мы увидим, если обратим внимание на многочисленные попытки согласования православного учения и эволюционизма, предпринимавшиеся десятками авторов, старавшихся на разные лады доказать, что выдвинутая Дарвиным в середине XIX века теория видообразования не только не противоречит учению Церкви о творении, но напротив, составляет его самую сердцевину и имеет твёрдые основания как в Писании, так и в Предании. При кажущейся беспроигрышности позиции, апологетика такого рода имеет ряд очень серьёзных недостатков Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христи-анской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm. Первый состоит в том, что такой подход совершенно беспродуктивен, как с богословской, так и с научной точки зрения. Всецело замыкающийся на существующих сию минуту моделях, он делает бессмысленным любую дальнейшую исследовательскую деятельность. Вместо того, чтобы искать реально существующие исторические свидетельства о Христе, подход предлагает нам ограничиться осмыслением отсутствия оных; вместо того, чтобы объективно и критически рассмотреть предлагаемые секулярной наукой теории, непосредственно затрагивающие область Божественного творения, чтобы, в случае необходимости, пересмотреть их или выдвинуть новые, подход предполагает подстроиться под уже существующие. Вторая проблема связана с тем, что наука время от времени неизбежно модернизирует и меняет свои взгляды. Научное знание не стоит на месте. Одна теория сменяет другую. И каждый раз горе-апологеты умели перетолковать текст Писания, чтобы оно соответствовало той или иной картине. Разные авторы с одинаковой самоуверенностью пытались и до сих пор пытаются одновременно согласовать с христианством такие разные и частично противоречащие друг другу разновидности теории эволюции как дарвинизм Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. -- Клин, 1999., СТЭ Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православ-ной школе // Рождественские Чтения 98. -- М., 1998. и номогенез Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. -- М., 1997.. Занятие это весьма неблагодарное, поскольку такие «богословские кульбиты» в конечном итоге могут лишь посеять недоверие вообще ко всему тексту Библии и церковному учению. Наконец, третья проблема связана с тем, что в абсолютном большинстве случаев такой подход предполагает по умолчанию лишить какого-либо самостоятельного значения, или, попросту говоря, выбросить из Библейского и Святоотеческого наследия 99% того, что нельзя притянуть за уши к данной теории, например, теории эволюции. Здесь кроется наибольшая опасность. Если сжечь свой дом из страха перед ограблением, то это, наверно, поможет оставить воров ни с чем, но вряд ли будет способствовать сохранению имущества. Апологетика, наносящая больший урон, чем сама критика, явно не может быть признана успешной. Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве ИнтернетаСовременное развитие бурное цивилизации привело к появлению новой формы религиозной апологетики. Это связано с выросшей в невиданных ранее размерах «СМИ-зацией» общества. Важнейшим инструментом любой идеологии в нынешнем обществе считается массовая коммуникация. Современный мир насыщен коммуникационными сетями, опыт отдельного человека все более опосредуется технологическими системами производства и передачи символов -- носителей идеологии. Радио, телевидение, Интернет -- можно сказать, это те ступени, по которым поднимается нынешняя цивилизация из индустриального в информационное общество. Русская православная церковь положительно относится к Интернету и использует его возможности для распространения православной культуры. Отношение русской православной церкви к Интернету и его возможностям в свое время высказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (см. Приложение А). Прежде всего, нужно отметить, что «удельный вес» православной мысли и информации в Интернете гораздо больше, чем на телевидении, радио или в газетах. У Церкви есть православные газеты, есть хорошие материалы о Православии в светских газетах, есть и телепрограммы, но соотношение объема всего этого и того, что есть в Интернете, несопоставимо. Только сайтов православной ориентации сейчас сотни и сотни. Этот факт, пожалуй, можно объяснить тем, что Интернет -- это СМИ для бедных. Гораздо проще и дешевле открыть Web-сайт, чем начать издавать газету, сделать радиопередачу, а тем более телепрограмму, или пробиться на телевидение либо в большую прессу со своей информацией. Из-за этого мысль церковная и перешла в Интернет. Так Интернет стал одним из средств демонополизации большого информационного пространства. Сеть сейчас стала одним из таких подпространств, где церковная мысль и церковная информация имеют, наверное, ту долю, которую они должны и могли бы иметь в больших СМИ. Итак, рассмотрим более подробно вопросы присутствия Православия в пространстве современного Интернета. 2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистикаСовокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети Интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины» обычно лежат далеко вне религиозной сферы. По данным портала Rambler пользователей в сети интересуют, главным образом, компьютеры и Интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ (8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозных сайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей (или около 0,3% от общей аудитории рунета). Оценить же точно, сколько посетителей религиозного сектора рунета посещает православные сайты, не представляется возможным, потому что не все православные сайты используют системы Интернет-статистики. Однако, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтинга Rambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточно высокой точностью. Анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, что посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные - 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) - 19%, восточные культы и оккультизм - 11%, исламские - 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты - 6%, иудейские - 4% Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149. Итак, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%) читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов в русском Интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, во-первых, понятие Интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилось выше, не все религиозные Интернет-проекты включены в классификаторы, позволяющие получить открытый доступ к требуемой статистике. Так, согласно поисковику Yandex количество православных сайтов рунета около 2000 (январь 2005 г.), т.е. около 0,11 % от общего числа сайтов. По данным же Rambler Toр 100 религиозные сайты рунета (1262 сайта, по данным за январь 2005 г.) составляют примерно 0,19% от общего числа сайтов рунета. Таким образом, сравнив доли числа православных (0,11%) и религиозных (0,19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60% религиозных сайтов русского Интернета -- православные. Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторы инославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные, ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числа сайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0,86). Объясняется это, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскую направленность, в то время как большинство православных проектов носят пока информационно-справочный характер. Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась в минувшем году неизменной -- это проект «Православный календарь», портал «Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православное христианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина «Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение». В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословение и др. На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикам каталога «Православное христианство.ru», можно составить представление о тематической структуре православного рунета. Каждый четвертый православный узел рунета представляет собой официальную страницу -- храма, епархии, благочиния, иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественной организации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов, посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядке уменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православное вероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы» (6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личные странички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3%). Половину официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, 17% -- страницы церковно-общественных организаций, 15% -- монастырские сайты, 12% -- официальные епархиальные сайты. Одновременно с появлением в русском Интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале, когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когда православные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» Виктора Сударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «Истина Православия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный Интернет новые идеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылок в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора. В настоящее время в Российском Интернете реально действуют три каталога православных ресурсов. Это -- личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группой редакторов-добровольцев. Анализ продолжительности жизни православных сайтов показывает, что многие православные сайты (главным образом это -- личные авторские проекты) закрываются в течение первых пяти месяцев после открытия Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149. Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория сайтов -- это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, год существования -- это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов не выдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать два и даже три года и больше. Можно назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытию православных проектов: — потеря у авторов Интернет-проекта интереса к сайту; — смена руководителя организации, которой принадлежит сайт; — переход администратора сайта на работу в другую организацию; — проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта; — отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами; — реорганизация православных Интернет-проектов. 2.2 Аудитория православных сайтов рунетаРаспределение посетителей православных страниц по странам не сильно отличается от картины, характерной для русского Интернета в целом. Три четверти пользователей читают православные страницы на русском языке из России и других стран бывшего СССР, а подавляющее большинство остальных читателей проживают в странах Запада.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|